Урок русского языка в 5-м классе по теме "Определение"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Знать на какие вопросы отвечает и что обозначает определение, способы его выражения.
  2. Уметь находить определения в устной и письменной речи, обозначать их графически.
  3. Развивать творческое мышление учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:
Перед тем, как начать проверку домашнего задания, вспомним, какой член предложения называется дополнением и как найти его в предложениях

а) два ученика работают с карточками у доски

Карточка №1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения и дополнения. Укажите, чем выражены главные члены предложения и дополнения.

Осеннее со…нце осв…тило лучами л…сную п…ляну. Последние птицы спрятались под крышу. Т…желую тучу прорезали молнии.

 Карточка №2. Спишите. Вставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения и дополнения. Укажите, чем выражены главные члены предложения и дополнения.

Елка символ вечной молодости. Над крышей струятся ветви березы. Дудинка столица Таймыра. Мы читали рассказ Джека Лондона.

б) с остальными учащимися проводится фронтальный опрос по вопросам таблицы, которую начали заполнять на прошлом уроке

 
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
1. От какого слова зависит? От глагола    
2. Что обозначает? Предмет, с которым связано действие или признак    
3. На какие вопросы отвечает? На вопросы косвенных падежей    
4. Какой частью речи выражен? Чаще существительным или местоимением    

в) словарный диктант (упр. 180 по учебнику “Русский язык. 5-й класс” под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, 2000 г.).

3. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о второстепенных членах. Посмотрим на доску:

Признак предмета или явления
Обозначает ………………
Чей и какой - ответы просты
Лишь не хватает волнистой черты

Так о каком члене предложения пойдет сегодня речь? (ответы учащихся). Тему записываем на доске и в тетрадях.

а) с помощью рифмованного правила А.И. Косоговского и наблюдений, сделанных при работе с выделенными словами текста, продолжим заполнять таблицу

 
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит? От глагола От существительного  
2. Что обозначает? Предмет, с которым связано действие или признак Признак предмета  
3. На какие вопросы отвечает? На вопросы косвенных падежей Какой?
Чей?
 
4. Какой частью речи выражен? Чаще существительным или местоимением Прилагательным  

б) проверим правильность наших выводов по учебнику “Русский язык. 5-й класс” под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, 2000 г. Обращаем внимание на слово «обычно». Что это значит?

в) разбор предложения у доски:

На моем участке для сада выросли прекрасные розовые кусты.

Чем выражены определения в предложении? (ответы учащихся). Дополняем нашу таблицу: определения могут быть выражены существительными, местоимениями.

4.Физкультминутка.

5.Выполнение упражнений на закрепление.

а) работа с учебником (упр.181 1 часть – 1 вариант, 2 часть – 2 вариант); взаимопроверка
б) наблюдение над ролью определения в тексте

Приближение весны

  1. Тени лежат на сугробах. Вот с вершины дерева упала пылью и рассыпалась шапка.
    Со свистом прилетели, закачались на шишках клесты. Платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на вершину и пустил трель дятел.
    Потоки света заливают поляны, отражаются в скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся облака.
  2. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Вот с вершины высокого дерева упала белой пылью и рассыпалась снежная шапка.
    С тихим свистом прилетели, закачались на шишках хлопотливые клесты. Пестрым платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на высокую сухую вершину и пустил весеннюю звонкую трель дятел.
    Потоки яркого солнечного света заливают лесные поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся весенние прозрачные облака.

Задание

  1. Сравните тексты. Чем они различны? Какова роль определений в тексте.
  2. Спишите второй текст, выделите определение.

6. Подведение итогов урока

  • От какого слова зависит определение?
  • Что обозначает определение?
  • На какие вопросы отвечает определение?
  • Какой частью речи выражено определение?

7. Домашнее задание: упражнение 184;  выучить определение.