Цель урока:
Формировать представление о разнообразии природы Земли.
Задачи урока:
- Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
- Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать.
- Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний.
Оборудование:
- Отрывок из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»
- Отрывок из фильма ВВС «Ребятам о зверятах»
- Карточки-картинки животных
- Глобус
- Сказка В.Даля «Старик-годовик»
- Отрывок из рассказа В.Леденцова «Страна загадок и чудес»
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня к нам на урок, ребята, пришли гости, посмотрите, пожалуйста. Это завуч нашей школы Елена Владиславовна и учителя из других школ города.
Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное. - Повторение пройденного.
(на доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)
Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА?
(учитель прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)
- На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?
(Когда наступит суббота? и Когда придёт лето?)
- Мудрая Черепаха приготовила задания для вас. Кто пойдёт их выполнять?Индивидуальные задания:
- Послушайте задания.- Здесь записаны названия месяцев (июнь, март, май, сентябрь, февраль, апрель).
Подчеркните названия только весенних месяцев. - Здесь записаны названия дней недели. Расставьте числа в пустые квадратики от 1 до 7, чтобы получилась правильная последовательность.
Суббота
Понедельник
Среда
Воскресенье
Вторник
Пятница
Четверг - Здесь записана группа слов. Нужно зачеркнуть лишнее слово. (осень, зима, весна, март, лето).
Когда вы выполните свои задания, садитесь на места и включайтесь работу вместе со всем классом.
Фронтальная работа с классом.
Пока ребята выполняют задания, Мне хочется прочитать вам одну очень занимательную сказку-загадку. Я буду читать её 2 раза. Сначала внимательно прослушайте.
«Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
Махнул старик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
- Кто догадался, какие птицы полетели? (Это три зимних месяца – декабрь, январь, февраль)
Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять и на полях показались цветы.
- Что за птицы полетели? (Весенние месяцы – март, апрель, май)
Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
- Что за птицы третьей тройки? (Летние месяцы – июнь, июль, август)
Махнул Старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, заалели туманы.
- Какие это птицы? (Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь).
А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев. Каждое перо тоже со своим именем.
- Почему у птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)
- Почему в крыле 7 перьев и как они называются? (7 перьев – это дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
- Молодцы, ребята. Я думаю, что Муравьишка вместе с нами повторил эти знания.Проверка индивидуальной работы.
А теперь проверим работу ребят у доски. Если они отвечают верно, мы им, как всегда аплодируем.
(идет проверка заданий на доске).Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приготовила сегодня загадки о животных.
В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот
Удивительный народ.
Пингвины
(учитель вывешивает на доску картинку пингвина)
Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает
И от морозов его согревает.
Белый медведь
(учитель вывешивает на доску картинку белого медведя) - Здесь записаны названия месяцев (июнь, март, май, сентябрь, февраль, апрель).
- Объявление темы урока. Постановка цели.
- Ребята, а Муравьишке-Вопросику стало интересно узнать, а где же живут эти животные? Кто знает?
(выслушиваются ответы детей)- Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: Где живут белые медведи?
(на доске открывается тема урока)- А поможет нам узнать об этом волшебный цветок Цветик-семицветик.
(учитель показывает цветок) - Работа над новым материалом.
- Мы с вами отправляемся в путешествие вместе с девочкой Женей из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».
Повторяйте за мной.Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели.
(2 раза)- Вели оказаться там, где живут белые медведи.
(ученики садятся за парты)- «Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна- одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. «Ай, мамочка, замерзаю, -закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее».
- Где же оказалась Женя?
- Где же оказались мы, ребята?
- Кругом снег, лёд, здесь очень холодно.(на Севере, на Северном полюсе)
(учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением севера)
- Покажите север на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт)
- Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.
- Откройте Рабочие тетради по закладке на странице 31. Найдите задание №1. Рассмотрите рисунок. Обведите простым карандашом в кружок то, что понадобится на севере.
(идёт самостоятельная работа учащихся).- Проверяем. Что нам понадобится на севере?
(ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход)
- Закрыли Рабочие тетради, убрали их на краешек парты.- На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. (учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.
- Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)- Откройте учебник по закладке на странице 72. Внимательно рассмотрите. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).
- Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха.
Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.
Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.- Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя, а потом задам вопрос. Слушайте внимательно.
Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… «Сугроб» осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!
- На кого охотился белый медведь? (на тюленя)
- Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой)
- Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд)- Итак, ребята, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. (на Северном полюсе)
- Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс)
- Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда достаём наш волшебный цветок и произносим волшебные слова.Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели.- Вели, чтобы оказались мы с ребятами на Южном полюсе.
- Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно)
- Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс.- Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 73. Прочитайте, какие животные живут в Антарктиде? (Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба)
- Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины. Об этих и других удивительных животных рассказывает серия журналов для детей «Ребятам о зверятах», которые продаются сейчас у нас в городе в киосках Информпечати. И вот как раз первый номер этого журнала был посвящён пингвинам. Посмотреть журнал вы можете на перемене, а я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из фильма о пингвинах.
(просмотр отрывка на DVD)
- О каком животном говорилось в фильме? (об императорских пингвинах)
- Кто запомнил рост и вес пингвина, какой он? (1 м, 30 кг)
- Для чего нужны пингвинам крылья? (чтобы быстро плавать)- Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой. А поможет нам в этом…(Цветик-семицветик)
Физкультминутка
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.Вели, чтобы мы оказались в 1 б классе школы №43.
- Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.
- Итог урока.
- На доске – схематический рисунок глобуса (или карта полушарий?)
- В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
- Покажите на глобусе.
- Какие полюса здесь расположены? Прикрепите карточки на доску.
(дети прикрепляют на рисунок глобуса: «Северный полюс», «Южный полюс»)
- Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)
- Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные)- Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки –Вопросика и правильно прикрепим фигурки животных туда, где они обитают.
(учащиеся прикрепляют с помощью магнитов на схематический рисунок глобуса на доске карточки с животными: белые медведи и пингвины к Северному и Южному полюсу соответственно)- А Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос.
- Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет, потому что они живут в разных районах Земли).