Урок по теме "Знакомство с буквой В, в. Состав числа 10. Решение задач. Письмо печатными буквами"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить с буквой В (в);
  • Учить читать слоги, слова и предложения с новой буквой, писать печатную букву В (в), дописывать элементы буквы В (в);
  • Провести звукобуквенный анализ слов “ветка”, “ворона”;
  • Тренировать в усвоение состава числа 10;
  • Продолжить работу по решению задач на деление;
  • Закреплять пространственные отношения “над”, “перед”, “за”, “между”, “слева”, “справа”;
  • Развивать фонематический слух, речь учащихся, память, мышление;
  • Воспитывать познавательную активность на уроке, дисциплину, умение работать в коллективе, слушать и слышать, заботу о животных с приходом зимы.

Оборудование: таблица согласных звуков, таблица гласных звуков, таблицы букв для обозначения согласных звуков и гласных звуков, картинки с изображением воробьёв – 13 штук, рисунок тарелки с 10 семечками, картинки “На что похожа буква В”, фишки, индивидуальные наборы, веера согласных букв, лента с числами 0-20.

I. Оргмомент.

Прозвенел звонок (учитель)

Начинаем наш урок. (Вместе)

II. Работа над пройденным материалом.

1. Сегодня 2 ДЕКАБРЯ (на доске).
Какой это день недели? (пятница)
А вчера, какой был день недели?
Какой день следует за пятницей?

2. Сейчас урок грамоты. Ведь грамоте учиться – всегда пригодиться.

3. А какие вы мудрые пословицы о грамоте знаете?

(Грамота – к мудрости ступенька.

Кто много читает – тот много знает.)

3. Правильно. Но лучшее учение – это чтение. Давайте повторим изученные буквы.(Приложение 1) (Учитель показывает попарно, дети хором называют)

Какие буквы мы повторили? (буквы для обозначения гласных звуков).

  • Что вы знаете о них? (гласными называются звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград).
  • Какую команду дают буквы верхнего ряда? (будь твёрдым предыдущий согласный звук).
  • Что вы знаете о буквах нижнего ряда? (дают команду “будь мягким”).
  • Какая буква лишняя в нижнем ряду? (“И”, она не хитрая).
  • А остальные, почему назвали “хитрыми”? (в начале слова буквы я, е, ё, ю обозначают 2 звука).
  • Назовите слова, которые начинаются с гласной буквы, но с согласного звука. (юбка, ель, яблоко, юнга).
  • Сколько всего букв для обозначения гласных звуков? (10)
  • Как посчитаем? (5+5=10, по 5 букв 2 раза – это 10, 2+2+2+2+2=10 или 2 5=10).
  • А сколько гласных звуков? (6) Назовём их. (Приложение 2)
  • Чем звук отличается от буквы? (звуки мы произносим, слышим. Буквы можно увидеть и написать.)
  • Вспомним буквы для обозначения согласных звуков.(Приложение 3)

Буква “эм” обозначает звуки… (дети по таблице: м м,

“эр” р р,
“эн” н н,
“эль” л л,
  • Что же их объединяет? (они имеют пару звуков только по твёрдости-мягкости).
  • Почему буква “Й” поселилась отдельно? (эта буква служит для обозначения [й] , который согласный, звонкий, всегда мягкий, у него нет пары по твёрдости).
  • Чем отличаются остальные изученные буквы для обозначения согласных звуков? (служат для обозначения звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости).

Работа по таблице согласных звуков. (Рисунок 1)

  • Чем же согласные звуки отличаются от гласных? (согласными называют звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту препятствие. При произнесении согласных звуков слышится шум или голос и шум).

4. Работа с индивидуальными слоговыми таблицами: повторение изученных слияний. Поставили пальчик в верхний ряд, первый столбик слева, читаем сверху вниз.(Приложение 4)

III. Работа по теме урока.

1. Звукобуквенный анализ слов “ветка”, “волна”.

Откроите учебники “Грамота” на с. 151 (15, 1), положите его на парту.

Посмотрите на рисунок слева. Догадайтесь, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в названии картинки совпадало с количеством клеточек в схеме под рисунком.

Что вы видите? (это ветка)

Послушайте “ввээттккаа”. Что я сказала? (слово).

Проведём звукобуквенный анализ этого слова. (1 у доски, остальные с фишками на рабочем месте).

Ученик у доски: произнесу слова “ветка” выделяя 1 звук: в-в-вэтка.

Обозначу 1 звук фишкой зелёного цвета, потому что звук слышится согласный, мягкий, звонкий.

Произнесу слово, выделяя второй звук: вэ-э-этка звук э обозначается фишкой красного цвета, потому что это гласный звук.

Произнесу слово, выделяя третий звук: вэ-т-ка – звук т обозначается фишкой синего цвета, потому что звук согласный, твёрдый, глухой.

Произнесу слово, выделяя 4 звук: вэт- к-а – звук к обозначается фишкой синего цвета, потому что это согласный звук твёрдый, глухой.

Произнесу слово, выделяя последний звук: вэтк-а-а-а – звук а обозначается фишкой красного цвета, потому что это гласный звук.

А теперь произнесу слово так, чтобы каждый звук попал в свой домик:

з к с с к

в, э т к а

в,в, в, э э э- т к- а-а-а-а.

Сколько гласных в этом слове: 2, согласных: 3.

Каких звуков больше? (согласных)

На сколько? (на 1)

Как посчитал? (из большего отнял меньшее)

Сколько всего звуков? (5)

Посмотрите на картинку в учебнике “Грамота” справа.

Что мы видим здесь? (если не скажут, то закончить предложение На море гуляет …)

Послушайте: ввааллннаа

Что я произнесла? (слово)

Проведём звукобуквенный анализ слова “волна” (1 учащийся у доски, остальные на рабочем месте).

  • Произнесу слово, выделяя 1 звук: в-в-вална. Первый звук в обозначается фишкой синего цвета, потому что этот звук согласный, твердый, звонкий (горлышко дрожит).
  • Произнесу слово, чётко выделяя 2 звук в слове: вааална. Звук а обозначается фишкой красного цвета, потому что это гласный звук.

Дети, обратите внимание: какой буквой обозначается а в схеме слова “волна” в учебнике (буквой о). Мы уже встречались, когда слово произносится не так, как пишется. Есть у таких слов “слова-ключики”: волны. Чтобы не забыть, давайте обозначим звук а на схеме буквой о.

  • Произнесу слово “волна” выделяя 3 звук: валллна. 3 звук л обозначим фишкой синего цвета: это согласный, твёрдый, звонкий звук.
  • Произнесу слово, выделяя 4 звук: валннна. Звук н обозначим фишкой синего цвета, т.к. это согласный, твёрдый, звонкий.
  • Произнесу слово с выделением 5 звука: валнааа. Последний звук а обозначается фишкой красного цвета, т.к. это гласный звук.
  • А теперь произнесу слово (остальные на местах), чтобы каждый звук попал в свой домик.
с к с с К
ввв ааа ллл ннн ааа
  • Сколько гласных звуков в слове “волна” (2). Значит, 2 слога: вол – на.
  • Сколько согласных звуков? (3). Какие они? (твёрдые)

Сравним первые звуки.

  • Другой ученик у доски.

Произнеси первый звук в слове “ветка”( в, ). Охарактеризуй его. (согласный, мягкий, звонкий звук). Кто дал ему эту команду? (звук гласный э , который после мягких согласных обозначается буквой е)

Произнеси первый звук в слове “волна” ( в ). Охарактеризуйте его. (согласный, твердый, звонкий звук). Кто дал ему эту команду (гласный звук а , который в этом слове обозначили гласной буквой о).

Учитель берёт карточки со звуками в, , в и помещает их в таблицу согласных звуков

2. Вот что мы сегодня нового узнаем на уроке. Звуки в, , в обозначаются одной буквой “ВЭ”.

  • Найдём эту букву в алфавите. (за буквой “Б”, перед буквой “Г”, над буквой “Л”, первая строка, третья по счёту).
  • Назовите соседей буквы “В” (слева буква “Б”, справа – “Г”).
  • На что она похожа? (дети говорят, а учитель читает стихотворение и вывешивает рисунки) (Приложение 5).
    1. К единице три приставим…
    2. Что за букву мы составим (хором: букву В)

    3. Снеговик, а с ним метёлка
    4. Буквой “В” стоят под ёлкой.

    5. Буква “В” словно трубка телефона
    6. Палочка (показ)

    Рядом 2 ровные душки –
    Вот и готовы
    Очки для… лягушки.

Физминутка (проводят дети).

Звучит музыка “Звуки природы”.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова “тише” - дети приседают, на слова “выше” - выпрямляются).

3. Тетрадь “Грамота №3”. Письмо печатной буквы В (в). дописывание элементов.

  • Откройте тетради “Грамота” на странице 39, верхняя рабочая строка.
  • Назовите буквы.(печатная заглавная буква “В”, печатная строчная буква “в”, письменная заглавная буква “ ”, письменная строчная буква “ ”).
  • Сравните печатные буквы Вв (похожи по форме, отличаются по размеру).
  • Сравните письменные буквы (по форме различаются, по размеру одинаковые, занимают полностью рабочую строку, пишутся под наклоном), (вывесить таблицу) (Приложение 6).
  • Расскажите об особенностях расположения письменной строчной буквы “в” на рабочей строке.
  • Назовите строчную букву, которая также располагается между верхней и нижней линиями рабочей строки.

! Обратить внимание учащихся на то, что письменная строчная буква “в”, как и буква “б”, занимает всю рабочую строку, но в отличие от буквы “б”, у которой вверх поднимается второй элемент, буква “в” начинается с элемента, “вырастающего” вверх, его называют верхней петлей. Буква “в” пишется одним движением: прописав петлю, нужно продолжать вести линию вниз, прописывая овал.

  • Повторите название линий в рабочей строке:
  • верхняя линия рабочей строки_____________
    пунктирная линия _ _ _ _ _ _ _ _ _
    нижняя линия рабочей строки_____________

  • Сколько элементов в букве В (3). (учитель объясняет написание на доске, а дети прописывают в “воздухе”)
  • Напечатайте на второй рабочей строке печатную заглавную букву В полстроки, затем печатную строчную, соблюдая одинаковое расстояние между буквами.
  • Посмотрите на третью рабочую строку, что произошло? Это проделки Буквоеда. Допишите недостающие элементы буквы В.
  • Какую же букву мы учились печатать?
  • Какие звуки она обозначает? ( в в,)

4. Чтение слогов, слов с новой буквой.

  • Образуем слоги с этой буквой (работа по таблицам на доске) (Приложение 7)

2). Таблица слогов: прочитаем слоги слева направо. (Таблица на доске, дети читают хором.) (Рисунок 2)

Индивидуальная работа (для читающих детей): выделение слов с новой буквой в дополнительных текстах.

3). Работа со слоговыми карточками на наборном полотне “дополни пару”. (учитель выставляет карточку в верхнем ряду, дети читают её и называют пару по твёрдости-мягкости)

  ВА ВО ВУ ВЭ ВЫ
(дети) ВЯ ВЁ ВЮ ВЕ ВИ
  • Сколько карточек в каждом ряду? (по 5)
  • Какие слоги в верхнем ряду? (с твёрдым согласным звуком [в] ).
  • Какие слоги в нижнем ряду? (с мягким согласным звуком [ в,]).

4). Чтение слогов с ударением (на доске).

ва ва ва ву вы ви
во во во вэ ве ве
ву ву ву вю ву вю

5). Чтение слогов с “шагающим” ударением (на доске).

ве ве ве – прочитаем медленно, прочитаем побыстрее, с ударением на 1 слоге, потом на 2 слоге, потом на 3 слоге.

6) Чтение со “сквозной” буквой (таблицы на доске) (Приложение 8).

Какие слова имеют значение? Значение каких слов вам непонятно?

7). Чтение с ускорением (на доске) (Приложение 9).

8). Чтение слогов по учебнику, стр. 151. Прочитать по столбцам, по строкам.

ва – вя – во – вё – ву – вю – вы – ви – вэ – ве

во – вы – вя – ви – ве – ву – ва – вю – ве

  • Прочитать слоги, в которых буква обозначает мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.

9). Чтение слов в учебнике “цепочкой”.

вилка ворона ветка корова
винт ковёр велосипед конверт
  • Прочитать слова из 1 слога, из 2 слогов.
  • Назовите самое длинное слово, сколько в нём слогов.
  • Объясните, почему в слове “конверт” букв больше, чем в слове “корова”, а слогов меньше.

10). “Расшифровать слова”.

  • Прочитайте слово над левой таблицей (ВОЛОС), поставьте буквы в том порядке, который дан в таблице:

5 3 2 1 4, назвать получившееся слово.

ВОЛОС – СЛОВО (работают коллективно).

  • Прочитайте слово над правой таблицей (НАВЕС), поставить буквы в том порядке, который дан в таблице: 3 4 5 1 2, назвать получившееся слово. ВЕСНА (работают самостоятельно, отвечают “на ушко” учителю).

11). Чтение слова (Звонок) в учебнике.

Сравните лексическое значение каждого слова.

  • Прочитать слова “довод”, “сев” в разных направлениях: слева направо, справа налево.
  • А какие слова выделили из текста с новой буквой В. (отвечают ученики, который самостоятельно читали дополнительные тексты). Что ты узнал из прочитанного рассказа?
  • Работа по учебнику “Грамота”.

Учитель: “Утром мышонок отправился в гости к кротёнку”.

  • Посмотрите, что делает кротёнок? Сколько морковок он посадил? Как выросла морковка? Сколько рядов с морковками получилось? Как?

16 : 4 = 4

5. А сейчас поиграем. Игра называется: “Доскажите словечко”. Будьте внимательны! Слово должно начинаться обязательно с новой буквы. С какой? (В)

Отправляется в полёт

Наш российский … ВЕРТОЛЁТ.

(изобразите руками над головой движение винта вертолета).

  • С какого звука начинается это слово? [в, ] (согласного, звонкого, мягкого)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
Здесь, по крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… ВОРОБЕЙ. (Приложение 10)

  • С какого звука начинается это слово? [в ] (согласного, звонкого, твёрдого)

6. Работа над составом числа 10.

Посмотрите на воробья. Но он не один. Какими другими словами их назовем? (воробушки, воробьята). Сравните их? (они одинаковые по форме, цвету, но отличаются по размеру или росту).

  • Сколько друзей прилетело вместе с ними к нам на урок? (Работа с лентой чисел 0 – 20, некоторые числа закрыты воробушками).
  • Посчитаем? (10), (веер).
  • Какие числа они закрыли?
  • Сколько воробьят маленького роста? (9), а большого (1). Значит: 10=9+1
  • Сколько воробьят в зелёной шапочке (2). Значит: 10=2 +8.
  • Сколько воробьят с жёлтыми цветочками (7), а с синими (3). Значит: 10=7+3.
  • Сколько смотрят влево? (6), а вправо (4). Значит: 10=6+4.
  • А сейчас я отодвину в сторону 5 воробьят, сколько осталось – 5. Значит: 10=5+5.
  • Повторим состав числа 10.

Тетрадь “Грамота” стр. 40: дополним таблицу недостающими числами. Начинаем с верхнего прямоугольника по часовой стрелке. 10 это 5 и сколько? (5) и т.д.

7. Развитие речи учащихся.

Работа по картинке “Воробушек клюёт семечки”.

  • Посмотрите на картинку. Что вы видите? Составьте предложения (ответы детей).
  • А кто составит рассказ по этой картинке.
  • Работа с предложением: Воробей клюёт семечки.

Назовите 1 слово (воробей), 2 слово (клюёт), 3 слово (семечки).

Сколько всего слов в предложении? (3)

  • Как вы думаете, в какое время года нарисовали эту картинку? (Летом, потому что ярко цветут цветы).
  • Изменится ли жизнь воробьёв с приходом зимы? (ответы детей)
  • Чем мы сможем им помочь? (ответы детей)

8. Работа по составлению и решению задач на деление.

Решил воробей разделить семечки маленьким воробьятам. (к доске выходят 5 ребят, на голову им надеваю шапочки с рисунком воробья, 6 - держит в руках тарелочку с 10 семечками).

  • Сколько семечек всего? (10)
  • Как будем делить? (поровну), (ребёнок берёт семечки и раздаёт каждому в руки по 1 семечку, потом ещё по 1 семечку).
  • Сколько семечек получил каждый? (по 2)
  • Сколько было? (10). Запиши.
  • Сколько ребят исполняли роль воробьёв? (5)
  • Сколько у каждого получилось семечек? (по 2)
  • Как это записать? (один у доски: 10:5=2), (дети записывают решение задачи в тетради)

Тетрадь, стр. 40, чистые клеточки: 10:5=2

Так как делили зёрнышки? (поровну).

  • Составьте задачу по рисунку в тетради “Грамота”, которая бы решалась делением. Рассказать, сколько всего было цветов, как нарисованы цветки на платочках.

12 : 4 = 3

Пальчиковая гимнастика.

Эти пальцы много знают,
Только сил им не хватает
И поэтому опять
Надо их тренировать
Раз, два, три, четыре, пять.

9. Тетрадь, стр.39, 4 рабочая строка. Преобразование письменного шрифта в печатный.

  • Что вы увидели на 4 рабочей строке? (слово)
  • Почему? (нет точки в конце, слово одно)
  • Почему с большой буквы? (имя)
  • Назовем буквы:

В – заглавная письменная
а – строчная письменная
л – строчная письменная
я – строчная письменная
Сколько всего букв? (4)

Прочитаем слово – Валя. Это имя, оно может быть и мужское, и женское.

Напечатаем печатными буквами. Так с какой буквы начнём писать? (с заглавной печатной), (один у доски).

– Валя

Работа с таблицами. Назовите другие имена. (Приложение 11)

img1.gif (1594 bytes)

(Варя) (Вася, Ваня)

10. Тетрадь, стр.39, 4 рабочая строка. Составление слов и запись их печатными буквами.

  1. Назовем буквы в верхнем ряду слева: а а в т
  2. Это слово? (нет, потому что смысла нет).
  3. Составим слово: какая буква будет первой? Дальше. ВАТА. (дети пишут печатными буквами, работа с остальными словами по аналогии).

Работа с текстом на доске: (Приложение 12)

Ва – ва – ва, ва – ва – ва – пилили мы дрова.

Ов – ов – ов, ов – ов – ов – будет много дров.

Ви – ви – ви, ви – ви – ви – печку затопи.

Во – во – во, во – во – во – будет всем тепло.

Посмотрите на доску. Что это? (предложения). Почему? (начало с большой буквы, в конце точка, состоит из слов).

Прочитаем вместе 1 предложение медленно, теперь быстрее, третий раз еще быстрее.

Прочитаем 2 предложение. (по аналогии). Прочитаем 3 предложение, 4 предложение.

Это не скороговорка, а чистоговорка, которая помогает правильно поизносить новые звуки.

Какие? [в,], [в]

Какой буквой обозначаются? (вэ)

Списать в тетрадь печатными буквами последнее предложение.

Надеюсь, ребята, что вам всем тоже было очень тепло на нашем уроке грамоты.

Работа с учебником “Грамота”.

Чтение учителем текста, стр. 152. А. Шибаев “Одна буква”. Дети должны запомнить слова с новой буквой и назвать их.

  • Что же мы узнали из этого текста?
  • Почему он так называется? (если в слове изменить одну букву, то меняется смысл всего слова: ворона - ворота).
  • Прочитать слова по таблице, получаемые в результате замены одной буквы.
В О Р О Т А
        Н  
К          
        В  

IV. Дифференцированная работа.

Сообрази! Чтение рассказа “Ёж”.

  • Дочитать рассказ “Ёж”.
  • Выполнить самостоятельно задания в тетради “Я учусь читать и писать” с. 51 и упр. №63 в тетради “Я учусь считать”.

Педагогическая поддержка.

  • Закрасить те части рисунка в тетради “Я учусь читать и писать”, в которые вписана буква “В”.
  • Составить слова, найти слова с буквой “в” ,которая обозначает мягкий согласный звук, поставить возле этих слов галочку.
  • Найти буквы, которыми отличаются слова в парах, подчеркнуть их.
  • Подчеркнуть слова, в которых ударным является а .

Заканчиваем наш урок весёлой минуткой.

Он весел и незлобен
Это милый чудачок
С ним хозяин, мальчик Робин
И приятель – Пятачок
Для него прогулка праздник
И на мёд особый нюх
Это плюшевый проказник
Медвежонок… (ВИННИ-ПУХ) (Рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5, рисунок 6)

  • С какого звука начинается слово? ( в, ), (на доске выставляется пять карточек с изображением Винни-Пухов. Задание: убери лишнюю карточку).

V. Итог уроков:

  • Чему мы сегодня учились?
  • Какие каждый из вас сделал для себя открытия?
  • А какие задачи мы решали? (на деление)
  • Как же мы делили? (поровну)
  • Какие случаи состава числа 10 вы запомнили?
  • Что вам понравилось на уроке?

На этом наш урок закончен. Спасибо вам за активную работу на уроке. До свидания.

Звенит звонок и закончился урок.