Урок русского языка по теме "Причастие. Причастный оборот"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить основные теоретические сведения о морфологических признаках причастия, способствовать формированию знаний о причастном обороте;
  • развивать умение находить в предложении причастия и причастные обороты, правильно ставить запятые в предложениях с обособленными определениями, составлять связные тексты на лингвистическую тему;
  • воспитывать интерес к предмету, желание творить с опорой на лингвистический материал.

Оборудование:
компьютер, проектор, экран, мультимедийное пособие «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 7 класс», слайды презентации, учебник под редакцией С.И. Львовой «Русский язык 6 класс», раздаточный материал.

I. Оргмомент.

  • запись числа и темы в тетрадь.
  • цели урока
  • запись дом. задания: стр. 66-67 учить, выполнить упр. 632 (конструкции, а не предложения!). Для желающих: сочинить грамматическую сказку по данной теме.

II. Повторение, проверка домашнего задания.

  1. Инсценировка грамматической сказки.

    Как причастия появились...

    Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своем житье-бытье.
    Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу».
    - Спасибо! - в голос ответили обрадованные суффиксы и не­медленно присоединились к основам - получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.
    Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
    - Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
    - Спасибо, доброе Прилагательное!
    И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил:
    - Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.
    Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но не долго им удавалось лентяйничать.
    Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.
    Глагол сказал:
    - Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю вам два вида -совершенный и несовершенный.
    - А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по паде­жам, изменяться по родам и числам, — сказало Прилагательное.
    С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.

  2. Устное высказывание (упр 623) Как вы понимаете высказывание В.Даля о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»?

III. Актуализация знаний.

упр.628 (первые 4 строчки)
Спишите, распределяя словосочетания на две группы:
                     х            x
1. прич. + сущ.; 2. прич. + сущ.   
Сосредоточенный на деле, молотый кофе, движущиеся по шоссе, возглавляемый руководителем, задремавший пассажир, колышущийся на ветру, решённая проблема, замерзающий на морозе, заброшенный сад, раскрытые двери, застроенный коттеджами.
Выводы.

IV. Объяснение нового материала.

«Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». Урок 13
Слайд 3 «Что такое причастный оборот»
Слайд 5 «Найдите определяемое слово, причастие и его зависимые слова»
Итак, ПО – это причастие и зависимые слова. Что-то похожее мы уже изучали. Что? (ДО) Как ставятся запятые при ДО? (всегда) А как ставятся запятые при ПО, мы узнаем, прочитав теорию на стр. 67

Чтение правила (учебник стр. 67)
Слайд 12-13 «Комментарий запятых при ПО»

V. Закрепление.

Слайд 16 Вопросы для контроля.
Упр. 630.

  1. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните, какими выразительными языковыми средствами пользуется автор этого описания.

    Высокая, громадная тишина.

    Ели, стоявшие по колено в сугробах, были громадно высоки. По сравнению с ними телеграфные столбы казались маленькими, как спички. Но ещё выше елей было небо, всё засыпанное зимни­ми звёздами. Особенно прекрасно сверкали звёзды на чёрном бар­хатном треугольнике неба, соприкасавшемся с белым треуголь­ником бегущей дороги. Там дрожало и переливалось несколько крупных и чистых созвездий, словно выграненных из самых луч­ших и самых крупных алмазов в мире.
    Узкий ледяной луч прожектора иногда скользил по звёздам, но он был не в силах ни погасить, ни даже ослабить их блеск. Они играли ещё ярче, ещё прекраснее.
    А вокруг стояла громадная тишина, которая казалась выше елей, выше звёзд и даже выше самого чёрного бездонного неба. (В. Катаев)

  2. Спишите предложения, которые осложнены причастными оборо­тами. Графически объясните постановку знаков препинания.

Что нужно сделать, чтобы правильно ставить запятые при ПО?
Приложение (слайд №1)

VI. Выводы

Приложение (слайд №2)

VII. Проверочная работа (раздаточный материал)

  1. Расставить запятые, обозначить причастный оборот

    На опушке леса горел видневшийся издали костер.
    Капитан стоящий на мостике курил трубку.
    К старикам живущим в соседнем доме изредка приезжали внуки.

  2. Расставить запятые, обозначить причастный оборот

    Обед продолжавшийся около трех часов кончился.
    Тронутый преданностью старого кучера Дубровский замолчал.
    Двор некогда украшенный тремя правильными цветниками обращен был в некошеный луг.

VIII. Комментарий домашнего задания, оценки за урок.