ЦЕЛЬ урока: дать общие сведения о художнике, истории создания картины, месте данного пейзажа в творчестве художника, месте картины в развитии русской живописи, совершенствовать речеведческие знания учащихся о тексте, типе и стиле речи, обучение учащихся сочинению-описанию, помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, выработать правильную эстетическую оценку произведения живописи, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка, подсказанные картиной, обогатить словарный запас учащихся, ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист, живопись, живописец, колорит; воспитание любви к природе, к окружающему, умение видеть прекрасное в обыденном.
Оборудование: репродукции Н.Э.Грабаря, И.К.Левитана, И.И.Шишкина, А.Саврасова, Чайковский "'Времена года", выставка книг М.Пришвина, стенд "Встреча с писателем" /о Пришвине/.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока:
– Сегодня мы с вами проведем урок развития речи по теме “Пейзаж в художественном произведении и в изобразительном искусстве. Сочинение по картине И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”. Окунёмся в мир художественного слова М.М.Пришвина и познакомимся с замечательными шедеврами русской живописи.
Не случайно эпиграфом к уроку я взяла слова известного поэта В.Шефнера: “ Не привыкайте к чудесам” Мы так привыкли к обыденной размеренной жизни, что часто не замечаем, не видим, что окружает нас вокруг.
2. Актуализация прежних знаний.
– Совсем недавно мы с вами побывали в прекрасном зимнем лесу. Все почувствовали удивительно чистый, острый воздух в зимнем лесу. Ветер чуть тронул вершины деревьев, звонко скрипнули промёрзшие стволы, мягко прошумели сосновые кроны, зазвенели тонкие ветви берёз. Солнце падало в снег золотыми иглами, и снег переливался бриллиантовым бисером.
3. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были с помощью акварельных красок передать своё впечатление от увиденного и написать сочинение-миниатюру на тему “В зимнем лесу”.
(Учащиеся показывают свои рисунки и читают сочинения-миниатюры)
4. Формирование новых знаний и понятий.
1) Пейзаж в литературном произведении.
– А вот как чувствовал и понимал природу М.Пришвин: “Природа для меня– огонь, вода, ветер, камни, растения, животные– всё это части разбитого единого существа. А человек в природе – это разум великого существа, накопляющего силы, чтобы собрать природу воедино”.
Слово учителя о писателе
М.М.Пришвин – один из своеобразнейших художников слова, который исследовал жизнь, как учёный, и передавал своё понимание ее, как поэт. Всё творчество писателя пронизано мыслью о глубоком родстве человека и природы.
Представление стенда “Встреча с писателем” (О М.М. Пришвине) и выставки книг А.Пришвина “Мы хозяева нашей природы”
2)Чтение и анализ двух рассказов М.Пришвина: “Голубые тени”, “Деревья в лесу”.
1. Чтение “Голубые тени”
2. Лексическая работа:
Пороша-,и,ж. Слой только что выпавшего снега.
Наст,-а,м. Твёрдая корка на снегу после короткой оттепели.
3.Определите основную мысль рассказа.
4.Как бы вы озаглавили этот рассказ?
………………………………………………………………………………………
1.Чтение “Деревья в лесу”
2. Лексическая работа:
Арка,-и,ж. Дугообразное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами.
3.Определите основную мысль рассказа.
4.Как бы вы озаглавили этот рассказ?
Вывод: “Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности– писал К.Паустовский.-Он многоцветен и тонок…” Пришвин-мастер словесной живописи.
3) Прослушивание музыки Чайковского “Времена года” (Февраль)
На фоне музыки чтение рассказа “Снег на ветвях” М.Пришвина.
– О каком времени года идёт речь?
– Как вы догадались?
Вывод: о красоте русской природы много сказано мастерами словесной живописи. Эти же чувства передал нам Чайковский через музыку. Также в изобразительном искусстве немало художников, затронувших эту тему.
4) Лексическая работа
Чтение песенки А.Кушнера и Г.Гладкова:
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется…..(пейзаж)
– Итак, что такое пейзаж?
Пейзаж-,а,м. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
Пейзажист,-а,м. Художник, специалист по пейзажам.
5) Беседа о художниках-пейзажистах с показом репродукций.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портретов или какой-нибудь сцены. И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием.
Создали этот жанр голландские живописцы.
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие, которые создала фантазия художника. Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко описать состояние природы. Вспомните картину пейзажиста А.Саврасова “Грачи прилетели”. Как поэтично изобразил он приход ранней весны: рыхлый розовый снег, прозрачные дали, суету прилетевших грачей. Смотришь на картину, и тебя охватывают предчувствия наступающей весны.
Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не знает художника И.И.Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в весенней талой воде, мостик через речку, овражки, на склонах которых еще не стаял снег.
Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению.
5. Работа по картине И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”
1) Словарная работа.
Лазурь,-и,ж. Светло-синий цвет, синева.
Лазурный,-ая,-ое. Цвета лазури, светло-синий.
Лазоревый,-ая,-ое. В народной словесности: лазурный.
2) Сведения о художнике: И.Э.Грабарь (1871-1960) после окончания юридического факультета Петербургского университета поступил в Высшую художественную школу при Академии художеств. Его учителем был И.Е.Репин.
Его картины:
“Сентябрьский снег”
“Белая зима. Грачиные гнезда”
“Мартовский снег”
“Лучезарное утро”
“Зимний пейзаж”
“Февральская лазурь”
- Вспомним, как создавалось это полотно (чтение и объяснение орфограмм)
(На)стали чуде..ные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать.(В)природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праз..новала какой-то небывалый праз..ник лазоревого неба, жемч..жных берез, каралловых веток и сапфировых теней (на)сиреневом снегу.(И.Э.Грабарь)
Продолжение чтения воспоминаний И.Э.Грабаря: “Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба.“Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,– подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину…”
6. Беседа по картине
1) Почему картина названа “Февральская лазурь?”
2) Какова основная мысль художника?
3) Какое настроение создается у вас при взгляде на пейзаж?
Вывод: свое название картина получила, потому что на ней изображен прекрасный солнечный февральский день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица береза и сиреневый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то, что в центре картины– береза, художник назвал свое полотно не “Береза”, а “Февральская лазурь”.
4) Какие же краски увидел в природе и стремился передать на полотне Грабарь?
Словарная работа.
Жемчужный,-ая,-ое. Белый и желто-белый цвет.
Коралловый,-ая,-ое.1.Возникший или сделанный из кораллов.
2.Ярко-красный, цвет коралла.
Сапфировый,-ая,-ое.1.Сделанный из драгоценного камня-сапфира.
2.Синий или зеленоватый, цвета сапфира.
Задание: подберите синонимы к словам:
Необычайный-
Блестеть –
5) Удалось ли художнику передать красоту зимнего леса?
6) Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на эту картину?
Вывод: не прибегая к смешению красок, чистым белым цветом он изображает пелену снега и ствол березы, накладывая на этот основной тон голубые тени и коричневые, зеленые вкрапления. Все это буквально купается в прозрачном, переливающемся сверкании света.
7. Составление плана
1.Подарок февраля.
2. “Февральская лазурь”
а) Зимний хоровод.
б) Лазоревое небо.
в) Снежные искринки.
г) Игра теней.
д) Хрустящий воздух.
3.Чудо, подаренное художником.
Обобщение
1.Как вы понимаете слова, взятые эпиграфом к уроку: “Не привыкайте к чудесам”?
2. Что подразумевается под словом чудеса?
Вывод: человек в своем отношении к природе должен быть умным, добрым, внимательным хозяином, тогда он увидит много удивительного.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”.