Гиподинамия проникает и дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не только движений, но и обучения и воспитания детей.
В этой связи особая роль отводится подвижным играм. Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.
В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физической развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья . Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, грамоте, математике, ознакомлении с окружающим и т.д. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения.
Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижных игр дидактической направленности, способствуют решению её дидактических задач, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать.
В процессе подвижных игр дидактической направленности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе, уступать и помогать друг другу. Подвижная игра дидактической направленности помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость, т.к. в игре своих товарищей выполняет различные движения, задания, упражнения. Необходимо отметить, что такие подвижные игры не всегда подходят для обучения. Чаще её можно использовать на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, а также как часть других занятий (в том числе тех, на которых дети долго находятся в статичном положении) для закрепления и обобщения полученных умений и навыков. В целях обучения лучше использовать игры средней и малой подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.
Важным аспектом подвижных игр дидактической направленности общение и взаимодействие детей в совместной деятельности.В своей работе на логопедической группе мы определили основные задачи и содержание, осуществили подбор игрового материала. Через игровой замысел старались вызвать активный интерес детей к игре, личное отношение детей к игре. Руководствуясь одной из задач педагогического руководства подвижной игрой дидактической направленности мы старались поддерживать достаточную активность всех детей, а также постепенное усложнение дидактической задачи в соответствии с возрастными особенностями. Младших дошкольников больше привлекает само действие, т.к. процессы возбуждения значительно преобладают у них над процессами торможения, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово и поэтому соединяли объяснение правил с показом действий. Правила игры старших дошкольников носят более обобщённый характер, но и их мы старались чётко сформулировать и ясно раскрывать заключённое в них содержание. У старших дошкольников в одной игре может быть разные по содержанию правила для разных участников игры. Чаще ведущим является дидактический компонент, скорость выполнения, а качество двигательного подчас отступает на последнее место. Поэтому мы стараемся равнозначно сочетать двигательный и дидактический компонент игры, т.к. в противном случае страдает сама суть использования такой игры.
Основные принципы использования подвижных игр дидактической направленности:
- активность и осознанность;
- постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания;
- соответствие возрастным и физическим особенностям детей;
- соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач.
В своей работе старались соблюдать баланс между занимательной, дидактической частью игры и динамической задачей - этот комплекс должен быть доступен и интересен ребёнку, для создания благоприятного эмоционального отношения к ней, что в свою очередь стимулирует мыслительный процесс.
В результате своей работы мы увидели большой положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий, т.к. дети не утомляются, не раздражаются, соревновательный момент обеспечивает необходимую двигательную активность, благоприятное эмоциональное состояние.
При отборе игр для детей нашей группы мы учитывали следующие требования:
Дидактическое и двигательное содержание подбирали в соответствии с “Программой воспитания и обучения” под ред. Васильевой,
- игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные, временные отношения и т.д.)
- степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям, навыкам нашей группы
- постепенный переход от индивидуальных игр к играм с совместными действиями, разделив детей на подгруппы.
При организации о проведении таких игр мы придерживались следующие условий:
- правила игры должны быть чётко сформулированы
- каждый участник должен принимать в ней активное участие
- игру нельзя оставлять незавершённой
- инвентарь игры должен быть эстетичным, интересным, безопасным, ярким.
Вывод: используя в практике работы подвижные игры дидактической направленности мы добились следующих результатов:
- укрепление здоровья детей, совершенствование всех функций организма
- развитие социальной активности в разнообразной деятельности детей:
- двигательной – стремление к выполнению игровых, целенаправленных действий с дидактическими материалами
- умственной – приобретение и самостоятельное использование новых знаний, умений, навыков проявление смекалки, находчивости, наблюдательности и т.д.)
- коммуникативной – проявление доброжелательности в общении со взрослыми, детьми, сопереживание, сочувствие
- психологичесой – создание положительного фона на занятии, атмосферы защищённости, уверенности в успехе,тренировка отдельных элементов регуляции поведения.
Занятие с использованием подвижных
игр
дидактической направленности “Весёлое
путешествие”
(Старший дошкольный возраст)
Программное содержание к занятию:
- комплексное развитие физических качеств и умственных способностей через разнообразные виды деятельности детей;
- двигательная задача - закреплять умения и навыки правильного выполнения основных видов движений;
- дидактическая задача – формировать умение рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач, проявлять смекалку, находчивость, наблюдательность
- коммуникативная задача – учиться проявлять доброжелательность в общении с детьми и взрослыми.
Программное содержание к играм:
- Разминка .
Цель: поднять мышечный тонус, настроить детей на совместные интересные занятия, контакт с другими детьми.
- Игра “Сложи по образцу”.
Цель: закреплять у детей умение составлять целое из части, целостное восприятие предмета, развивать мышление.
- Игра “Весёлые цифры”.
Цель: закреплять у детей соотношение цифры с количеством предметов (кружков).
- Игра “Найди детёныша”.
Цель: классификация диких и домашних животных, развитие координации движений, быстроты реакции.
- Игра “Кольцеброс”.
Цель: развитие координации движений, глазомера.
- Игра “Закрути верёвочку”.
Цель: развитие быстроты реакции, мелкой моторики.
- Игра “Помоги Карлсону добраться до дома”.
Цель: закрепление геометрических форм, формирование навыков пространственного мышления.
- Игра “Спаси птенца” - релаксация
Цель: уравновешивание процессов возбуждения и торможения, нервно-психической активности мозга в целом.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Я предлагаю отправиться в путешествие на необыкновенном поезде в страну игр.
Внимание, внимание!
Начинаем мы играть,
Будет некогда скучать!
Что вы сжались как пружинки,
Выходите для разминки!
(Упражнения с султанчиками)
По вагонам (ходьба змейкой по залу)
Первая станция “Соображай-ка”
Игры:
1. Сложи по образцу – снеговик
2. Весёлые цифры (детям раздаются карточки с цифрами, воспитатель высыпает кубики на рёбрах которых наклеены кружочки, дети должны найти кубик с таким количеством кружков, как и у них на цифре).
Станция “Игровая”
Игры:
1. “Найди детёныша” (детям раздаются карточки с изображением зверей, “звери – детёныши” - потерялись, для того, чтобы найти детёныша необходимо преодолеть препятствия: ползанье по скамейке на четвереньках, подлезание под верёвочку).
2. Кольцеброс (ходьба змейкой между конусами).
3. Игра “Закружи верёвочку”.
Станция “Музыкальная”
Музыкально-ритмические движения “Мы едем, едем, едем…”
Появляется Карлсон:
Привет, друзья! А это я!
Узнали верно вы меня?
Я мимо сада пролетал
И Вас в окошко увидал
Смотрю я – полон сад детей,
Быть может вы поможете беде моей?
Воспитатель: Что случилось, Карлсон?
Карлсон:
Сломался у меня пропеллер мой,
Не знаю как попасть домой.
А я хотел вас угостить,
Теперь не знаю, как и быть?
Есть только схема у меня.
Поможете Вы мне, друзья?
Воспитатель: Ребята, поможем Карлсону добраться до дома? (Детям предлагаются схемы по ориентировке в пространстве)
Карлсон:
Спасибо вам, мои друзья
До дому довели меня
Подарок оставляю я,
А мне в другой детсад пора.
Карлсон прощается и уходит.
Воспитатель проводит игру на релаксацию “Спаси птенца”.