Занятие факультативного клуба "Планета загадок" по теме "Господа насекомые"

Разделы: Внеклассная работа


Форма проведения: устный журнал “Юный натуралист”.

Цель мероприятия: рассмотреть значение насекомых в природе.

Задачи:

  • учить находить взаимосвязи в природе;
  • познакомить с некоторыми видами насекомых;
  • развивать мышление и внимание;
  • воспитывать любовь к природе.

Организационно-подготовительная работа:

  1. Раздать стихи, разучить песни с детьми, созвучные теме мероприятия, подобрать и раздать учащимся (могут подобрать самостоятельно) сообщения о бабочках округа, занесённых в Красную книгу.
  2. Разучить “Танец бабочек”.
  3. Подготовить технологические карты и раздаточный материал.
  4. Заготовить страницы устного журнала, соответствующие своему названию.
  5. 5. Поручить родительскому комитету оформить плакаты “Кто чаще машет крылышками?” и “Некоторые приготовленные из насекомых национальные блюда, популярные в разных странах”.

Необходимые атрибуты и оборудование: музыкальный инструмент или магнитофон с записью музыкальной фонограммы, раздаточный материал (геометрические фигуры, клей), знаки, кроссворд, рисунки жуков – рекордсменов, ярко оформленные листы А-3 (страницы журнала), плакаты “Число взмахов крылышек в секунду” и “Национальные блюда из насекомых”.

Ход занятия

Преподаватель: Дорогие ребята, чтобы определить тему нашего занятия вам необходимо зачеркнуть каждую третью букву.

Г О К С П Г О Д Ц А Н Д А С Ж Е К Ю О М Ф Ы Е

(На доске остаётся запись ГОСПОДА НАСЕКОМЫЕ )

- Занятие сегодня необычное, в форме устного журнала “Юный натуралист”. (Показ обложки журнала). Перелистывая страницы нашего журнала, будем узнавать всё самое познавательное и интересное о насекомых.

1-я страница “Многообразие насекомых и их отличительные особенности”.

- Сколько на земле зверей? Примерно 4000 видов. Кажется, что это очень много. Но птиц ещё больше. Около 9000 видов. Но насекомых, несмотря на их маленькие размеры, на Земле больше, чем всех других видов животных и растений, вместе взятых. На нашей планете около 2 миллионов видов насекомых! Не зря учёные в шутку говорят, что Земля – планета насекомых [5]. А к ним обращаются не иначе как – ГОСПОДА НАСЕКОМЫЕ.

Ученик:

Бродят в траве золотые букашки
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолёт, стрекоза.
Вот тёмно-красная божья коровка.
Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Вот в одинаковых платьях, как сёстры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пёстрой,
То, раскрываясь, несутся опять.

С. Маршак

- Как вы думаете, почему их назвали насекомыми? (Ответы учащихся)

- Давайте обратимся к “справочному бюро” - словарь Ожегова (От слов “насечка”, “насекать”. На брюшке у этой группы животных поперечные полоски – насечки).

- По каким признакам животных относим к группе насекомые? (Тело состоит из трёх частей: голова, грудка, брюшко; имеют три пары лап) [4].

2-страница “Театральная”.

- Послушайте разговор насекомых на лугу.

Запись:

Мы куколками спали, дремали мы, и вот
Чехольчики с нас спали и сразу мы попали
В весенний хоровод. Как белые клочочки,
Летаем мы втроём. Мелькают травки, кочки,
Где крылья, где листочки – никак не разберём.
Что за насекомые ведут разговор? (Бабочки)

Да вот они и сами.

Танец бабочек (исполняют три ученицы). Двое из выступающих убегают. Остаётся одна бабочка.

Экологическая сценка “Ребёнок и мотылёк” [2].

Действующие лица:

Мальчик

Мотылёк

Мальчик:

Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал и совсем не устал?
Расскажи, как живёшь? Что ты ешь, что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.

Мотылёк:

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!

- Ребята, в чём же главная мысль этой сценки?

- Беречь всё живое на Земле! Мотылёк здесь символ жизни.

3-я страница “Творческая. Умелые руки”.

Творческая работа. Изготовление бабочек, используя технологическую карту (рис.1) [1]. Звучит музыка.

1. Складывайте гармошкой различные геометрические фигуры. Стрелками показано, в каком направлении выполнять складывание.

2. Соедините квадрат с помощью полоски.


Рис. 1. Технологическая карта “Изготовление бабочки”

Можно соединить две одинаковые фигуры: квадрат и квадрат, круг и круг.

4-я страница “Это должен знать каждый”.

Экологические правила.

- Бабочки питаются нектаром цветов, который добывают с помощью хоботка. Обычно нектар находится в основании цветка, поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Только из опыленного цветка вырастает плод: яблоко, груша, огурец.

- Почему говорят, что, если бабочек прогнать, урожая не видать? (Если прогнать бабочек, то некому будет опылять цветы растений, и поэтому не будет урожая)

- Но, к сожалению, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка - махаон, самая большая бабочка России (до 16 см), встречается крайне редко. Она даже занесена в Красную книгу, В ней собраны названия животных, которым грозит исчезновение.

Рассказы учеников о бабочках нашего округа, занесенных Красную книгу. (3 сообщения)

- Как вы думаете, почему бабочек становиться меньше?

- Как мы можем помочь бабочкам выжить? (Насекомых надо беречь, не ловить их. Надо любоваться издалека, не дотрагиваясь до них)

- Надо ли уничтожать гусениц? (Нет, так как из них вырастут бабочки)

- Выберите из предложенных знаков знак “Правила обращения с насекомыми”, обоснуйте свой выбор (рис. 2).

Рис. 2.Экологические правила

5-я страница “Это интересно”.

Насекомые-рекордсмены.

- Отгадайте загадку:

С броней, а не танк, с крыльями, а не самолет, Летит - шумит, а без мотора. (Жук)

- Молодцы! Самые многочисленные насекомые – это жуки! Зоологам известно 250 тысяч видов жуков! А сейчас мы познакомимся с жуками, которых называют рекордсменами [2].

- Рассмотрите, чем похожи и чем отличаются изображенные на рисунках жуки (рис.3).

Рис. 3. Насекомые-рекордсмены

Дубовый усач имеет длинные усы, а живет в дубовых лесах.

В наших лесах можно встретить жука-оленя. Его длина вместе с “рогами” бывает 8 сантиметров.

Жук-носорог защищает свои владения большим “рогом”.

Жук-голиаф обитает в Африке. Его длина достигает 11 сантиметров.

Один из самых крупных жуков - жук-геркулес. Его длина бывает до 18 сантиметров, причем половина приходится на его рог. Обитает этот жук в Южной Америке.

Красивые и необычные насекомые во многих странах охраняются законом, потому что давно уже стали редкими.

6-я страница “А знаете ли вы…).

Викторина “Знатоки насекомых” [2].

Вопросы для любознательных:

1. Почему ранним утром кузнечики сидят на самых верхушках травинок? (На траве роса. Насекомые “сушатся”)

2. В лесу часто встречаются огромные муравейники. Зачем они муравьям? Ведь живут они в основном под землей. (Купол муравейника они используют для накапливания тепла и улавливание солнечных лучей. Муравьиные кучи поглощают больше солнечного тепла, чем приняла бы плоская поверхность земли)

3. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Принимая “муравьиную ванну”, птица освобождается от насекомых-паразитов - муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой)

4. Назовите самого прожорливого воздушного хищника. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

5. Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (Ужалив, пчела гибнет)

6. Зачем шмели гудят? (Гудение - это очень быстрое сокращение грудных мышц шмеля. Двигая своими мышцами, насекомое согревается. Температура его тела - плюс 40 градусов; даже если на улице всего лишь плюс 10 градусов)

7. Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство)

8. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Многие насекомые, например бабочка: яйцо, гусеница, куколка бабочки)

9. А знаете ли вы, кто из насекомых чаще машет крылышками? (После ответов учащихся, вывешивается таблица на доску) [6].

Таблица 1. Кто чаще машет крылышками?

Кто машет? Число взмахов крылышек в секунду
Комар 300-600
Медоносная пчела 220 (200-250)
Комнатная муха 200 (190-330)
Пчела 200-250
Шмель 180
Слепень 100
Жук-навозник 90
Бабочка-совка, майский жук 45
Стрекоза 38-100
Бабочка-махаон 5

В скобках показано также наибольшее и наименьшее число взмахов

10. Назовите национальные блюда, приготовленные из насекомых. (После ответов учащихся, вывешивается таблица на доску)

- В наши дни “насекомоядных” людей мало. А были! Ещё древнегреческий философ Аристотель описывал блюда, приготовленные из цикад и личинок жука-древоточца. А на юге Италии в бедных семьях ещё в конце XIX в. Варили суп из майских жуков. В средние века насекомые исчезли из рациона европейцев. Но в других странах традиции сохранились. Особенно в таких густонаселённых или испытывающих продовольственные трудности странах, как Китай, Пакистан, Египет, Мексика и других. Например, жареных термитов грызут зрители в кинотеатрах Колумбии, как американцы попкорн [7]. Некоторые национальные блюда, приготовленные из насекомых можно увидеть в таблице.

Таблица 2. Некоторые приготовленные из насекомых национальные блюда, популярные в разных странах.

Страна Национальное блюдо
Китай, Япония Личинки шелкопряда жаренные в яйце с уксусом и перцем
Китай Скорпионы под майонезом; личинки мух в томатном соусе
Южно-Африканская Республика Вяленные гусеницы бабочки-махаона
Кения Саранча, тушенная в винном соусе
Колумбия Жаренные термиты
Египет Сушенный жук-скоробей

7-я страница “Прогноз погоды”.

Насекомые - предвестники погоды.

- Оказывается, некоторые виды насекомых могут помочь человеку предвидеть перемену погоды. Вот несколько примеров прогнозов, поступающих из “энтомологического бюро погоды”.

Если хотите узнать, какое предстоит изменение погоды, остановитесь около неприхотливого кустарника древовидной акации и понаблюдайте, как ведут себя медоносные пчелы, прилетавшие на ее грозди цветков за взятком. Если пчелы не появляются на цветках - предстоит ясная, безоблачная погода. В это время в чашечках цветков нектар высох. Если пчелы роем вьются около веток с сочными, полными нектара цветками, скоро будет дождь.

Казалось бы, ничто не предвещает непогоду в теплый летний вечер. Не умолкают расстрекотавшиеся большие зеленые кузнечики... Но вот наш слух поражает внезапная перемена: мы не улавливаем ни одного их пронзительного звука. Что же с ними случилось? Особо чувствительные органы насекомых почувствовали приближение дождя. Действительно, Ночью прошел дождь, а вечером опять, как прежде, начался концерт кузнечиков.

В лесу четко работает “живая коллективная метеостанция” - муравьиное гнездо. Перед дождем его труженики-хозяева возвращаются в свой подземный многоярусный дом - муравейник. Входы его при этом частично закрыты.

На работающего или гуляющего в лесу человека рьяно нападают комары и мошки. Эта лютая агрессивность гнуса к человеку и теплокровным животным предвещает дождь.

Вероятно, вы не раз наблюдали, сидя в сумерках у костра, как “на огонек” летят насекомые. Их бывает много перед дождем, а еще больше — перед грозой.

Если насекомые летят мимо цветка горицвета и не садятся на него - к ясной погоде; если садятся - к дождю.

Что же помогает насекомым обеспечивать четкую, бесперебойную деятельность “энтомологического бюро погоды”? Органы чувств у них развиты несравненно сильнее, чем у человека. К тому же в их арсенале органов чувств больше, чем у нас. Возьмем, к примеру, хотя бы чувство ориентации. Это крайне необходимое чувство у насекомых особенно высоко развито.

Перестройка поведения насекомых в связи с резкими изменениями погоды - своеобразная защитная реакция живого организма. Если бы насекомые не были способны авансом улавливать все предстоящие перемены различных явлений в природе, то они в массе гибли бы не только от стихийных бедствий, но даже от небольшого дождя, падения или повышения температуры и т.п.

В процессе эволюционного развития, длившегося многие века, насекомые приспособились к самым неожиданным сменам в окружающей среде и в природных явлениях. Очень чутко настроенная вся система многих органов чувств подсказывает им, как своевременно спастись от губительных ливней, морозов и других погодных явлений, и дает возможность сохранить вид.

Известно, что на одни и те же метеорологические факторы разнообразные виды насекомых реагируют по-разному. Но наряду с этим явное большинство насекомых, особенно малых и средних размеров, до наступления дождя скрывается во всяких укромных местах. Лес особенно спасителен для них: мелких приютят любые трещины и углубления в коре деревьев, покрупнее спрячутся с нижней стороны множества листьев деревьев и кустарников. Лишь немногие крупные насекомые с плотным слоем хитина переносят небольшие дожди, по ливни, да еще с ветром губят многих [2].

8-я страница “А вам слабо?”.

- Ребята, отгадайте кроссворд и прочитайте ключевую фразу.

Вопросы:

  1. Нос долог голос тонок. Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
  2. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
  3. На лугах живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь.
  4. То погаснет, то зажжется ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Ну, конечно...
  5. Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает?
  6. Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.
  7. Сок из цветов она берет и в сотах копит сладкий мед.
  8. Шесть ног без копыт, летит - жужжит. Упадет - землю роет.
  9. В лесу у пня суетня и беготня, народ рабочий весь день хлопочет.
  10. Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят.

Ответы: 1. Комар. 2. Стрекоза. 3. Кузнечик. 4. Светлячок. 5 Сверчок. 6. Бабочка. 7. Пчела. 8. Жук. 9. Муравьи. 10. Осы.

Ключевая фраза: Охраняйте насекомых.

- Почему прекрасный, удивительный мир насекомых человек почти не ценит? Наверное, дело в том, что люди очень мало знают о насекомых. И при этом многие думают: раз насекомое – значит обязательно вредитель.

Да, среди насекомых есть виды, которые наносят ущерб хозяйству и здоровью человека. Но их в 100 раз меньше, чем других, перед нами ни в чём не провинившихся. А вообще-то не прожить людям на Земле без насекомых, так как разрушилось, испортилось бы всё в слаженном механизме природы. Учёные считают, что каждый день на Земле исчезает один вид насекомых. Каждый день! Виноваты в этом люди, которые губят природу своей планеты. Только от человека зависит, дружить с насекомыми или враждовать, бездумно уничтожать их всех подряд или оберегать. Дружить и оберегать, конечно же, лучше [3].

9-я страница “Музыкальная”.

Исполнение песни из кинофильма “Голубые сыроежки”. Слова М.Пляцковского.

Ни к чему обижать
Бабочку на ветке.
Веселее в лесу
От её расцветки.
Не пугайте жуков
С длинными усами.
И поверьте, что жуки,
И поверьте, что жуки,
Вас не тронут сами!

Если вам по душе
Красота земная,
Берегите её,
Устали не зная!
Непременно тогда
Станем мы друзьями…
А про мошек и жуков
А про мошек и жуков
Пойте вместе с нами!

Список литературы

  1. Вдовина Н.Ю. Знакомимся с природой: Работа в группах.- М.: Чистые пруды, 2007 г.
  2. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  3. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Кн. для учащихся нач. кл. - 4-е изд.-М.: Просвещение, 1998 г.
  4. Плешаков А.А. Планета загадок: Факультатив. курс для нач.классов.- М.: Просвещение, 1996 г.
  5. Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 4 класс четырёхлетней нач. шк.-
  6. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.
  7. Рянжин С.В. Новый экологический Букварь. – СПб.: Изд.-во “Анатолия”, 2006 г.
  8. Сайт www.zin.ru/Animalia