Школа создаёт самое ценное – будущую нашу смену. От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни. Периоды быстрых социальных изменений становятся своеобразным экзаменом для всех взрослых, а также и для меня, как учителя, которого мучают вопросы:
Как лучше всего подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире?
Какая духовная сила, какие умения и способности нужны будут завтрашним взрослым для жизни в цивилизованном обществе?
Известно, что до 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребёнку в жизни.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Понимаю, что эти качества личности нужны людям и вижу, что люди благодарны за работу. Это и будет моё кредо, которое актуально на протяжении многих столетий, ведь в этих простых истинах заложена программа учительского труда, его общественная польза и значимость.
Я думаю, что главные составляющие воспитательного процесса:
– знать возрастные особенности младших школьников;
– применять современные педагогические технологии в воспитательном процессе;
– воспитывать ребёнка на успехе, удивлении, уверенности;
– союз семьи и школы.
За период своей тридцатилетней педагогической деятельности я изучила, осмыслила множество статей, пособий, книг педагогов-новаторов по воспитанию младших школьников и пришла к выводу, и говорю себе:
- цени в своих детях индивидуальность, самостоятельность, то, что они у меня необычны, неординарны, не такие как все. Не бойся того, что они иногда не вписываются в общепринятые рамки. Психологи говорят, что тот, кто не вписывается в рамки – талант. А талантливые люди золотой фонд нации, их надо беречь;
- воспитывай в ребёнке гордость: “ Я есть в мире, я ценность!” Человек, который сам себя уважает,– уважаем другими, сам себя любит,– любим другими;
- помни и то, что неуважения к себе ребёнок не прощает, и то, что любят ни за что, а уважают за что-то.
Отсюда я ставлю перед собой цель:
Создание условий для развития социально-адаптированной личности в условиях гуманизации и стандартизации образования.
Для достижения поставленной цели выделила следующие задачи воспитания:
1. Воспитательный процесс строить таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания.
2. Вести работу по сплочению коллектива.
3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности класса.
4. Уметь применять нормы взаимоотношений с другими людьми во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, спортивной, художественной, общественной.
Моя воспитательная система основывается на идеях:
– идея личностно– деятельного подхода;
– идея творчества.
Руководствуясь данными идеями, содержание и организационные формы воспитания разрабатываю на основе принципов:
– индивидуальность (проведение диагностик, анкет, опросов как родителей, так и детей, составление карты по интересам);
– самостоятельность (выбор коллективно-творческих дел, подготовка к проведению, выполнение обязанностей в классе);
– гуманизм (все дети талантливы);
– творчество (развитие творческих способностей каждого ребёнка, участие в школьных и районных мероприятиях);
– коллективизм (работа по сплочению коллектива).
Я, считаю, что огромное значение в воспитательной работе в начальной школе, имеет целенаправленная работа классного руководителя по сохранению и развитию эмоций ребёнка.
Ни для кого не секрет, что положительные эмоции, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребёнка к активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей. Интерес возникает и укрепляется, когда ребёнок действует сам без особого нажима. Тогда результаты получаются быстрее. Поэтому я организовываю воспитательную деятельность так, чтобы ученик с первых шагов имел хотя бы небольшие успехи и пережил радость достижений. Моя положительная реакция на активность ребёнка, одобрение словесное или жестовое его деятельности, вызывает у ученика ещё одну радость – это радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребёнка в детском коллективе.
Поэтому я ставлю одну из важнейших задач – создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Ведь именно в начальных классах классные руководители сталкиваются с так называемыми кризисами возраста и развития. В психологии, начиная с Л. С.Выготского, кризисы возраста рассматриваются как внутренне необходимые этапы развития, как определённые качественные скачки, в результате которых психика ребёнка поднимается на новый уровень. Отсюда ясно что я, как классный руководитель, призвана не только создавать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, но и постоянно изучать детей,
фиксировать их психические новообразования. Одинаковый подход к детям 6,5лет или 9 лет совершенно неуместен. Я предусматриваю новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяю содержание и формы работы с детьми. Для выявления межличностных и межгрупповых отношений я провожу диагностику Дж. Моренко (“Социометрия”), провожу методику “Цветик-семицветик” , методику “Письмо” и другие. Обычно на начальном периоде результатом данных диагностик и наблюдений является следующее:
– класс не дружен и разбит на микрогруппы;
– дети по воспитанности и образованности очень разные;
– выявляются дети, которые выпадают из общего круга общения.
Поэтому, мне как классному руководителю следует ориентировать детей на овладение способами общения с людьми, на создание благоприятной обстановки в коллективе. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Такой климат создаётся под влиянием двух факторов. Первый – это социально-психологическая атмосфера общества в целом, т.к. я работаю с детьми относительно раннего возраста, которые полностью зависят от родителей. Второй – это коллектив класса. Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемыми моральными нормами и интересами. Поэтому обязательным условием развития личности ребёнка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это прежде всего единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. С 1 класса я использую такую методику как оказание помощи другим, упорство, опрятность, творчество дети получают право:
– право войти в сказочный мир весёлых человечков;
– право пригласить весёлых человечков в гости (показать родителям, друзьям, рассказать о том, за что он получил награду);
– право сделать вместе с весёлым человечком подарок классу .
Получив такие права, ребёнок берёт со стола фигурку сказочного героя, несёт домой и там делает сюрпризы или подарки. Таким образом, у меня появляется возможность постоянно использовать в учебно-воспитательном процессе продукты деятельности детей (наглядный материал, игры, физминутки, песенки, стихи).
Я, считаю, что одной из главных форм внеклассной работы, является классный час, форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений с окружающим миром. Темы классных часов, их содержание определяю вместе с детьми. Во время таких встреч я учу своих ребят умению говорить логично и чётко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению. Дети учатся подчиняться воле большинства, умению доказывать своё мнение и бороться за него, если оно убедительно. Я считаю, что классный час не должен превращаться в нотацию учащимся. Он должен быть интересным и необычным. В основном мы ведём беседы на морально-этические темы, о культуре поведения, об охране жизнедеятельности, о правилах дорожного движения, проводим встречи с интересными людьми. Например:
“Права и обязанности школьника,” “Поговорим о вежливости”, “Красный, жёлтый, зелёный”, “Друг в моей жизни”и т.д.
Младшие школьники очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. С первого класса, указывая на необходимость поддержания порядка, назначаются дежурные по классу.
Для выполнения различных обязанностей из состава учащихся могут быть выделены:
– санитары (самые аккуратные)
– библиотекари (самые читающие, любознательные)
– хозяйственники (самые ответственные, трудолюбивые)
– цветоводы (любители ухаживать за цветами – ответственные за учёбу, а затем общим голосованием выбираем командира класса (первого помощника учителя). На классном часе ответственные за тот или иной сектор отчитываются о проделанной работе. Например, библиотекари проверяют наличие дополнительной литературы, тетрадей по чтению. Ответственные за учёбу проверяют наличие учебных принадлежностей, цветоводы следят за классным садом, ведь он у нас самый большой по школе. Ребята добросовестно относятся к своим поручениям, учатся понимать значимость своего труда, оценивают труд своих товарищей.
В своей воспитательной системе ведущее место я отвожу коллективной деятельности, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой цикл традиционных и нетрадиционных дел: День знаний, праздники “Осень золотая”,“Зима”,“Весна”, Новогодний праздник, День защитника Отечества, 8 марта, День моей семьи, совместные походы“День прощения и прощания”.
Как я работаю над коллективно-творческим делом?
Любое коллективное творческое дело начинаю со сбора– старта, где рассматривается план работы и ставится определённая цель.
Далее садимся дружно и распределяем поручения.
Третья стадия – стадия тесного общения детей, родителей, учителя.
Четвёртая стадия, когда все эти таланты выплёскиваются в дружный коллектив.
Пятая стадия – разговор о том, что получилось, а что можно было сделать по-другому. Здоровье – одна из существенных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизни, способности, устойчивости организма в соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции. По мнению специалистов-медиков,75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями? По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся на “4”и “5”,проводят за письменным столом дома не менее 2 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова)– но и появляются трудности в учении. В первую очередь это концентрации внимания, памяти, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной полноценной и интересной жизнью? Всё это очень волнует меня. Я пришла к выводу, что решить эти вопросы я могу через идеи формирования здорового образа жизни.
В нашей школе, соответственно в своей работе я, вопросы здорового образа жизни решаю путём реализации программы “Здоровье”, цель: сохранение, укрепление и улучшение психического, нравственного и физического здоровья учащихся в ходе реализации образовательного процесса. Задачи:
– формирование устойчивой мотивации “на здоровье” учащихся, родителей;
– воспитание и обучение основам здорового образа;
– организация и проведение пропагандисткой работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;
– осуществлять психолого – педагогическую поддержку, обеспечивающую психологический комфорт обучающихся.
Исходя из этого, определила следующие направления работы:
– спортивно-оздоровительная (соревно-вания, праздники, Дни здоровья, двигательные минутки, подвижные игры на свежем воздухе, родительские соревнования с другими классами);
– туристко – краеведческая (походы, экскурсии, изучение флоры нашего микрорайона, сбор гербарий);
– через нестандартные уроки (урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра);
– санитарно-просветительская (классные часы “Познай себя”,о правилах питания, создание паспорта здоровья по годам);
– профилактическая (беседы школьной медсестры, встречи с детскими врачами, инструктажи по технике безопасности, о правилах дорожного движения);
– социально-психологическая (диагностика– микроклимат в классе, взаимоотношения: учитель-ученик, родители – ребёнок).
Что я делаю для создания здоровьесберегающей среды в классе?
- Провожу нестандартные коллективные занятия, интегрированные уроки.
- На двадцатой минуте каждого урока провожу физкультминутки. Оздоровительные паузы комбинирую, включая физические упражнения для осанки, глаз, рук, стоп. Когда дети освоятся, даю возможность самим проводить эти минутки.
Слежу за питанием в школьной столовой. Все ребята из класса охвачены горячим питанием.
Проводим самооздоровление. С помощью родителей были сшиты мешочки– массажоры, которые мы используем на уроках , Мешочки служат для профилактики плоскостопия, для массажа рук. переменах, внеурочное время.
В свою работу я включаю не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Я считаю, что мало научить чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром,будет действительно здоров. Учу заботиться друг о друге. Если заболевает ребёнок из класса – дети ему звонят, стараются помочь после болезни, дают советы.
Учу, чтобы ничто хорошее не проходило мимо незамеченным. С утра, после приветствия, спрашиваю: “Дети, что нового заметили в классе, на улице, в классном уголке?” Вместе с ребятами мы составили “Правила для хорошего настроения”:
- Старайся говорить своим близким и друзьям, одноклассникам только добрые и ласковые слова, помоги им в трудную минутку, рассмеши их, когда это необходимо
- Умей правильно выбрать книгу для чтения, смотри по телевизору больше детских передач, а не жестокие боевики и фильмы ужасов.
- Свою комнату преврати в уголок хорошего настроения, где тебя будут окружать любимые игрушки, книги, сделанные тобой поделки и сувениры.
- Помни, если ты будешь по-доброму относиться к окружающим тебя людям, они тебя будут любить вдвойне.
Моя работа по сохранению и формированию здорового образа жизни находит своё отражение в воспитательном плане и поурочных разработках.
Процесс становления личности – процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Я считаю их первыми своими помощниками. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Здесь я придерживаюсь следующих принципов:
– полное взаимопонимание и согласованность действий классного руководителя и родителей. Взаимодействие школы и семьи – решающее условие моей системы воспитания. Учитель-ученик – родители – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить воспитательный процесс на принципах гуманно – личностного подхода к детям;
– постоянный контакт с родителями, надёжными помощниками учителя;
– опора на положительный опыт воспитания детей в семье.
Я считаю, что развитие личности ребёнка происходит прежде всего в учебно – познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа, без семьи, ни семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления личности. Я должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга. Однако в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то я отмечаю, что они разные. Всех родителей я делю на три группы:
Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми. В классе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива класса.
Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
Родители, которые по разным причинам не хотят заниматься со своими детьми, дети предоставлены сами себе.
В классах, в любом наборе, есть “трудные семьи”, где родители не уделяют должного внимания своим детям. Беседовать с такими родителями нелёгко, в школу они не ходят ни на собрания, ни на утренники, учёба детей их не волнует. Поэтому бывают ситуации, когда я обращаюсь к кому-нибудь из родителей, и те со мной посещают дома учеников, чьи родители заняты своими личными проблемами. Иногда вместо меня к этим родителям ходят члены родительского комитета, беседуют по душам, порой сих беседа приносит больше результатов. Родители класса помогают ребятам из “трудных “семей: покупают им школьные принадлежности, подарки к утренникам, беседуют с ними.
Я думаю, что не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и моя задача – научить их этому желанию.
Самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, я не могу заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребёнок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.
В школу приходит человек, у которого есть свои представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом, и важно знать не только то, какие представления сформировались у ребёнка, но и в каких условиях происходило это формирование. Добиваясь единства семьи и школы в создании воспитательного пространства, часто вспоминаю выражение: “ Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому”.А этих домов у них теперь два: со мной рядом и с родителями, значит мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях. Вот почему каждый раз, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, налажу ли я с ними контакт, сделаю их союзниками в деле воспитания?
Методы изучения семьи всем известны: это наблюдение, беседы, анкетирование и т. д. Каждый раз, когда я набираю 1 класс, в сентябре я собираю родительское собрание, на котором знакомлю с возрастными особенностями детей, своим видением воспитания и образования, провожу анкетирование. Мне бы хотелось остановиться на анкетировании, которое мне, как классному руководителю, помогает в работе по выявлению многих вопросов, касающихся воспитания ребёнка в семье. Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как родители не всегда дают истинные ответы. Иногда эти ответы требуют уточнения. В таком случае я одновременно даю анкету для заполнения родителям, их детям и сама стараюсь ответить на поставленные вопросы, используя свои наблюдения за поведением ребёнка. Получив ответы от родителей и детей, имея свою характеристику каждого ребёнка, можно сделать определённые выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании. При изучении воспитательной активности семьи также провожу такую анкету, которая даёт материал для постановки на обсуждение разнообразных вопросов о дефиците общения родителей и детей и его последствиях; о свободном времени семьи и вреде пустого времяпрепровождения; о любимых занятиях членов семьи; о взаимопонимании между родителями и детьми и другие.
И всё-таки я хочу сказать, что мне везёт на отзывчивых родителей! Именно они мне помогают в разных ситуациях жизни. Много интересных дел на счету родителей: это подготовка и проведение праздников, утренников, организация экскурсий, поездки в цирк , разные конкурсы и т.д. Активная жизненная позиция родителей рождает у ребёнка чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству. Они охотно пишут о своих домашних животных, семейных праздниках.
В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводится анализ работы за год, отмечаются положительные моменты, выявляются лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят. Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого
Для правильного построения воспитательного процесса я должна знать интересы и увлечения детей, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, особенности характера и т. д. ( я уже говорила об этом). Поэтому я пользуюсь в своей работе психолого– педагогическими методами изучения личности ребёнка. В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую. Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:
– выявить относительный уровень развития детей.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:
– способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся.
Оценочная функция:
– иметь представления о результативности педагогического взаимодействия.
Развивающая функция:
– использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития.
Воспитательная система класса – максимально открытая система. Родители, учителя школы, работники культуры, студенты педучилища – наши сотоварищи во внеурочной деятельности.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества базируются на следующем принципе: Если трудно – помоги, выдумай и твори.
- Благодаря внедрению в учебную и воспитательную деятельность традиционных и нетрадиционных методов, форм воспитания показатели моих детей достаточно хорошие, что подтверждается итоговыми оценками по окончанию начальной школы и 2 класса. Я могу сказать, что у ребят сформирована устойчивая мотивация к учению;
- сформирована у ребят внутренняя мотивация к познавательному и творческому самовыражению;
налажен контакт с родителями.
Оценка результативности педагогической деятельности:
– успешность обучения;
– участие в олимпиадах;
– участие в интеллектуальных играх, в научно-практических конференциях ;
– участие на школьном и районном уровне в смотрах, концертах, КВНах, конкурсах и т.д.
Велика роль учителя начальных классов в развитии и становлении личности ребёнка. С одной стороны он должен быть личностью, соответствовать идеалу, который ждёт от него ребёнок, а с другой стороны, он должен обладать профессиональными качествами, быть педагогически компетентным, чтобы влиять на саморазвитие ребёнка.
Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение по пути познания и творчества.