Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Где живут белые медведи?"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

Формировать представление о разнообразии природы Земли.

Задачи урока:

  1. Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
  2. Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать.
  3. Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний.

Оборудование:

    • Отрывок из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»
    • Отрывок из фильма ВВС «Ребятам о зверятах»
    • Карточки-картинки животных
    • Глобус
    • Сказка В.Даля «Старик-годовик»
    • Отрывок из рассказа В.Леденцова «Страна загадок и чудес»

Ход урока

  1. Организационный момент.
    Сегодня к нам на урок, ребята,  пришли гости, посмотрите, пожалуйста. Это завуч нашей школы Елена Владиславовна и учителя из других школ города.
    Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились  в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное.
  2. Повторение пройденного.
    (на доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)

    Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА?
    (учитель прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)
    - На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?
    (Когда наступит суббота? и Когда придёт лето?)
    - Мудрая Черепаха приготовила задания для вас. Кто пойдёт их выполнять?

    Индивидуальные задания:
    - Послушайте задания.

    • Здесь записаны названия месяцев (июнь, март, май, сентябрь, февраль, апрель).
      Подчеркните названия только весенних месяцев.
    • Здесь записаны названия дней недели. Расставьте числа в пустые квадратики от 1 до 7, чтобы получилась правильная последовательность.
      Суббота
      Понедельник
      Среда
      Воскресенье
      Вторник
      Пятница
      Четверг
    • Здесь записана группа слов. Нужно зачеркнуть лишнее слово. (осень, зима, весна, март, лето).

    Когда вы выполните свои задания, садитесь на места и включайтесь работу вместе со всем классом.

    Фронтальная работа с классом.

    Пока ребята выполняют задания, Мне хочется прочитать вам одну очень занимательную сказку-загадку. Я буду читать её 2 раза. Сначала внимательно прослушайте.

    «Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
    Махнул старик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
    - Кто догадался, какие птицы полетели? (Это три зимних месяца – декабрь, январь, февраль)
    Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять и на полях показались цветы.
    - Что за птицы полетели? (Весенние месяцы – март, апрель, май)
    Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
    - Что за птицы третьей тройки? (Летние месяцы – июнь, июль, август)
    Махнул Старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, заалели туманы.
    - Какие это птицы? (Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь).
    А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев. Каждое перо тоже со своим именем.
    - Почему у птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)
    - Почему в крыле 7 перьев и как они называются? (7 перьев – это дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
    - Молодцы, ребята. Я думаю, что  Муравьишка вместе с нами повторил эти знания.

    Проверка индивидуальной работы.
    А теперь проверим работу ребят у доски. Если они отвечают верно, мы им, как всегда аплодируем.
    (идет проверка заданий на доске).

    Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приготовила сегодня  загадки о животных.

    В чёрных фраках,
    В белых майках круглый год
    Ходит этот
    Удивительный народ.
    Пингвины
    (учитель вывешивает на доску картинку пингвина)

    Среди снега и льда не голодает,
    За рыбой в холодную воду ныряет.
    Густая белая шерсть спасает
    И от морозов его согревает.
    Белый медведь
    (учитель вывешивает на доску картинку белого медведя)
  3. Объявление темы урока. Постановка цели.

    - Ребята, а Муравьишке-Вопросику стало интересно узнать, а где же живут эти животные? Кто знает?
    (выслушиваются ответы детей)

     - Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: Где живут белые медведи?
    (на доске открывается тема урока)

    - А поможет нам узнать об этом волшебный цветок Цветик-семицветик.
    (учитель показывает цветок)

  4. Работа над новым материалом.

     - Мы с вами отправляемся в путешествие вместе с девочкой Женей из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».
    Повторяйте за мной.

    Физкультминутка.

    Лети, лети, лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг
    Возвращайся, сделав круг.
    Лишь коснёшься ты земли,
    Будь по-моему вели.
    (2 раза)

     - Вели оказаться там, где живут белые медведи.
    (ученики садятся за парты)

     - «Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна- одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. «Ай, мамочка, замерзаю, -закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее».
    - Где же оказалась Женя?
    - Где же оказались мы, ребята?
    - Кругом снег, лёд, здесь очень холодно.(на Севере, на Северном полюсе)
    (учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением севера)
    - Покажите север на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт)
    - Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.
    - Откройте Рабочие тетради по закладке на странице 31. Найдите задание №1. Рассмотрите рисунок. Обведите простым карандашом в кружок то, что понадобится на севере.
    (идёт самостоятельная работа учащихся).

     - Проверяем. Что нам понадобится на севере?
    (ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход)
    - Закрыли Рабочие тетради, убрали их на краешек парты.

     - На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. (учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.
    - Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)

     - Откройте учебник по закладке на странице 72. Внимательно рассмотрите. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).

     - Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха.
    Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища  достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы.
    Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.
    Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.

     - Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя, а потом задам вопрос. Слушайте внимательно.

    Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался…  «Сугроб» осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!

    - На кого охотился белый медведь? (на тюленя)
    - Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой)
    - Удалось ли медведю поймать  добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд)

    - Итак, ребята, где же живут белые медведи?  Покажите на глобусе. (на Северном полюсе)

    - Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс)
    - Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда достаём наш волшебный цветок и произносим волшебные слова.

    Физкультминутка.

    Лети, лети, лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг,
    Возвращайся, сделав круг.
    Лишь коснёшься ты земли,
    Будь по-моему вели.

    - Вели, чтобы оказались мы с ребятами на Южном полюсе.

    - Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно)
    - Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс.

    - Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 73. Прочитайте, какие животные живут в Антарктиде? (Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба)

    - Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины. Об этих и других удивительных животных рассказывает серия журналов для детей «Ребятам о зверятах», которые продаются сейчас у нас в городе в киосках Информпечати. И вот как раз первый номер этого журнала был посвящён пингвинам. Посмотреть журнал вы можете на перемене, а я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из фильма о пингвинах.
    (просмотр отрывка на DVD)
    - О каком животном говорилось в фильме? (об императорских пингвинах)
    - Кто запомнил рост и вес пингвина, какой он? (1 м, 30 кг)
    - Для чего нужны пингвинам крылья? (чтобы быстро плавать)

    - Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой. А поможет нам в этом…(Цветик-семицветик)

    Физкультминутка

    Лети, лети, лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг,
    Возвращайся, сделав круг.
    Лишь коснёшься ты земли,
    Быть по-моему вели.

    Вели, чтобы мы оказались в 1 б классе школы №43.

    - Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.

  5. Итог урока.

    - На доске – схематический  рисунок глобуса (или карта полушарий?)
    - В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
    -  Покажите на глобусе.
    - Какие полюса здесь расположены? Прикрепите карточки на доску.
    (дети прикрепляют на рисунок глобуса: «Северный полюс», «Южный полюс»)
    - Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)
    - Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные)

    - Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки –Вопросика и правильно прикрепим фигурки животных туда, где они обитают.
    (учащиеся прикрепляют с помощью магнитов на схематический рисунок глобуса на доске карточки с животными: белые медведи и пингвины  к Северному и Южному полюсу соответственно)

    - А Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос.
    - Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет, потому что они живут в разных районах Земли).