Учиться географии, играя

Разделы: География


Современный ученик получает огромный поток информации вне школы, вне урока через телевидение, Интернет, видео, книги и периодические издания. Эту информацию он не в состоянии переработать, осмыслить, привести в последовательную систему знаний. Современный ученик стал другим – многознающим: я это видел, это я слышал, это я читал. Вследствие этого и других факторов интерес учащихся к учебному процессу снижается. Становится всё труднее и труднее вовлечь их в учебный процесс, в формирование знаний. Перед нами, педагогами, стоит задача, как сделать жизнь ребёнка на уроке и вне него интересной, значительной, как облегчить его труд, как увлечь и заинтересовать.

Неоценима воспитывающая функция игр.

Для ребёнка игра – увлекательное прежде всего занятие. В игре все равны. Она посильна и слабым ученикам. Чувства равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт ребятам возможность преодолеть стеснительность, является стимулом для решения более сложных задач и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игру провести значительно сложнее, чем обычный урок, так как требуется значительная предварительная работа учителя и учеников. Задача учителя – ввести участников игры в игровые ограничения, что способствует предотвращению нарушений в ходе игры, определить цель, создать игровую ситуацию, разработать сценарий, учитывать особенности класса и интересы каждого ученика. Предлагаю вниманию коллег разработку обобщающего урока географии в 7 классе по теме “Южная Америка”.

“Спасите остров Робинзона!”

Тип урока: урок обобщения знаний и умений.

Форма урока: проектно– исследовательский урок.

Учебно-воспитательные цели и задачи:

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “ Южная Америка”
  2. Развитие способности обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно-следственные связи;
  3. Воспитание в детях чувства товарищества, умения работы в коллективе, ответственности и самостоятельности. Экологическое воспитание учащихся.

Оборудование: настенные тематические карты Южной Америки, мультимедиапроектор, компьютер, экран, мультимедиаучебник “География.7 класс”( авторы Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.), электронная презентация к уроку, молоток для аукциона, флажки, путёвка для награждения, дневники исследований, книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”, глобус, “Правила аукциона”, листы самооценки.

Ход урока

I. Организационно– психологический момент, эмоциональный настрой учащихся.

Класс делится на 4 группы (климатологи, биологи, экологи, геологи). Группы находятся за отдельными столами. На столах приготовлен раздаточный материал: ватманские листы бумаги, фломастеры, дневники исследований, листы самооценки. В подготовке ответов участвуют все члены группы. Итоги урока подводятся по листам самооценки, где учитываются все баллы, полученные в ходе урока. Для проведения урока нужно учитывать возможности класса.

(Слайд1)

Учитель: Добрый день! Рада вас видеть на моём уроке.

Всё, что создаёт природа _ уникально, неповторимо. Человек на Земле не может жить изолированно от природы и её богатств. Ему приходится изменять природу. Как же сделать так, чтобы изменения были минимальными и без страшных необратимых последствий?

II. Постановка целей урока:

Учитель: Ребята, вы закончили изучать большой раздел страноведения “Южная Америка”. Сегодня мы постараемся собрать воедино отрывочные знания об особенностях природы материка и хозяйственной деятельности человека и на примере материка Южная Америка попытаемся найти пути решения острых экологических проблем.

На этом уроке перед нами стоят следующие задачи:

(Слайд2)

Задачи для учащихся:

1. Научиться:

– описывать природу материка;

– оценивать и прогнозировать изменение природы человеком.

2. Применять навыки учебной работы в поисковой и исследовательской деятельности.

(Слайд3)

Учитель:

Смотрю на глобус: шар земной.
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза.
И тихо шепчут родники:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги. ”
Смотрю на глобус: шар земной.
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу.
Я сберегу вас, сберегу”.

Наш урок мы проведём под условным названием “Спасите остров Робинзона”

III. Разминка.

Учитель: А сейчас разминка. Эти термины и понятия вам могут понадобиться по ходу урока. Что они означают?

(Слайд4)

Игра “ Что такое? Кто такой?”

Воздушные массы Лама гевея
Аконкагуа Парана Игуасу
пираруку сельва Титикака
Ориноко виктория– регия сейба
пампа Атакама метис

IV. Обобщение знаний и умений.

“Путешествие” по спасению острова Робинзона.

1.Занимательная география.

(Слайд 5)

Необитаемый остров, на котором оказался Робинзон Крузо– герой замечательного романа Даниеля Дефо находится на одной широте со столицей Чили– Сантьяго. Найдите его на карте (прикрепить флажок). Остров Робинзона Крузо находится в системе островов Хуан– Фернандес близ берегов Чили(23 км в длину и 8 км в ширину)

Робинзон – не вымысел писателя. В 1704 г. Волею судьбы британский моряк Александр Селкирк попал на этот остров, и его приключения легли в основу знаменитого романа. Это был удивительный остров! Уникальная природа: типичная саванна, пальмовые рощи, древовидные папоротники, густые леса ценного сандалового дерева; более 100 видов растений острова являются уникальными, единственными на Земле! Черепахи, морские львы, лангусты, столько тюленей, что приходилось их отталкивать вёслами, чтобы причалить к берегу. Сейчас от прежней экзотики не осталось практически ничего, несмотря на то что остров был объявлен национальным парком Чили ещё в 1935г. Горнорудные разработки, раскорчёвки земель, строительство военных сооружений, испытания военной техники и войсковые маневры привели к тому, что природа на острове погибает.

Не насыщая пищей чрева
Жуёт себя двадцать первый век.
И рубит, рубит жизни древо
Как беспощадный дровосек.
Великий Разум! Запрети ты
Рубить хотя б последний сук.

2.Предлагаю создать экспедицию по спасению уникальной природы острова и материка Южной Америки. Эти проблемы мы будем решать находясь на острове Робинзона Крузо.

В состав экспедиции войдут учёные: климатологи, экологи, геологи, биологи. (распределение ролей)

3 Раздача дневников исследователей, знакомство с вопросами исследования

Для начала определите координаты острова (80? з. д., 33? ю. ш.)

4. Воспроизводство опорных знаний.

Путешествие наше долгое, я предлагаю пока ближе познакомиться с произведением писателя и самим островом.

1. Найдите ошибку, которую допустил писатель, описывая природу острова.

(Учитель читает отрывок из произведения Даниэля Дефо “Робинзон Крузо”

“…весь берег был усеян черепахами… Здесь было несметное множество птиц всевозможных пород. Были и такие, каких я никогда не видел. Мясо некоторых оказалось очень вкусным, хотя я даже не знал, как они называются. Среди известных мне птиц самыми лучшими были пингвины.”

2.Представьте, мы находимся с вами в г. Белен ( устье Амазонки) и нам один из местных жителей назначил встречу, но не указал время встречи, а лишь сказал: “Встретимся после дождя”. Когда же должна состояться встреча?

5. Динамическая пауза.

А теперь немного отдохнём. Есть в мире люди, которые не стареют с возрастом. Почему? Потому что они умеют и работать и отдыхать.

(Слайд 6)

Посмотрите, какой удивительный водопад! Это Игуасу. 1300 т. воды в секунду низвергает он. Какая мощь! Изобразите это движение воды. И ещё раз! ( учащиеся под музыку выполняют волнообразные движения)

Молодцы. Прошу садиться.

6. Самостоятельная работа учащихся по анализу карт атласа, текста учебника, картин. Работа над вопросами из дневников исследователей.

Предлагаю начать работу экспедиции. Прочитайте внимательно задания в инструкциях. А ответом на вопрос будет опорная схема, которую вы составите.

7. Составление на доске “образа острова” (модели), используя выполненные опорные схемы. Защита проектов.

8. Беседа об экологических проблемах села Самсоновка.

(Слайд7)

Остров Робинзона– это условно. А таких взывающих о помощи островов на нашей Земле много. Один из островов – это село и район, в котором мы живём.

Эти проблемы ближе к нам и мы их видим каждый день.

1) Какие экологические проблемы есть в нашем селе? Можете ли их вы назвать?

2) Какое участие можем принять мы в решении этих проблем?

На Земле всегда находились люди с активной жизненной позицией. Может поэтому, Земля ещё жива.

9. Аукцион знаний

Объявляется аукцион полученных знаний по теме “Особенности природы Южной Америки” (Слайд 8)

Правила аукциона вы видите на экране. Они вам хорошо знакомы. Аукцион считается открытым!

Правила аукциона:

  1. Высказывай лишь по одному предложению.
  2. Ответ должен быть ясным, чётким, завершённым.
  3. Выслушай ответ товарища до конца не перебивая.
  4. Не повторяйся!
  5. Победитель аукциона – тот, кто даст последним правильный ответ до третьего удара молотком!

10. Награждение победителя аукциона туристической путёвкой в заочное путешествие на остров Робинзона.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия состояния учащихся.

В заключение мы подведём итоги работы нашей экспедиции.

1.Самооценка учащихся

Лист самооценки

Знания и умения по теме “Южная Америка”

Оценка

Объяснение понятий  
Работа с картами  
Умение выступать публично  
Итоговая оценка  
  1. Выставление оценок за урок, комментирование оценок, подведение итогов.
  2. Домашнее задание. (Слайд 9)

Учитель: Человек, хоть раз услышавший в своём сердце голос “плачущей

Земли” никогда не совершит плохого по отношению к природе.

Я надеюсь, что знания, полученные на этом уроке, вам пригодятся.

“Я сорвала цветок, он увял.
Я поймала мотылёк, – он умер у меня на ладонях.
И тогда я поняла, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.

Спасибо за урок.

Презентация