Цели:
- Знать на какие вопросы отвечает и что обозначает определение, способы его выражения.
- Уметь находить определения в устной и письменной речи, обозначать их графически.
- Развивать творческое мышление учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
Перед тем, как начать проверку домашнего задания, вспомним, какой член предложения называется дополнением и как найти его в предложениях
а) два ученика работают с карточками у доски
Карточка №1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения и дополнения. Укажите, чем выражены главные члены предложения и дополнения.
Осеннее со…нце осв…тило лучами л…сную п…ляну. Последние птицы спрятались под крышу. Т…желую тучу прорезали молнии.
Карточка №2. Спишите. Вставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения и дополнения. Укажите, чем выражены главные члены предложения и дополнения.
Елка символ вечной молодости. Над крышей струятся ветви березы. Дудинка столица Таймыра. Мы читали рассказ Джека Лондона.
б) с остальными учащимися проводится фронтальный опрос по вопросам таблицы, которую начали заполнять на прошлом уроке
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|||
ДОПОЛНЕНИЕ |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО |
|
1. От какого слова зависит? | От глагола | ||
2. Что обозначает? | Предмет, с которым связано действие или признак | ||
3. На какие вопросы отвечает? | На вопросы косвенных падежей | ||
4. Какой частью речи выражен? | Чаще существительным или местоимением |
в) словарный диктант (упр. 180 по учебнику “Русский язык. 5-й класс” под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, 2000 г.).
3. Работа по теме урока.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о второстепенных членах. Посмотрим на доску:
Признак предмета или явления
Обозначает ………………
Чей и какой - ответы просты
Лишь не хватает волнистой черты
Так о каком члене предложения пойдет сегодня речь? (ответы учащихся). Тему записываем на доске и в тетрадях.
а) с помощью рифмованного правила А.И. Косоговского и наблюдений, сделанных при работе с выделенными словами текста, продолжим заполнять таблицу
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
|||
ДОПОЛНЕНИЕ
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
|
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
|
|
1. От какого слова зависит? | От глагола | От существительного | |
2. Что обозначает? | Предмет, с которым связано действие или признак | Признак предмета | |
3. На какие вопросы отвечает? | На вопросы косвенных падежей | Какой? Чей? |
|
4. Какой частью речи выражен? | Чаще существительным или местоимением | Прилагательным |
б) проверим правильность наших выводов по учебнику “Русский язык. 5-й класс” под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, 2000 г. Обращаем внимание на слово «обычно». Что это значит?
в) разбор предложения у доски:
На моем участке для сада выросли прекрасные розовые кусты.
Чем выражены определения в предложении? (ответы учащихся). Дополняем нашу таблицу: определения могут быть выражены существительными, местоимениями.
4.Физкультминутка.
5.Выполнение упражнений на закрепление.
а) работа с учебником (упр.181 1 часть – 1 вариант, 2 часть – 2 вариант); взаимопроверка
б) наблюдение над ролью определения в тексте
Приближение весны
- Тени лежат на сугробах. Вот с вершины дерева упала пылью и рассыпалась шапка.
Со свистом прилетели, закачались на шишках клесты. Платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на вершину и пустил трель дятел.
Потоки света заливают поляны, отражаются в скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся облака. - Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Вот с вершины высокого дерева упала белой пылью и рассыпалась снежная шапка.
С тихим свистом прилетели, закачались на шишках хлопотливые клесты. Пестрым платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на высокую сухую вершину и пустил весеннюю звонкую трель дятел.
Потоки яркого солнечного света заливают лесные поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся весенние прозрачные облака.
Задание
- Сравните тексты. Чем они различны? Какова роль определений в тексте.
- Спишите второй текст, выделите определение.
6. Подведение итогов урока
- От какого слова зависит определение?
- Что обозначает определение?
- На какие вопросы отвечает определение?
- Какой частью речи выражено определение?
7. Домашнее задание: упражнение 184; выучить определение.