Цели:
- познакомить учащихся с особенностями репортажа как газетного жанра;
- подготовка к самостоятельной работе над сочинением-репортажем;
- воспитывать уважение к профессии репортера и к людям этой профессии;
- учить учащихся слушать друг друга.
Оборудование: газеты, таблицы с основными требованиями к репортажу, папка с памятками (на партах учащихся), таблички с профессиональными словами, видеозаписи, фотографии репортеров, книги В.Пескова, Ю. Фучика.
Эпиграф: Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости. В.Гиляровский.
Основные этапы урока
I. Организация урока.
- Сегодня, ребята, мы проводим урок на тему: “Сочинение в жанре репортажа “Прекрасное рядом с нами”. Вы должны познакомиться с особенностями репортажа как газетного жанра и научиться самостоятельно работать над сочинением-репортажем.
II. Вступительное слово учителя.
- Вся жизнь страны, вся жизнь планеты на газетных листах. Коротенькие заметки, репортажи, очерки, фельетоны и эссе на различные темы печатаются в газетах.
Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных газетных жанров. Многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров.
Прочитаем эпиграф, записанный на доске (читается и комментируется учеником).
III. Словарно-семантическая работа.
1) Обратимся к журнально-газетной лексике.
- Какие слова, относящиеся к работе журналистов, вы можете назвать? (Ответ: Журналист, журналистика, рубрика, корреспондент, репортаж, репортер, хроника)
2) Найдите в толковом словаре лексическое значение слов: репортаж, репортер, хроника, хроникер, корреспондент и запишите в тетрадь.
(Репортаж - сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению
Репортер – сотрудник газеты, журнала, радио, информационного агентства, доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях).
Учитель: Семантика слова “ репортаж” такова: слово произошло от английского report (рипорт) – как существительное оно значит – рапорт, оклад, сообщение; как глагол соответственно: рапортовать, докладывать, сообщать.
Учитель: Ребята, какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое более узкое? (Ответ: Репортер - понятие более узкое, так как он занимается конкретной работой)
Учитель: Репортажи печатаются в особом разделе газеты – хронике.
Хроника – отдел сообщений в газете, журнале, на радио и телевидении, посвященный текущей общественной жизни.
Хроникер – сотрудник газеты, журнала, работающий в отделе хроники.
IV. Фронтальная беседа с классом.
Вопрос. Каких журналистов, информирующих о текущих событиях, вы можете назвать, ребята?
Ответ. Михаил Любимов – телерепортер информационной программы “Доброе утро” на Первом канале; Александр Школьник - репортер информационной программы “Доброе утро” на Первом канале, рубрики “Шпаргалка”, “Школьные повести”; Эдуард Хайруллин – работает собственным корреспондентом от Казани, А.Мамонтов - собственный корреспондент Первого канала.
Учитель: Профессия репортера нелегкая. Какой материал нашли вы, готовясь к уроку?
Ученик: Мне хочется прочитать напутствие известного спортивного журналиста Н.Озерова юным спортивным комментаторам
Спортивный репортаж
Приятели часто подшучивают надо мной: что же тут сложного!
Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно не так уж сложно. Но нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах.
Каждое спортивное соревнование- это проверка мужества спортсмена, его воли, стремления к победе.
Я сам прошел большой и совсем не легкий путь в спорт. Знаю, сколько пота надо пролить на тренировках, сколько поволноваться, прежде чем чего-нибудь добьешься.
Спортивный комментатор должен прежде всего знать и любить спорт, особенно тот вид, о котором он рассказывает.
Перед матчами, о которых мне предстояло рассказывать на радио, я старался бывать на тренировках команд. Встречался с известными тренерами. Это мне очень помогло.
Советую и вам, юные комментаторы, заранее узнавать обо всех предстоящих соревнованиях, бывать на тренировках, прислушиваться к тому, что говорят тренеры.
Вы должны увидеть не только успехи, но и неудачи. Ничего нет страшного в критике. Только она должна быть доброжелательной, а не походить на разное и брюзжание.
Когда я веду репортаж, я вижу перед собой тысячи зрителей, но я думаю не о них. Я знаю, что сотни тысяч любителей спорта, сидящих у радиоприемников, внимательно слушают комментатора. И я стараюсь, очень стараюсь помочь им “увидеть” все, что происходит на футбольном поле.
Вот и вы должны так писать свои репортажи, чтобы каждый читатель увидел ваши соревнования.
Успехов вам, юные комментаторы!
Учитель: Послушаем запись одного из репортажей А.Школьника и подумаем над вопросом: “Какими качествами должен обладать репортер?” (Репортаж А.Школьника)
Репортаж А.Школьника
Здравствуйте, дорогие ребята!
Хочу познакомить вас с интересными людьми – вашими ровесниками.
Московская школа № 1241. Первое сентября. Подхожу к группе мальчишек и девчонок, оживленно жестикулирующих, перебивающих друг друга:
- Я думаю лучше сегодня.
- А может еще один прогон?
- Нет, достаточно.
- О чем спор, ребята, - интересуюсь я.
Удивлению моему не было границ. Оказывается, группа энтузиастов-старшеклассников под руководством учителя музыки Виталия Петровича Бодрова организовали музыкальный театр. Начали с небольших постановок, а теперь уже сочинили трехактную пьесу. Все лето репетировали, шили костюмы, рисовали и сколачивали декорации.
- А как же отдых? – спрашиваю я.
Ребята смотрят на меня с недоумением.
В самом деле, что это я.
Лучшего отдыха не придумать.
Здорово живут ученики школы № 1241.
Учитель: Так какими качествами должен обладать репортер?
Ответы:
- должен владеть правильной литературной речью;
- должен знать вопрос, который он освещает;
- репортеры часто сталкиваются с разными трудностями, поэтому они должны быть сильными, выносливыми, мужественными.
Учитель: Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать всеми этими качествами. Он должен правдиво и точно изображать события, ярко и образно, уметь общаться с людьми, быть смелым и мужественным в своей работе.
Кто из журналистов жизнью заплатил за правдивость своих репортажей?
V. Индивидуальные сообщения учащихся.
1) Юлиус Фучик
2) Дмитрий Холодов
3) Семья Никулиных
4) Лариса Юдина
VI. Учитель: Спасибо вам, ребята, за сообщения. В газете “Аргументы и факты” было напечатано, что за последние 5 лет было убито 156 журналистов в нашей стране. Это убийство московского журналиста Дмитрия Холодова, всем известного журналиста и телеведущего Владислава Листьева. В течение 3-х недель вся страна следила за поисками журналистов ОРТ Романа Перевезенцева и Вячеслава Тибелиуса, которых захватили в плен чеченские боевики. И лишь благодаря большим усилиям многих людей они были освобождены, хотя сами, по их словам, каждую минуту могли быть убиты.
Таким образом, профессия журналиста требует помимо профессионализма еще и мужества, даже геройства.
А еще ребята, мне хочется сегодня рассказать о замечательном человеке, журналисте, телерепортере, фотографе, в прошлом ведущем программы “В мире животных” Василии Пескове. В.Песков написал замечательную книгу “Шаги по росе”. Герои этой книги строят заводы, прокладывают каналы, воздвигают дома, сажают яблони. У них немало общего. И в то же время образ каждого из них, живой и яркий, несет те черты, которые присуще ему, и только ему. Каждое событие им не просто описано, а выношено, пропущено через свое, личное восприятие. Песков не боится “присутствовать” в своих материалах, но это присутствие не навязчиво, а органично. Автор здесь лицо активно действующее, думающее, остро видящее. Он умеет душевно беседовать, задавать людям нужные вопросы, искренне радоваться вместе с ними и, когда надо, негодовать. Это всегда вызывает доверие читателя.
Важной приметой творчества Пескова является то, что для него рассказать о человеке – это всегда написать о земле, на которой он вырос, об его отношении к родной природе.
Да ,своим творчеством Песков славит людей труда. Но, подобно одному из героев своего репортажа, он утверждает: “Жизнь не представляю себе без птичьего пения…”.
Василий Песков умеет видеть, слушать, чувствовать природу нашей Земли и пишет о ней свежо, сочно, подлинно. Песков много фотографирует. Он часто охотиться с фотообъективом за лесными загадками. В поле, в лесу он свой человек. Он все время напоминает: вы тоже можете стать “своим человеком”. Лесной праздник доступен всем. “На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или велосипед седлайте, а лучше – пешком. Пораньше из дому, лучше с самой зарей. Тогда весь праздник – ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки, увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как добывает свой “хлеб” трудолюбивый дятел. Не заявляйте о себе криками, приберегите песни. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатство…”
Ребята, надо сказать, что репортажи бывают нескольких видов: информационный, оперативный (где авторы сообщают о том, что видели и слышали), и фоторепортажи. Предлагаю вашему вниманию образцы таких репортажей. Это работы ваших сверстников. Докажите, что это репортаж. Прочитайте текст “Нет им дела до игрушек”.
Нет им дела до игрушек
Мы вошли в небольшое здание из красного кирпича с вывеской “Загорский историко-педагогический музей игрушки”. И почти сразу попали в экспозиционный зал.
Тут была загорская матрешка из 30 куколок… Швейцарская заводная игрушка “Сельский праздник”: механические человечки пляшут, играют и поют, механические птицы порхают…
Действующая корабельная пушка – игрушка Александра I… Едва мы углубились в изучение диковинных экспонатов, как экспозиция закончилась. Неужели все?
- В музее 30 тысяч экспонатов, - объясняет нам научный сотрудник Виктор Алексеевич Соловьев, - но в экспозиции выставлены только две с половиной тысячи. Нам катастрофически не хватает места. Восемь лет просили у исполкома расширить помещение, но пока все тщетно.
Жаль, что взрослые не играют, поэтому и нет им дела до музея игрушек, да и до игрушек вообще.
Ответы:
- тема очень интересная, пишется с места события;
- репортер описывает ход события и ведет тебя за собой.
Учитель: На таблице вы видите требования к репортажу, прочтите их.
Учитель: А теперь прочитаем сочинение-репортаж “Случай на плотине” и постараемся доказать, что он соответствует требованиям, которые предъявлены к репортаж
Случай на плотине
Это случилось вчера, 2 июня. Мы, учащиеся старших классов Марьевской средней школы, возвращались с прополки свеклы. Было жарко, и проходя мимо плотины, мы стали уговаривать Люсю, нашу наставницу, свернуть к ступеням, ведущим к воде, и разрешить нам искупаться.
- Искупнемся здесь? Разреши, Люсь, - просили мы.
- У плотины опасно. Пойдем на пляж, - ответила Людмила.
- Там далеко же. Сил нет – такая жара, - канючили ребята.
- Все же умеют плавать. Разреши, Люсенька, - вступили девочки.
И Люся сдалась.
Срывая на ходу футболки, шорты и обувь, ребята помчались к спасительной воде. Бросили на ступеньках плотины одежду и с радостным смехом и визгом попрыгали в озеро , тяжело шлепнулась на воду и толстая Кларка.
Как ласточки носились по воде, обгоняя друг друга, Вадик и Женя. Словно дельфины выныривали и снова ныряли Марат и Сережа. Тут же барахталась Клара, неумело загребая по-собачьи.
Вода была теплая, прозрачная, легкая.
И вдруг…
- Мама! Тону-у, - послышался сдавленный хрип. Ребята замерли. На дно шла Клара. Первой к девочке бросилась Люся. Клара судорожно вцепилась в нее, и обе скрылись под водой. Ребята оцепенели от ужаса. Вынырнули обе. И тут Люся скомандовала:
- Цепью вытянитесь к ступенькам, цепью!
Мы сначала не поняли ее, но когда она стала сзади подталкивать Клару к плотине, нам стало понятно, как она решила спасти тяжелую и неуклюжую “пловчиху”.
Самые сильные стали по очереди выталкивать тонущую Клару из воды к ступеням запруды, а остальные образовали цепь, конец которой – Иван, который стоял на ступенях, держа за руку Сережку.
Обезумевшая Кларка умудрялась утянуть под воду то одного, то другого из нас.
Вода была теплая, тяжелая… Ступеньки казались недосягаемыми.
Но Люсин замысел удался. Мы дотолкали Клару до Марата, плавающего первым в спасательной цепочке. Он крепко ухватил девочку за волосы и потянул к себе, Марата за руку крепко держал Вадим…
Вытянули испуганную, нахлебавшуюся воды “русалку” на ступеньки и, измученные, попадали рядом. Молчали… Ласково шлепалась взбаломученная нами вода на ступени плотины. Ребята медленно приходили в себя.
- Ты молодец, Люся, - сказал я.
Все понимали: если бы не Люсины хладнокровие и смекалка, быть беде.
(В.Шумилин)
Ответы:
- по жанру это оперативный репортаж, т. к. указывается дата – 2 июля;
- репортаж написан с места события, автор был очевидцем и сам участвовал;
- автор описал интересное событие, показал героизм девушки, не растерявшейся в трудную минуту;
- событие описано в динамике;
- много ярких деталей;
Данный репортаж носит информационно-познавательный характер. Здесь выделяются композиционные части:
- Зачин.
- Основная часть.
- Концовка.
Учитель: Ребята, мы с вами уяснили требования к репортажу, его композицию. А теперь представьте, что вы репортеры, а ваши тетради – репортерские блокноты. Вспомните нашу воскресную прогулку в лес.
По данному зачину продолжите репортаж на тему: “Прекрасное живет рядом с нами”. Ваша работа будет сопровождаться видеорепортажем.
Теплый воскресный день. Шумной толпой идем на лыжную базу. Нас встречает долгожданный лес. Быстро проходим около домиков. Скорее, скорее… Знакомство с лесом началось… (Чтение 2-х продолжений учащимися)
Учитель: Соответствуют ли эти продолжения тем требованиям, с которыми мы познакомились?
Ответ: Да, в репортажах все элементы композиции, указывается место действия, события показаны в развитии. Используется эмоциональная лексика, чувствуется присутствие автора.
VII. Итог.
(Делаются выводы)
Итак, мы учились писать сочинение-репортаж. На следующем уроке мы будем совершенствоваться в написании репортажей.
Д/з:
1) доработать свои сочинения-репортажи.
2) написать репортаж на одну из тем:
- “Незабываемый день”.
- “Праздник подарков”.
- “Праздник осени”.