Модель воспитательной работы в старшей группе ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад 12 “Золотой ключик” общеразвивающего вида осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетным социально-нравственным направлением развития воспитанников. Воспитательно-образовательный процесс по всем направлениям развития воспитанников осуществляется с учётом приоритетного направления, образовательной программы МДОУ, комплексной программы “Детство”.

С 2007 года педагоги старших групп апробируют проект “Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста”, также используют ряд парциальных программ.

Организуемая нами совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего Я, противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его – Я выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Ребенок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождают потребность в ценностном отношении к окружающим людям. Для формирования у детей интереса к продуктивной совместной деятельности мы постарались обеспечить эмоционально – положительный опыт совместного создания значимого продукта. Для этого педагогами нашего МДОУ были организованы воспитательные ситуации, благодаря которым у детей появлялось огромное удовлетворение от совместно выполненного результата.

В процессе организации совместной деятельности педагоги помогали каждому ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в процессе решения конфликтных ситуаций. В силу этих соображений мы опирались на методику “Моральные сценки” и ставили перед собой задачу формировать эмоциональное личное отношение к уважению сверстников. Для этого мы использовали ситуации, предложенные в пособии, а также использовали те, которые реально происходили в нашей группе. Педагоги совместно с детьми обыгрывали пьески еще раз (без имен) и указывали тем самым на неправильное поведение, вызывая нежелание у детей совершать те или иные плохие поступки. Данные моральные пьески помогли детям, совершившим неправильный поступок, посмотреть на себя со стороны и благоприятно оценить сложившуюся ситуацию.

В ходе использования ряда методик, предложенных в Примерной общеобразовательной программе воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что данные мероприятие способствовали проявлению самоуважения у детей, формированию уважения к правам сверстников, доброжелательного отношения к ним и сотрудничеству между детьми. Понятно, что успешное решение поставленных в данном разделе задач не сложится прямо и непосредственно. Однако эта линия социально – личностного развития и воспитания имеет свою логику последующего становления и во многом определит взаимоотношение детей в последующие годы.

В рамках проекта межвозрастного общения “Учимся ходить в гости” педагогами разработан ряд мероприятий направленных на формирование нового опыта доброжелательных отношений у всех участников, обогащения образ-Я старших детей представлениями о себе как о помощнике и защитнике слабых. Особенностью такой работы являются обязательное совместное планирование творческой деятельности и создание последующего рефлексивного пространства.

Результатом таких мероприятий мы считаем снижение уровня тревожности детей каждой группы, адекватное восприятие динамичной ситуации, положительной динамики микроклимата группы.

Работая с детьми над задачами воспитательного характера в детском саду, созрела необходимость разработки “Модели воспитательной работы” в старшей группе.

Модель воспитательной работы в старшей группе

При разработке модели мы опирались на рекомендации Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой (“Методические советы к программе “Детство”) по организации воспитательного процесса в старшей группе для воспитания творческой, свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям.

Проводимую нами работу можно представить в виде модели воспитательной работы в старшей группе, которая имеет 3 блока: диагностический, организационный, дидактический.

I блок: Диагностический блок

Цель: Определение уровней принадлежности ребенка по характеру воспитанности.

Уровни усвоения
Низкий Средний Высокий
Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представление об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями. Ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками, наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи. Отношение к будущему (к поступлению школу) неопределенное. Поведение и общение ребенка положительно направлены. Он имеет представление о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях имеет испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему – обучению в школе. Поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направлено. Ребенок владеет разными формами и способами культурного поведения, охотно вступает в общение. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный познавательный интерес к миру, своему будущему положению школьника, стремиться овладеть грамотой – чтением, письмом, счетом, узнать новое.

Критерии, диагностические методики.

Приложение 1

II блок: Организационный блок

Цель: Определение задач работы воспитателя по социально-личностному развитию ребенка в старших группах.

Возраст ребенка Задачи
Старшая группа 1. Обогащать представление о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить “прочитывать” эмоции в мимике, жестах, интонации.

2. Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.).

3. Воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своем организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершенствование гуманных и справедливых поступков.

Цель: Определение программ

  Название программы Характеристика социально-личностного развития в программе.
1 Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.

Автор Логинова В.И., Бабаева Т.И. (комплексная программа)

Это программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Внимание педагогов акцентируется на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст – период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.
2 Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего возраста. (Комплексная программа) 1. Программа имеет яркую воспитательную направленность, представленную во всех разделах и раскрывающуюся через задачи личностного – ориентированного воспитания: формирование толерантности, чувства собственного достоинства, начал патриотизма и гражданственности, уважения к традициям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения.

2. Социально – личностное развитие дошкольников определяется широким диапазоном задач, представленных в разделе “Социальное развитие” (“Социальная компетентность” и “Сюжетно – ролевая игра. Досуговая игра”.

3 Парциальная программа “Я человек”.

Автор Козлова С.А.

Цель программы дать педагогу “инструмент”, который поможет ему сформировать у ребенка представления об окружающем его мире, о себе как представителя человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. Воспитание творческой, свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям. Важной особенностью программы является то, что она направлена на формирование у ребенка мировоззрения – своего видения мира, своей “картины мира”, созвучной возможному уровню развития его детских чувств.

Программа “Я – человек” включает четыре больших раздела: “Что я знаю о себе”, “Кто такие взрослые люди”, “Человек – творец”, “Земля – наш общий дом”.

Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят. Дошкольнику следует иметь представление о своих правах и обязанностях, овладевать нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимать их целесообразность и необходимость.

4 Парциальная программа “Я-Ты-Мы”

Автор Князева О.Л.

Программа указывает на необходимость: организации с детьми бесед о дружбе, одиночестве, преимуществах коллективных игр; раскрытия ребенку радости процесса общения; обучения детей умению доставлять радость другому; формирования у ребенка умения оценивать себя и других, анализировать нравственные качества (правдивость – лживость, внимательность – равнодушие, смелость – трусость).

Состоит из трех основных разделов: “Уверенность в себе”, “Чувство, желания, взгляды” и “Социальные навыки”.

Темы первого раздела предполагают оказание каждому ребенку необходимой помощи для преодоления неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки. Это поможет ребенку лучше понять других людей и самого себя.

Второй раздел – “Чувство, желания, взгляды” – поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог должен стремиться чтобы дети постепенно осознали: одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызвать разные настроения; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

Педагог устанавливает с детьми более доверительные отношения, что облегчит процесс воспитания.

Третий раздел – “Социальные навыки” – предполагает обучение детей эстетически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми: формирования коммуникативных навыков, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов; знакомство с моральными нормами и правилами поведения; помощь ребенку в осознании причин конфликтов, обучения способам и приемкам их разрешения.

III блок: Дидактический

Цель: определение содержания воспитательной работы в старшей группе.

  1. Перспективный план старшей группы по социально-личностному развитию. Приложение 2
  2. План работы с социокультурной средой г. Салехарда и детьми старшей группы.

Приложение 3

  1. План воспитательной работы с родителями по повышению психолого-педагогической культуры. Приложение 4.