Цели: на основе знаний, полученных в 3-ем классе повторить тему, закреплять умение отличать глаголы от других частей речи, закреплять умения находить глаголы в тексте и определять на слух, поддерживать интерес к урокам русского языка при помощи произведений местных поэтов, продолжить работу над лексическим значением глаголов и их роли в речи.
Оборудование:
- индивидуальные доски;
- книги В. Власовой;
- магнитофон;
- запись стихов Г. Бородушкина;
- карточки с глаголами;
- куклы в национальных костюмах.
Ход урока
Оргмомент:
Зима прошла - какая жалость!
От нее воспоминанье лишь осталось.
Теперь еще немного дней вам
Сидеть за школьной партою своей
Но я прошу сегодня вас, ребята,
Настроиться серьезно на урок
И не шуметь, как делали когда-то,
Не ждать, когда же прозвенит звонок.
И время даром мы не будем тратить,
Скорей откройте классную тетрадь!
Число и тему нужно записать!
(На протяжении всего стихотворения звучит музыка. По ходу чтения учитель вывешивает карточки с глаголами — прошла, сидеть, не шуметь, откройте).
Актуализация знаний:
- К какой части речи относятся данные слова?
- Почему это глаголы?
Формулирование темы и цели урока:
Наша задача на уроке повторить основные знания о глаголе как части речи, составлять с ним предложения, выделять глагол из текста, вспомнить о роли глаголов в нашей речи и в предложении, вспомнить какие глаголы мы называем синонимами и антонимами.
Обобщение и систематизация знаний:
- Какие части речи вы знаете еще?
- Как всегда на уроке нам будет помогать Почемучка. Он предлагает вам поработать с текстом, в котором встретятся знакомые части речи. Они помогут нам на уроке. Проверку проведем с помощью теста. Цель нашей работы — проверить усвоение изученных частей речи.
Тест
- Имя существительное обозначает:
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) предмет. - Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое?
в) что делать? что сделать? - Имя прилагательное является:
а) главным членом предложения;
б) второстепенным членом предложения.
Проверка (на доску вывешивается ключ)
1 - в; 2 - б; 3 - б
- Кто справился с заданием? Поднимите карточку.
- Кто ошибся?
- Что повторили?
- Что же называется именем существительным?
- Что такое имя прилагательное?
- А какую часть речи назовем глаголом?
Пока работали с тестом, Почемучка приготовил еще вопрос. Прочитайте.
Чем глагол отличается от имени существительного и имени прилагательного?
Молодцы! А теперь применим это умение в работе с текстом. Работаем со стихотворением камышинской поэтессы Валентины Власовой «Последний снег растаял в феврале...»
Последний снег растаял в феврале,
Не поменялась ли зима с апрелем,
Как в детской сказке...
И тревожно мне
Услышать темным утром звон капели.
Согреют ветви теплые лучи,
И легкий ветер гладит их лаская.
Вы этому теплу не доверяя,
Не прилетайте, ранние грачи.
И тянет ветки обнаженный сад,
Весь отдаваясь солнечному свету
И кое-где зеленые глаза
Раскрытых почек радуются ветру.
А к вечеру морозный пал туман
Зашторил окна инеем иголок.
Приход тепла был ласков да недолог
Доверчивость, ты платишь за обман.
- О чем говориться в стихотворении?
Физпауза:
Весна - это такое время года,
Когда детишкам хочется гулять,
Скакать, играть, не глядя на погоду.
Но нам глаголы нужно повторять!
Обобщение и систематизация знаний:
Выпишите из стихотворения глаголы и устно подберите к ним вопросы.
1 ряд: из 1 части стихотворения
2 ряд: из 2 части стихотворения
3 ряд: из 3 части стихотворения
Проверка: от каждого ряда по 1 человеку читают выписанные глаголы.
- У кого другие слова?
- Какую работу выполняли? Что же такое глагол?
- Вспомните, каким членом предложения является глагол?
- Наша задача на следующем этапе проверить так ли это. Выпишем и разберем по членам предложения предложение из стихотворения В. Власовой.
- Каким членом предложения является глагол в выписанном предложении?
- Как вы считаете, можно ли обходиться в речи без глаголов?
- Часто с помощью глаголов мы можем выразить настроение человека. Перед вами картинки, изображающие настроение мальчика. Подпишите их глаголами.
(Дети записывают у доски и на местах глаголы в 2 столбика)
смеяться | хмуриться |
улыбаться | плакать |
- Что это за глаголы?
- Как назовем рядом стоящие слова?
- Какие глаголы вы вспомнили сейчас?
- Молодцы! Но мы не будем хмуриться и грустить, а будем улыбаться. Улыбнитесь, мы продолжаем работу.
Наша задача на данном этапе - закрепить знания о частях речи, их отличительных особенностях и повторить однокоренные слова. Откроем учебник. Прочитайте задание.
- Что вы будете делать? Это упражнение выполните самостоятельно, а трое на индивидуальных досках.
Сущ. | Прилаг. | Гл. |
---|---|---|
Веселье | веселый | веселить |
радость | радостный | радовался |
поход | походный | ходил |
строитель | строительный | строить |
игра | игрушечный | играть |
праздник | праздничный | праздновать |
Проверка:
- У кого другие слова?
- С помощью чего вы определяли части речи?
- А теперь найдите однокоренные слова к слову играть.
- Почему эти слова называются однокоренными.
- Вы хорошо умеете различать части речи. Ваша задача сейчас- определить глаголы на слух.
- Во время прослушивания стихотворения нашего земляка Григория Бородушкина «Котята» вы должны запомнить глаголы, которые он употребил. (аудиозапись)
Котята
У нашей кошки 5котят
В корзине им не тесно.
Все ползают, а не глядят,
В чем дело — интересно!
- А почему же не глядят?-
Спросил я брата Юрку.
- Да потому, - ответил брат,
Они играют в жмурки.
- Какие глаголы запомнили?
- Почему вы считаете, что эти слова являются глаголами?
- Как вы думаете, могут ли котята играть в жмурки?
- В какие игры больше всего любят играть девочки?
- К нам на урок пришли куклы из нашего школьного музея. В нашем крае живут люди разных национальностей. Большинство из них украинцы, немцы и русские. Поэтому куклы одеты в костюмы этих народов. Эта кукла (показ) представитель украинского народа, эта немецкого, эта — русского.
Развитие речи. Творческая работа:
Проведем небольшую творческую работу. Глядя на кукол, вы должны записать текст из 3-4 предложений о наряде куклы, используя глаголы.
1 ряд - описывает наряд украинской куклы с использованием опорных слов: венок, рубаха, юбка-паневка, жилет.
2 ряд - описывает наряд немецкой куклы, опираясь на слова: кофта, фартук, юбка, жилет.
3 ряд - описывает наряд русской куклы, используя слова: сарафан, венчик, рубаха, передник.
Проверка: несколько детей читают свои работы.
Использовал ли ученик глаголы в своей работе? Какие?
Итог:
Глагол — это весенняя часть речи
Она заставила действовать вас всех:
Читать, писать и сочинять — и обеспечила
В конце урока ваш успех!
Домашнее задание.
Повторить все о глаголе, подготовиться к контрольной работе.