Особенности формирования нравственных и гражданско-патриотических качеств личности юношей на занятиях в системе дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Юность — это решающий этап становления мировоззрения личности, потому что именно в это время созревают когнитивные, эмоционально-личностные предпосылки. А еще, юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассников, появлением у них особых теоретических интересов и потребностей. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный “винегрет, в котором перемешано, все что угодно”, и где серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими еще незрелыми мыслями, мечтами и их пониманием.

В процессе своих поисков юность ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества, и, конечно, ответ на вопрос где взять такую формулу?

Быть или не быть? Что делать? В чем смысл жизни? На эти вопросы однозначных ответов нет, и не может быть, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только личным практическим путем. Да, жизнь слишком многогранна, и ее нельзя исчерпать каким-то одним видом деятельности и стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда, сколько в том, как жить и каким быть.

Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности, поскольку он ставится в ранней юности глобально и в течение всей жизни происходит поиск универсального ответа. Особенно сложно и мучительно это у подростков, так как, описывая свое будущее, все строится преимущественно на имеющемся багаже и личном небогатом опыте, своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы.

При этом нравственное развитие с высоты понимания подростков на данном возрастном этапе, понимается, как способность жить среди людей, умение общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать, а основным результатом нравственного воспитания является формирование подлинного нравственного поведения. Надо заметить, что в основе нравственного поведения лежит не только знание моральных норм, но и собственное эмоциональное отношение к этим нормам, особое, непосредственное отношение к другому человеку (знаем, со-чувствуем, сопереживаем, делаем). Отсюда духовность – высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия как творческая сила и источник созидания ценностей совместной жизни людей, их самосозидания, стремления к духовному идеалу (В.А. Беляева).

Система гражданско-нравственного и патриотического воспитания детей предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую совместно с государственными структурами, общественными движениями и организациями не только в массовой, общеобразовательной школе, но и в учреждениях дополнительного образования детей.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в ОУДОД является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Практический интерес к совершенствованию нравственного и гражданско-патриотического воспитания в области дополнительного образования детей на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип допризывника.

В ходе реализации данной направленности в образовательной деятельности Дома детского творчества разработана программа военно-патриотического клуба “Служу отечеству”. Программа призвана способствовать:

  1. Разработке целостной системы патриотического воспитания воспитанников и обучающихся ДДТ на основе государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”.
  2. Апробации программы патриотического воспитания через организацию деятельности объединения “Служу Отечеству”.
  3. Координации деятельности по всем направлениям патриотического воспитания п. Пурпе Пуровского района ЯНАО.

Одной из задач деятельности военно-патриотического клуба является – создание условий для интеллектуального, нравственного и физического развития личности ребенка, способной к самореализации и самоопределению в обществе как главной составляющей патриотического воспитания.

При построении работы по Программе педагогам необходимо опираться на следующие принципы:

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип сознательности, активности воспитанников;

– принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка;

– принцип культуросообразности воспитания;

– принцип опоры на положительное в человеке;

– принцип включения в деятельность.

Содержание программы предлагается строить в форме “образовательного маршрута” по следующим разделам:

Раздел 1 – “Военная история и основы военного искусства”,

Раздел 2 – “Военно-спортивная подготовка”.

Обучение строится по блочно-модульной структуре:

Раздел 1 состоит из одного модуля “Военная история” и трех блоков: блок 1 – “Военная история России”, блок 2 – “История оружия”, блок 3 – “Советское оружие XX века”.

Раздел 2 состоит:

  • модуль 1 “Физическая и спортивная подготовка”, блок 1 – “Физическая культура и укрепление здоровья”, блок 2 – “Элементы рукопашного боя”.
  • модуль 2 “Первичная военная подготовка”, блок 1 – “Элементы строевой подготовки”, блок 2 – “Огневая подготовка”.
  • модуль 3 “Военное искусство”, блок 1 – “Казачество на защите Отечества”, блок 2– “Боевая тактика РА”, блок 3 – “Боевая тактика казачьих войск”, блок 4 “Тактическая подготовка”.

“Образовательный маршрут” предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно-ориентированной деятельности при соответствующей уровню подготовленности детей педагогической поддержке.

Для построения более эффективной работы в клубе воспитанникам предлагаются занятия с педагогом-психологом в форме тренинговых упражнений (встречи, беседы с элементами тренинга). Цикл занятий для кадетов направлен на формирование мировоззрения на основе знакомства с различными научными и психологическими понятиями: “мировоззрение”, “вера и суеверие”, “свобода личности”, “структура личности”, “нравственная саморегуляция”, “нравственное самосовершенствование” и др. Предлагаем пример одной такой встречи по теме “Мировоззрение. Формирование мировоззрения”.

Мировоззрение. Формирование мировоззрения.

Человек – инструмент познания Богом самого себя.

Джордано Бруно

Упражнение “Посмотри на мир”

Давайте попробуем ответить на некоторые вопросы и запишем их сначала на своих листах, а затем сложим в единую “корзину ответов”. Итак, ответьте на вопросы только одним словом:

  1. Какой сегодня день?
  2. Какая погода за окном?
  3. Какого цвета ваше настроение?
  4. Как ты относишься к сегодняшней нашей встречи?
  5. Что ты больше всего любишь?

Сложив все ответы, мы с вами получили некоторую картину о человеческих представлениях, чувствах и отношению к действительности. Зачем же нам надо задавать себе или другим вопросы, чтобы получить сведения, которые лягут в основу нашего представления о том или иной явлении, событии и др. Зачем нам, людям нужно ставить вопросы, затем искать на них ответы. Именно в этом нам надо самим разобраться, человеку необходимо самому отвечать на многие вопросы, которые он начинает задавать, как только научился говорить. Бездумно жить нельзя, человек существо мыслящее, а значит, он постоянно задает себе вопросы, даже если не произносит их вслух. А ответ на свой вопрос он ищет в окружающем его мире или в себе самом. Помочь нам получить ответы могут наши встречи – тренинги и самостоятельная работа с учебным материалом. Читайте внимательно научные определения, анализируйте предложенные упражнения. В добрый путь…

Мировоззрение

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Словарь

Мировоззре?ние — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.

Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека.

Мировоззрение личности определяет мнение, на основе которого строится личная позиция личности и убеждения. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.

Мировоззрение — это сложное явление в духовной жизни человека и общества, поэтому включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, ценностей, чувств, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. При этом жизненные позиции личности становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Задание – размышление.      

Прочитайте стихотворение Андрея Макаревича – руководителя группы “Машина времени” и автора многих произведений. Попробуйте ответить на следующие вопросы: Какие понятия противопоставляет автор? Почему многие получаемые ЗНАНИЯ, так и не переходят в ВЕРУ, и почему человек иногда моментально верит случайно услышанной информации?

Нас мотает от края до края,
По краям расположены двери.
На последней написано: “Знаю”,
А на первой написано: “Верю”.

И, одной головой обладая,
Никогда не войдёшь в обе двери:
Если веришь – то веришь не зная.
Если знаешь – то знаешь не веря.
И своё, формируя сознанье,
С каждым днём от момента рожденья
Мы бредём по дороге познанья.
А с познаньем приходит сомненье.

И загадка останется вечной,
Не помогут учёные лбы:
Если знаем – ничтожно слабы.
Если верим – сильны бесконечно.

Человек не может стать специалистом во всем, чего достигла человеческая цивилизация настолько, чтобы иметь собственные, проверенные личным опытом знания, дающие уверенность в их использовании. О многих вещах он имеет лишь сведения, полученные от других и, без собственной уверенности, – может только верить или не верить им. Что ты еще можешь добавить в это рассуждение?

Типы мировоззрения.

Широко распространено мнение о том, что существует три исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.

  • Мифологическое мировоззрение

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.

  • Религиозное мировоззрение

Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии либо как веры в сверхъестественное, либо как совокупности учений, подразумевающих дихотомию сакрального и профанного, либо связанную с верой в Бога (или богов).

  • Философский тип мировоззрения.

Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение. Философия (в переводе — “любовь к мудрости”) рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной. Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное. Элитарность заключается в следующем: Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых — легко, для других трудно. Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте. Философия не имеет практической значимости.

В некоторых источниках существует классификация мировоззрения по следующим основным типам: житейское (обыденное), философское и религиозное. Согласно данной классификации мировоззрение может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень мировоззрения существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.

Основные мировоззренческие принципы.

В основе типологии мировоззрений лежит вопрос о существовании Бога и вопрос об отношении Бога и мира.

Атеизм — отрицание существования, отказ верить в какие-либо сверхъестественные силы, например, бога, богов, духов, других внематериальных существ, а также связанное с этим отрицание религии. С точки зрения последовательного атеизма первоначалом мира является материя, из чего следует, что единственным источником всякого знания является чувственный опыт (сенсуализм). Последовательное же развитие сенсуализма приводит к скептицизму.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. В основе этой позиции лежит сенсуализм-теория познания, основанная на допущении, что единственным источником всех знаний о мире является чувственный опыт. В этом случае критерием истины является мнение отдельно взятого индивида. Поскольку познавательные способности и опыт отдельного взятого человека ограничены, то сенсуалисты приходят к выводу о невозможности определенного суждения о том, что выходит за грани его индивидуального опыта.

Обращаясь к проблеме человека, скептицизм неизбежно приходит к отрицанию смысла человеческой жизни. Поэтому субъект волен сам придумывать для себя смысл и соответственно своим соображениям определять жизненные цели, которые, на практике, заключаются в достижении различных удовольствий.

Пантеизм – вера в существование безличностного одушевленного первоначала мира, которое является основой мироздания, в частности, порождает мир. С этой точки зрения мироздание трактуется как одушевленная система, организм. Исходной точкой пантеистической философии может быть как онтология (Пифагор, натурфилософы), так и гносеология (Платон, Аристотель и др.) С точки зрения пантеизма адекватными методами исследования физического мира являются наблюдение и индукция, а в области идеальной реальности – интеллектуальная интуиция и дедукция. Помимо названных способов познавательной деятельности в пантеизме рассматривается мистический путь познания или мистическая интуиция, предметом которого является духовный мир. Мифологическое мировоззрение основано на пантеизме.

Креационизм – вера в существование Бога как первопричины мира. Из креационного принципа следует, что природа мира отлична от природы Творца. Человек в соответствии с Библейским откровением создан по образу и подобию Бога и в силу этого способен познавать законы природы.

Упражнение – размышление

Рассмотрите отрывки из статьи Ф.КирсановаМировоззрение – наше единственное оружие в жизненной борьбе”:

  1. Не мир нас радует, а мы радуемся; не мир нас обижает, а мы обижаемся (к слову сказать, обижаться на что угодно – уподобляться попугаю, возмущенному тем, что его не выбрали спикером палаты лордов – короче, глупо обижаться на мир). Мы сами формируем отношение к миру, в котором живем: один недоволен в роскоши, а другой счастлив в нищете – и оба правы. Насколько жизненная драма комична или трагична, добр ли мир или жесток – решать нам.
  2. …Единственное оружие, которое имеется в нашем распоряжении в борьбе с окружающим миром – это наше адекватное мировоззрение.
  3. В процессе жизни у нас формируется представление о мире – мировоззрение, или вера в то, что мир адекватно отражен в нашем мозгу. Все наши знания, сомнения и заблуждения – это вера (не путать с более узким смыслом этого слова – религиозностью). Неверие – тоже вера: если атеист не верит в существование библейского бога, то это значит, что он верит в то, что библейский бог существует не в природе и не над природой, а в некоторых головах. Все люди верующие.
  4. Наше мировоззрение напоминает многоэтажную пирамиду. Ее основание состоит из наиболее твердых убеждений, которые мы почти никогда не подвергаем сомнению, ибо они регулярно подтверждаются нашим личным опытом (например, стекло – прозрачное, а мы – не мухоморы) или очевидным опытом других людей (кобра ядовита, а на Южном полюсе – не то, что в Сахаре). Следующий уровень состоит из веры в простые умозаключения, вытекающие из убеждений первого уровня (тюльпаны вряд ли цветут на Южном Полюсе, а если шлепнуться с четвертого этажа – мало не покажется). И так далее – убеждения каждого следующего уровня произрастают из убеждений предыдущего. Чем выше уровень наших убеждений, тем он менее тверд. На верхних этажах пирамиды мировоззрения находятся изменчивые (сомнительные) жидкие фракции, а самая ее верхушка представляет собой авангард нашего мышления – туманные предположения, которые мы никогда не сможем проверить. Уровни убеждений пирамиды нашего мировоззрения походят примерно на такую градацию (снизу доверху): алмаз, металл, камень, пластилин, болото, вода, туман.
  5. …Пирамида нашего мировоззрения представляет собой систему убеждений, которыми мы готовы руководствоваться в делах. Сколько людей – столько пирамид: то, с чем согласен один, является сомнительным для другого и отвергается третьим. Одни и те же убеждения в разных пирамидах могут находиться на разных этажах.
  6. Известный математик, физик и философ Анри Пуанкаре сказал: "есть две одинаково удобные позиции: либо верить во всё, либо во всем сомневаться; то и другое избавляет от необходимости думать".

Выскажите свое мнение по поводу высказываний автора. Какие высказывания вам близки и понятны?

А теперь подумай над увлекательными вопросами бытия:

Каково происхождение Вселенной? Как я могу влиять на ход событий в мире? Кто я? Как я познаю мир? Представляю ли я какую-то ценность? Есть ли у меня какие-то обязанности?

Для домашнего прочтения.

Притча о смысле жизни.

Однажды, по пути домой, мудрец повстречался с человеком, который куда-то настолько сильно спешил, что, обгоняя по пути мудреца, случайно задел его плечом. Тот в свою очередь спокойно и вежливо обратился к нему с вопросом:— Скажи, почтенный человек, куда это ты так спешишь, что ничего не замечаешь на своём пути?— Прошу прощения, — сказал человек, не сбавляю шагу, — спешу я потому, что занят поиском смысла жизни и не имею права промедлять, пока цель моя не достигнута.

— Что ж, — промолвил Учитель, — я слышал об одном человеке, который искал всю свою жизнь этот смысл.

— Надеюсь, истина открылась ему? — полюбопытствовал нетерпеливый попутчик.

— Да, он умер просветлённым, успев шепнуть тем, кто был рядом то, что понял лишь умирая, — ответил мудрец.

— И что же он сказал?— Он сказал, что смысл жизни это выбор…

— Что ж спасибо тебе за беседу, — сказал человек, поклонился мудрецу и почти бегом продолжил свой путь.

— … выбор, либо жить, либо всю жизнь потратить на поиски этого самого смысла, — закончил мудрец, но его слова прозвучали уже в пустоту. Случайный попутчик был уже слишком далеко. Он спешил.