Методические рекомендации по развитию собственной творческой деятельности учащихся на примере изучения тем раздела "Введение" курса "География России" (8-й класс)

Разделы: География

Класс: 8


В VIII классе в курсе “География России” продолжается изучение природных особенностей уже не всей планеты, а только территории своей страны, причем изучение более подробное по сравнению с изучением материков и отдельных их частей. В этом курсе обучающиеся знакомятся с конкретными проявлениями общих географических закономерностей на относительно небольших территориях, изучают ранее неизвестные природные объекты и явления, например солнечную радиацию, вихри в атмосфере и т.д. Дальнейшее углубление знаний происходит при изучении крупных физико-географических территорий России. Особенность данного курса состоит в том, что уроки должны давать не только знания, но и формировать гражданина своей страны.

Известно, что знания будут прочными, если они являются продуктом собственных размышлений и закрепились в результате собственной творческой деятельности над учебным материалом. Добиться этого можно, используя методику по составлению опорных конспектов Бенькович Т.М. [2]

Составление опорного конспекта на вводных уроках при изучении раздела “Введение” позволяет сформировать общий образ страны, создать положительное эмоциональное отношение детей к предмету, развивать интерес к изучению природы своей страны. Изучение и усвоение тем становится более понятным и доступным.

Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала. Как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности детей.

Построение опорного конспекта осуществляется поэтапно, в соответствии с основными вопросами урока и в определенной последовательности:

  • отбор необходимых сведений в результате анализа карт, использования других источников географической информации – справочников, таблиц и т.д.;
  • краткое обобщение наработанных материалов с последующим графическим воспроизведением в опорном конспекте.

Составной частью опорных конспектов являются вопросы и задания, работа над которыми способствует более осмысленному усвоению знаний, активизирует познавательный процесс, побуждает учеников к поиску самостоятельных решений.

В данных рекомендациях нами рассматриваются темы “Введения”:

  1. Что изучает география России. Методы географических исследований
  2. Географическое положение России
  3. Сухопутные и морские границы

Предлагаемая методика предполагает составление опорного конспекта поэтапно на каждом уроке после изучения нового материала и состоит из четырех блоков. Опорные сигналы конспекта могут быть разработаны заранее учителем. Творческий подход при выполнении работ по конспектированию заключается в том, что ученики по своему усмотрению могут расширять содержание фактами или примерами из дополнительной литературы, применять собственные опорные сигналы или условные обозначения при том условии, если они “читаемы” или понятны по содержанию.

Перед выполнением творческой работы учитель объясняет ее цель и задачи, знакомит с порядком расположения блоков. Это целесообразно сделать на первом уроке курса.

Цель: Создание графического образа нашей страны

Первый блок – общая характеристика страны.

Второй блок – географическое положение России.

Третий блок – государственные границы России

Четвертый блок – природные богатства России

Общая характеристика страны. На этом этапе работы учитель раздает трафареты, по ним ученики обводят границы России на листе бумаге. На доске записаны основные моменты, которые необходимо отобразить в конспекте, статистические данные, а также условные знаки, которые можно использовать.

  1. Название страны
  2. Столица
  3. Площадь территории
  4. Численность населения
  5. Число крупных городов
  6. Государственный флаг России

Для того чтобы представление о стране было полным, необходимо на уроке уделить внимание рассмотрению вопроса о государственной символике страны – гербе, флаге, гимне. Раскрыть их значение и историю образования.

Географическое положение страны. В опорный конспект целесообразно внести особенности физико-географического положения, которые рассматриваются при изучении темы на уроке:

– расположение в северной части материка Евразии;

– большую протяженность с запада на восток;

– широкий выход к морям Северного Ледовитого океана;

– выход к морям Тихого океана;

– крайние точки материка;

– положение в климатических поясах.

Государственные границы России. В опорном конспекте отражаются статистические данные по теме:

– протяженность границы;

– количество стран – соседей на суше;

– количество стран – соседей по морю;

При этом ребятам можно предложить показать в конспекте особенности западных и южных границ, что будет способствовать более глубокому усвоению материала и пониманию проблем по их защите.

Западные границы (от Балтийского до Азовского морей):

– проходят по равнинным территориям;

– хорошо оборудованы;

– границу пересекает много железных дорог, которые связывают нашу страну с соседями;

Южные границы (с Грузией и Азербайджаном):

– проходят по горам Кавказа от Черного до Каспийского морей;

– транспортное сообщение затруднено;

– граница недостаточно оборудована.

Природные богатства России

Отобразить в конспекте:

– особенности рельефа России: равнинный и горный характер поверхности;

– Кавказ – самые высокие горы нашей страны;

– Восточно-Европейская равнина и Западно-Сибирская равнина;

– полуостров Камчатка – царство действующих вулканов и гейзеров;

– полуостров Таймыр – самый крупный полуостров нашей страны;

– самое глубокое море у берегов России;

– самое глубокое озеро мира;

– природные ресурсы, которыми богата Россия – нефть, газ, уголь, железная руда, лес.

По окончании работы над опорными конспектами учитель проводит их демонстрацию и дает свою оценку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В., Кузнецова Г.Ю., Лисенкова Г.Я., Сиротин В.И. География России [Текст] : Учеб. для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений : в 2 кн. Кн. 1 : Природа и население. 8 кл. / Под ред. А.И.Алексеева. – Изд. 4-е., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 320 с. : ил., карт.

2. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии : 7 кл. [Текст] : Кн. для учителя: Из опыта работы / Т.М.Бенькович, Д.Л.Бенькович. – М. : Просвещение, 1995. – 173 с.: ил.

3. География. 8 класс [Текст] : Поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева / Автор – составитель С.А.Малиновская. – Волгоград : Учитель, 2004. – 144 с.

4. Методика обучении географии в средней школе [Текст] : Пособие для учителя / Под ред. И.С.Матрусова. – М. : Просвещение, 1985. – 256 с. (Б-ка учителя географии).