Урок-бенефис по русскому языку во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • развивать речь учащихся, орфографическую зоркость.
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • Видеоматериал из мультфильма «Двенадцать месяцев», кинозарисовка зимнего леса.
  • Звукозапись П. И. Чайковского «Времена года» (декабрь)
  • Компьютер, проектор, экран
  • Рисунки больших снежинок с заданиями на них.
  • Рисунки учащихся по теме «Снег идет»

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.
(Учитель в костюме ЗИМЫ).
Слово учителя - звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - Декабрь.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидела Я
Ваша добрая зима.
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрыла серебром.

- Что символизирует моя тройка? (зимние месяцы)
- Каким серебром покрыла я землю? (снегом)
Да, я пришла к вам на урок со снегом.
(демонстрируется отрывок из мультфильма «12 месяцев») - кинозарисовка зимнего леса.

2. Чистописание.
Я к вам пришла со словом на урок русского языка. Найдем слово в ребусе, если прочитаем его через букву.
С У Н Р Е Б Г К
- Правильно, слово снег гость нашего урока.
Учащиеся записывают слово, объясняя правописание и соблюдая правила каллиграфии.

3. Фонетический разбор слова и его транскрипция.
Ответ учащегося: в слове снег - 1 слог, 1 гласная, 4 буквы, 4 звука

4. Лексическое значение слова

- Ребята, а что обозначает слово снег, его лексическое значение.
Дети высказывают предположения.
На доске: Словарь Ожегова дает такое объяснение:
«Атмосферные осадки- белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда.»
- Белые пушинки, хлопья и у них особое название. Запишите первую букву каждой строки и узнаете как называют белые хлопья.

С неба падали пушинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой тополя,
И укрыли дом и площадь
Необычным одеялом...
Как же их зовут , ты спросишь?
Имя здесь я написала.

Запись слова  снежинки с проговариванием.

Слово учителя:
- Вот и со мной прилетели снежинки- мой помощницы, но они непростые, а с вопросами. Постараемся ответить на эти вопросы, иначе снежинки могут растаять и исчезнуть.

5. Работа с заданиями на снежинках.
По ходу урока большие снежинки покрывают доску.
1 снежинка с вопросом:  «Каким бывает снег?»
Учащиеся работают с тексом на экране.

Робкий тихий лег на черную землю снежок.
Небо серое, а снег белый, лёгкий.
В январе снег тяжелый и холодный, одеялом покрывает поле.
Колючий февральский снег сыплет с низкого неба.
(По С. Иванову.)

- Найдите слова, которые помогают ответить на вопрос
Каким бывает снег?
Запись этих слов (робкий, тихий, белый, легкий, тяжелый, холодный, колючий) Учащиеся объясняют правописание данных слов.
Дописать свое слово.

- Ребята, вы, спасли снежинку. Посмотрите на свои рисунки   
- Что их объединяет? (Идет снег)
- А когда мы употребляем это слово?
А вот и еще одна снежинка опустилась к нам с вопросом.

2 снежинка – вопрос - «Как идет снег?»
Выборочное списывание. Ученики зачитывают четверостишья и выбирают нужные слова.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Снежок порхает, кружится
На улице бело.
И превращает лужицы
В холодное стекло.
Мелькает, вьётся первый снег
Звездами падая на брег

- О чем говорится? Что говорится?
- Какие ещё слова могут определить красивое падение снега?

Физкультурная пауза.

Учащиеся превращаются в снежинки и начинается снежный круговорот
Танцевальные движения под музыку П. И. Чайковского « Декабрь»

Вы снежинки-балеринки,
Вы танцуете день ночь.
Вы снежинки - вы пушинки,
Покружиться вы не прочь!

Вот и опустилась еще одна снежинка с вопросом.
3 снежинка – вопрос - «Как укрыл снег землю»
На экране высвечиваются отрывки.
Найти нужные слова, отвечающие  на данный вопрос.
А) Белая скатерть всё поле укрыла. (загадка)
Б) Одеяло белое не руками сделано. (загадка)
В)
Скачет конь простору много.
Валит снег и стелет шаль.
(С. Есенин)
Г)
Снег кружится легкий, новый
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над головой.
(З. Александрова)

Запись слов на выбор   (скатерть, одеяло, шаль, платок пуховый)
Слово учителя.
- Много снега я принесла. А как называется зима, когда выпадает много снега? (снежная)

4 снежинка – вопрос - «Снежная зима - это плохо или неплохо?»
(Рассуждения ребят: для улиц города не очень хорошо, т.к. затрудняет движение транспорта, но а для природы просто прекрасно, согревает корни растений, укрывает озимый хлеб.)
Чтение отрывка из рассказа Э. Шима  «Кто был рад снегу» в кн. Романовской «Живое слово» книга вторая 1 кл. с.105.
В народе говорили «Много снега - много хлеба» Объяснить значение.Работа с пословицей
Сне(к,г)  глубо(к,г)  - го(д,т)  хоро(ш, ж)

- Как понимаете пословицу?
- Какая орфограмма объединяет эти слова?
- Докажите какую букву надо писать и почему.
Задание - списать пословицу, правильно вставив букву в слово.

Опустилась на доску ещё одна снежинка с заданием  
5 снежинка – задание - «Найди друзей»

Работа   в парах с кроссвордом

Вопросы:

  1. Птица, которая прилетает к нам с первым снегом. (Снегирь)
  2. Снежная баба, а по-другому. (Снеговик)
  3. Девочка, которая боится солнца и внучка Деда Мороза. (Снегурочка)

Проверка (на индивид. досках - 1 пара)
- Какие слова получились?
- Какая орфограмма объединяет эти слова?

Работа с фразеологическими оборотами.
- Слово учителя.
- Я, Зима, богата крылатыми выражениями со словом снег. Прочитайте и соедините линиями фразеологический оборот и его значение. (работа на компьютере)
Как снег на голову. (неожиданно)
Зимой снега не допросишься. (жадный)
Самопроверка. На компьютере высвечивается слово МОЛОДЕЦ!

Рефлексия.
- С каким словом приходит Зима?
- Что интересного узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?

Учащиеся вырезают снежинки из заготовок бумаги и прикрепляют их на доску. К концу урока на доске появляются большие и маленькие снежинки.

Домашнее задание творческое и разноуровневое (по выбору):
А) Придумать стихотворение или загадку с использованием слова снег     
ИЛИ
Б) Подобрать однокоренные слова к слову СНЕГ

Заключение. Оценивание.