Юность — это решающий этап становления мировоззрения личности, потому что именно в это время созревают когнитивные, эмоционально-личностные предпосылки. А еще, юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассников, появлением у них особых теоретических интересов и потребностей. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный “винегрет, в котором перемешано, все что угодно”, и где серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими еще незрелыми мыслями, мечтами и их пониманием.
В процессе своих поисков юность ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества, и, конечно, ответ на вопрос где взять такую формулу?
Быть или не быть? Что делать? В чем смысл жизни? На эти вопросы однозначных ответов нет, и не может быть, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только личным практическим путем. Да, жизнь слишком многогранна, и ее нельзя исчерпать каким-то одним видом деятельности и стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда, сколько в том, как жить и каким быть.
Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности, поскольку он ставится в ранней юности глобально и в течение всей жизни происходит поиск универсального ответа. Особенно сложно и мучительно это у подростков, так как, описывая свое будущее, все строится преимущественно на имеющемся багаже и личном небогатом опыте, своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы.
При этом нравственное развитие с высоты понимания подростков на данном возрастном этапе, понимается, как способность жить среди людей, умение общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать, а основным результатом нравственного воспитания является формирование подлинного нравственного поведения. Надо заметить, что в основе нравственного поведения лежит не только знание моральных норм, но и собственное эмоциональное отношение к этим нормам, особое, непосредственное отношение к другому человеку (знаем, со-чувствуем, сопереживаем, делаем). Отсюда духовность – высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия как творческая сила и источник созидания ценностей совместной жизни людей, их самосозидания, стремления к духовному идеалу (В.А. Беляева).
Система гражданско-нравственного и патриотического воспитания детей предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую совместно с государственными структурами, общественными движениями и организациями не только в массовой, общеобразовательной школе, но и в учреждениях дополнительного образования детей.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в ОУДОД является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Практический интерес к совершенствованию нравственного и гражданско-патриотического воспитания в области дополнительного образования детей на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип допризывника.
В ходе реализации данной направленности в образовательной деятельности Дома детского творчества разработана программа военно-патриотического клуба “Служу отечеству”. Программа призвана способствовать:
- Разработке целостной системы патриотического воспитания воспитанников и обучающихся ДДТ на основе государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”.
- Апробации программы патриотического воспитания через организацию деятельности объединения “Служу Отечеству”.
- Координации деятельности по всем направлениям патриотического воспитания п. Пурпе Пуровского района ЯНАО.
Одной из задач деятельности военно-патриотического клуба является – создание условий для интеллектуального, нравственного и физического развития личности ребенка, способной к самореализации и самоопределению в обществе как главной составляющей патриотического воспитания.
При построении работы по Программе педагогам необходимо опираться на следующие принципы:
– принцип систематичности и последовательности;
– принцип сознательности, активности воспитанников;
– принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка;
– принцип культуросообразности воспитания;
– принцип опоры на положительное в человеке;
– принцип включения в деятельность.
Содержание программы предлагается строить в форме “образовательного маршрута” по следующим разделам:
Раздел 1 – “Военная история и основы военного искусства”,
Раздел 2 – “Военно-спортивная подготовка”.
Обучение строится по блочно-модульной структуре:
Раздел 1 состоит из одного модуля “Военная история” и трех блоков: блок 1 – “Военная история России”, блок 2 – “История оружия”, блок 3 – “Советское оружие XX века”.
Раздел 2 состоит:
- модуль 1 “Физическая и спортивная подготовка”, блок 1 – “Физическая культура и укрепление здоровья”, блок 2 – “Элементы рукопашного боя”.
- модуль 2 “Первичная военная подготовка”, блок 1 – “Элементы строевой подготовки”, блок 2 – “Огневая подготовка”.
- модуль 3 “Военное искусство”, блок 1 – “Казачество на защите Отечества”, блок 2– “Боевая тактика РА”, блок 3 – “Боевая тактика казачьих войск”, блок 4 “Тактическая подготовка”.
“Образовательный маршрут” предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно-ориентированной деятельности при соответствующей уровню подготовленности детей педагогической поддержке.
Для построения более эффективной работы в клубе воспитанникам предлагаются занятия с педагогом-психологом в форме тренинговых упражнений (встречи, беседы с элементами тренинга). Цикл занятий для кадетов направлен на формирование мировоззрения на основе знакомства с различными научными и психологическими понятиями: “мировоззрение”, “вера и суеверие”, “свобода личности”, “структура личности”, “нравственная саморегуляция”, “нравственное самосовершенствование” и др. Предлагаем пример одной такой встречи по теме “Мировоззрение. Формирование мировоззрения”.
Мировоззрение. Формирование мировоззрения.
Человек – инструмент познания Богом самого себя.
Джордано Бруно
Упражнение “Посмотри на мир”
Давайте попробуем ответить на некоторые вопросы и запишем их сначала на своих листах, а затем сложим в единую “корзину ответов”. Итак, ответьте на вопросы только одним словом:
- Какой сегодня день?
- Какая погода за окном?
- Какого цвета ваше настроение?
- Как ты относишься к сегодняшней нашей встречи?
- Что ты больше всего любишь?
Сложив все ответы, мы с вами получили некоторую картину о человеческих представлениях, чувствах и отношению к действительности. Зачем же нам надо задавать себе или другим вопросы, чтобы получить сведения, которые лягут в основу нашего представления о том или иной явлении, событии и др. Зачем нам, людям нужно ставить вопросы, затем искать на них ответы. Именно в этом нам надо самим разобраться, человеку необходимо самому отвечать на многие вопросы, которые он начинает задавать, как только научился говорить. Бездумно жить нельзя, человек существо мыслящее, а значит, он постоянно задает себе вопросы, даже если не произносит их вслух. А ответ на свой вопрос он ищет в окружающем его мире или в себе самом. Помочь нам получить ответы могут наши встречи – тренинги и самостоятельная работа с учебным материалом. Читайте внимательно научные определения, анализируйте предложенные упражнения. В добрый путь…
Мировоззрение
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Словарь Мировоззре?ние — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями. Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. |
Мировоззрение личности определяет мнение, на основе которого строится личная позиция личности и убеждения. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.
Мировоззрение — это сложное явление в духовной жизни человека и общества, поэтому включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, ценностей, чувств, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. При этом жизненные позиции личности становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.
Задание – размышление.
Прочитайте стихотворение Андрея Макаревича – руководителя группы “Машина времени” и автора многих произведений. Попробуйте ответить на следующие вопросы: Какие понятия противопоставляет автор? Почему многие получаемые ЗНАНИЯ, так и не переходят в ВЕРУ, и почему человек иногда моментально верит случайно услышанной информации?
Нас мотает от края до края, По краям расположены двери. На последней написано: “Знаю”, А на первой написано: “Верю”. И, одной головой обладая, Никогда не войдёшь в обе двери: Если веришь – то веришь не зная. Если знаешь – то знаешь не веря. |
И своё, формируя сознанье, С каждым днём от момента рожденья Мы бредём по дороге познанья. А с познаньем приходит сомненье. И загадка
останется вечной, |
Человек не может стать специалистом во всем, чего достигла человеческая цивилизация настолько, чтобы иметь собственные, проверенные личным опытом знания, дающие уверенность в их использовании. О многих вещах он имеет лишь сведения, полученные от других и, без собственной уверенности, – может только верить или не верить им. Что ты еще можешь добавить в это рассуждение?
Типы мировоззрения.
Широко распространено мнение о том, что существует три исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.
- Мифологическое мировоззрение
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.
- Религиозное мировоззрение
Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии либо как веры в сверхъестественное, либо как совокупности учений, подразумевающих дихотомию сакрального и профанного, либо связанную с верой в Бога (или богов).
- Философский тип мировоззрения.
Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение. Философия (в переводе — “любовь к мудрости”) рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной. Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное. Элитарность заключается в следующем: Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых — легко, для других трудно. Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте. Философия не имеет практической значимости.
В некоторых источниках существует классификация мировоззрения по следующим основным типам: житейское (обыденное), философское и религиозное. Согласно данной классификации мировоззрение может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень мировоззрения существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
Основные мировоззренческие принципы.
В основе типологии мировоззрений лежит вопрос о существовании Бога и вопрос об отношении Бога и мира.
Атеизм — отрицание существования, отказ верить в какие-либо сверхъестественные силы, например, бога, богов, духов, других внематериальных существ, а также связанное с этим отрицание религии. С точки зрения последовательного атеизма первоначалом мира является материя, из чего следует, что единственным источником всякого знания является чувственный опыт (сенсуализм). Последовательное же развитие сенсуализма приводит к скептицизму.
Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. В основе этой позиции лежит сенсуализм-теория познания, основанная на допущении, что единственным источником всех знаний о мире является чувственный опыт. В этом случае критерием истины является мнение отдельно взятого индивида. Поскольку познавательные способности и опыт отдельного взятого человека ограничены, то сенсуалисты приходят к выводу о невозможности определенного суждения о том, что выходит за грани его индивидуального опыта.
Обращаясь к проблеме человека, скептицизм неизбежно приходит к отрицанию смысла человеческой жизни. Поэтому субъект волен сам придумывать для себя смысл и соответственно своим соображениям определять жизненные цели, которые, на практике, заключаются в достижении различных удовольствий.
Пантеизм – вера в существование безличностного одушевленного первоначала мира, которое является основой мироздания, в частности, порождает мир. С этой точки зрения мироздание трактуется как одушевленная система, организм. Исходной точкой пантеистической философии может быть как онтология (Пифагор, натурфилософы), так и гносеология (Платон, Аристотель и др.) С точки зрения пантеизма адекватными методами исследования физического мира являются наблюдение и индукция, а в области идеальной реальности – интеллектуальная интуиция и дедукция. Помимо названных способов познавательной деятельности в пантеизме рассматривается мистический путь познания или мистическая интуиция, предметом которого является духовный мир. Мифологическое мировоззрение основано на пантеизме.
Креационизм – вера в существование Бога как первопричины мира. Из креационного принципа следует, что природа мира отлична от природы Творца. Человек в соответствии с Библейским откровением создан по образу и подобию Бога и в силу этого способен познавать законы природы.
Упражнение – размышление
Рассмотрите отрывки из статьи Ф.Кирсанова “Мировоззрение – наше единственное оружие в жизненной борьбе”:
- Не мир нас радует, а мы радуемся; не мир нас обижает, а мы обижаемся (к слову сказать, обижаться на что угодно – уподобляться попугаю, возмущенному тем, что его не выбрали спикером палаты лордов – короче, глупо обижаться на мир). Мы сами формируем отношение к миру, в котором живем: один недоволен в роскоши, а другой счастлив в нищете – и оба правы. Насколько жизненная драма комична или трагична, добр ли мир или жесток – решать нам.
- …Единственное оружие, которое имеется в нашем распоряжении в борьбе с окружающим миром – это наше адекватное мировоззрение.
- В процессе жизни у нас формируется представление о мире – мировоззрение, или вера в то, что мир адекватно отражен в нашем мозгу. Все наши знания, сомнения и заблуждения – это вера (не путать с более узким смыслом этого слова – религиозностью). Неверие – тоже вера: если атеист не верит в существование библейского бога, то это значит, что он верит в то, что библейский бог существует не в природе и не над природой, а в некоторых головах. Все люди верующие.
- Наше мировоззрение напоминает многоэтажную пирамиду. Ее основание состоит из наиболее твердых убеждений, которые мы почти никогда не подвергаем сомнению, ибо они регулярно подтверждаются нашим личным опытом (например, стекло – прозрачное, а мы – не мухоморы) или очевидным опытом других людей (кобра ядовита, а на Южном полюсе – не то, что в Сахаре). Следующий уровень состоит из веры в простые умозаключения, вытекающие из убеждений первого уровня (тюльпаны вряд ли цветут на Южном Полюсе, а если шлепнуться с четвертого этажа – мало не покажется). И так далее – убеждения каждого следующего уровня произрастают из убеждений предыдущего. Чем выше уровень наших убеждений, тем он менее тверд. На верхних этажах пирамиды мировоззрения находятся изменчивые (сомнительные) жидкие фракции, а самая ее верхушка представляет собой авангард нашего мышления – туманные предположения, которые мы никогда не сможем проверить. Уровни убеждений пирамиды нашего мировоззрения походят примерно на такую градацию (снизу доверху): алмаз, металл, камень, пластилин, болото, вода, туман.
- …Пирамида нашего мировоззрения представляет собой систему убеждений, которыми мы готовы руководствоваться в делах. Сколько людей – столько пирамид: то, с чем согласен один, является сомнительным для другого и отвергается третьим. Одни и те же убеждения в разных пирамидах могут находиться на разных этажах.
- Известный математик, физик и философ Анри Пуанкаре сказал: "есть две одинаково удобные позиции: либо верить во всё, либо во всем сомневаться; то и другое избавляет от необходимости думать".
Выскажите свое мнение по поводу высказываний автора. Какие высказывания вам близки и понятны?
А теперь подумай над увлекательными вопросами бытия:
Каково происхождение Вселенной? Как я могу влиять на ход событий в мире? Кто я? Как я познаю мир? Представляю ли я какую-то ценность? Есть ли у меня какие-то обязанности?
Для домашнего прочтения.
Притча о смысле жизни.
Однажды, по пути домой, мудрец повстречался с человеком, который куда-то настолько сильно спешил, что, обгоняя по пути мудреца, случайно задел его плечом. Тот в свою очередь спокойно и вежливо обратился к нему с вопросом:— Скажи, почтенный человек, куда это ты так спешишь, что ничего не замечаешь на своём пути?— Прошу прощения, — сказал человек, не сбавляю шагу, — спешу я потому, что занят поиском смысла жизни и не имею права промедлять, пока цель моя не достигнута.
— Что ж, — промолвил Учитель, — я слышал об одном человеке, который искал всю свою жизнь этот смысл.
— Надеюсь, истина открылась ему? — полюбопытствовал нетерпеливый попутчик.
— Да, он умер просветлённым, успев шепнуть тем, кто был рядом то, что понял лишь умирая, — ответил мудрец.
— И что же он сказал?— Он сказал, что смысл жизни это выбор…
— Что ж спасибо тебе за беседу, — сказал человек, поклонился мудрецу и почти бегом продолжил свой путь.
— … выбор, либо жить, либо всю жизнь потратить на поиски этого самого смысла, — закончил мудрец, но его слова прозвучали уже в пустоту. Случайный попутчик был уже слишком далеко. Он спешил.