Цели: обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста; знакомство со структурой письма, его стилистическими особенностями: овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств; обучение написанию писем другу, родным и близким людям.
Развивать творческие способности.
Воспитывать чувство ответственности по отношению к родным.
Оборудование: картинка с изображением почтальона Печкина, конверты, в которых находятся карточки с фразами из письма и дифференцированные задания трёх степеней сложности, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, таблицы со схемами текстов писем по количеству учащихся, смайлики для рефлексии белого цвета, по количеству учащихся, цветные карандаши мультимедиа.
Тип урока: развитие речи.
Форма проведения: комбинированный урок
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
II. Актуализация знаний .
Вводная беседа
- Сегодня к нам на урок пришел герой повести Э. Успенского почтальон Печкин. (На доску вывешивается картинка с изображением почтальона Печкина.)
- Ребята, его интересует, знаете ли вы, что такое письмо?
(Дети отвечают.)
- Молодцы. Но есть более точное и правильное изложение значения этого слова. Для того давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова. Откроите книгу там, где закладка, найдите и прочитайте значение этого слова.
Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
ІІI. Постановка учебной задачи (сообщение темы и цели урока).
- Итак, кто из вас ребята догадался, чем мы будем заниматься на уроке и чему учиться?
- А кому можно написать письмо?
- Для чего нужно писать письма, ведь сейчас у всех есть мобильные телефоны, поэтому можно обойтись без услуг почты?
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами написания письма и научимся писать письма своим родным и друзьям.
IV. Решение поставленной задачи (изучение нового материала).
Особенности текста письма. Структура письма.
Работа по схеме (беседа, сопровождающая показом презентации)
- Можно ли считать письмо текстом?
- Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.) Слайд №2
- У каждого из вас на столе лежит таблица «Как писать письмо». Рассмотрите схему текста письма. (Приложение 1)
- Сколько частей имеет письмо, и какие назовите их.
(Письмо,как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку). Слайд №3
- В чём особенность письма? (Оно имеет адресата.)
- А кто такой адресат? (Получатель письма.) Слайд №4
- Что обязательно должно быть в письме? (Приветствие, прощание, обращение.) Слайд №5
- Приведите пример («Здравствуй, дорогая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи»).
- В письме употребляются и другие этикетные выражения. Например: «Извините, что я вас беспокою», «Простите, что долго не писала». Слайд №6
- Что может содержать концовка? ( Вопросы , благодарности, просьбы, приветы, подпись и дату).
- Не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах подобного рода. Слайд №7
- А можно ли начать письмо с благодарности и вопросов?
- Нередко письма начинаются с благодарности и с вопросов к адресату, а уж потом идет сообщение о себе. Слайд №8
- А для чего адресату задаются вопросы?
- Желание узнать, как живут близкие люди, побуждает в каждом письме задавать вопросы. Итак, вопросы - это важная составная часть письма к родителям и близким людям.
V. Первичное закрепление
- Прочитайте письмо, лежащее у вас, напечатанное в таблице.
- Докажите, что письмо - это текст.
(В нем говорится о жизни Тани и её семьи. Все предложения связаны по смыслу.)
- Какие части, присущие тексту, вы видите в письме? (Начало, основная часть, концовка.)
- Что включает в себя начало?
- Письмо Тани начинается с обращения к бабушке. Какое обращение было бы бабушке более приятным? («Здравствуй, дорогая бабушка!»)
- Обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке радость. Как можно было бы написать по-другому в начале письма о состоянии переписки? (Получила твоё письмо. Очень рада. И вот пишу тебе письмо.)
- О чем говорится в основной части?
- Подтверждает ли Таня свою мысль «Мы живём хорошо»? (Да, Таня пишет о хороших событиях в ее жизни).
- Как завершается письмо?
- Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись.)
- Можно ли было теплее закончить письмо, выразить свою любовь и доброе отношение к бабушке? (Можно. Не просто «До свидания», а «До свидания, моя дорогая бабушка», «Целую и обнимаю тебя», «Твоя внучка Таня, которая тебя очень любит» и т.д.)
VI. Самостоятельная работа
- Конструирование письма (дифференцированная работа).
- А сейчас вы выполните самостоятельно следующее задание.
- Вам необходимо составить текст письма, разложив карточки с предложениями в нужном порядке. Но задания будут разной степени сложности. В жёлтом конверте - самое лёгкое задание, в зелёном конверте - сложнее, а в синем конверте - более сложное. Выберите, пожалуйста, конверты, по своему усмотрениюКарточки с напечатанными предложениями:
Привет, брат Игорь!
Мне купили щенка.
Скоро у меня каникулы.
Он забавный.
Как у тебя дела?
Получил твоё письмо.
У меня много новостей.
Скоро у меня каникулы.
Как ты живёшь?
Передавай привет Диме.
Я поеду к бабушке.
До скорой встречи.
11 декабря 2009 год.
Твой брат Андрей.
село Берея .
Задание в жёлтом конверте
Составить текст письма по образцу, расположив карточки в нужном порядке.Привет, брат Игорь!
Получил твоё письмо.
У меня много новостей.
Мне купили щенка.
Он забавный.
Скоро у меня каникулы.
Я поеду к бабушке.
Как у тебя дела? Как ты живёшь?
Передавай привет Диме.
До скорой встречи.Твой брат Андрей.
11 декабря 2009 год.
село Берея.Задание в зелёном конверте
- Составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.
Задание в синем конверте
- Составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.
- Дополнить письмо своими фразами, записав их на чистых карточках.
Проверка.
- Прочитайте письма, которые у вас получились. - Написание письма своей семье.
Существует порядок написания письма:
- письмо пишут четким, разборчивым подчерком;
- письмо пишут на аккуратном листе бумаги;
- письмо можно сопровождать рисунком;
- письмо не пишут сплошным текстом; в нем может быть много абзацных выделений (красных строк).
- Появилось ли у вас желание написать письмо своим родным?
- Как бы вы начали письмо?
- Что бы написали в основной части?
- Как бы вы его закончили?
Самостоятельная работа (написание письма своей семье.)
Учащиеся могут пользоваться подсказкой-таблицей «Как писать письмо»
Проверка (чтение 1-2 писем выборочно - по желанию учащихся.)
VІI. Итог урока.Рефлексия.
- Для чего люди пишут письма?
- Многие люди сохраняют письма от своих близких и родных. Как вы думаете, почему они это делают?
- Ребята, а как вы думаете, цель нашего урока достигнута ?
- Почему вы так думаете?
- У вас на столах лежат смайлики. Если вам урок понравился , разукрасьте смайлик в жёлтый цвет, если не очень, то в зелёный, а если совсем не понравился, то в красный. А на обратной стороне смайлика поставьте себе оценку за работу на уроке.
- Почтальон Печкин доволен, как и я, вашей работой. Он прощается с нами.