Класс: 11
Тип урока: Урок формирования знаний
Цели урока:
- познакомить обучающихся с новыми для них видами показательных неравенств, формирование знаний об основных методах решения показательных неравенств.
- развитие умений сравнивать, выявлять закономерность, обобщать, развитие логики, памяти.
- воспитание ответственного отношения к учебному труду
Этапы урока и их содержание
1. Организационный этап.
2. Постановка цели.
На уроке будут рассмотрены новые для обучающихся неравенства - показательные, решение которых требует хорошего знания теоретического материала. Данные неравенства ежегодно присутствуют в вариантах ЕГЭ по математике.
3. Актуализация знаний.
Теоретический опрос:
а) определение показательной функции;
б) какова область определения показательной функции;
в) какова область значений показательной функции;
г) в каком случае показательная функция является возрастающей, убывающей;
д) как расположен график;
е) каковы основные методы решения показательных уравнений (метод замены, однородное уравнение, разложение левой части уравнения на множители и переход к совокупности, функционально-графический, метод интервалов);
ж) что называется решением неравенства, что значит решить неравенство.
4. Введение знаний.
1) Простейшие показательные неравенства имеют вид
решений не имеет, а неравенство выполняется при всех значениях аргумента, поскольку (Рассказ сопровождается графической иллюстрацией)
При выполняется равенство . Если , то в силу возрастания показательной функции неравенство выполняется при, а неравенство выполняется при . (Рассказ сопровождается графической иллюстрацией)
Если , то в силу убывания показательной функции неравенство выполняется при а неравенство выполняется при . . (Рассказ сопровождается графической иллюстрацией)
Рассмотреть примеры:
Используя свойство монотонности показательной функции делаем вывод, что неравенство при равносильно неравенству а при равносильно неравенству
2) Рассмотрим методы решения показательных неравенств, не являющихся простейшими. При их решении используются приёмы преобразования выражений, стоящих в левой и правой частях неравенства, аналогичные тем, которые использовались и при решении показательных уравнений.
а) Метод замены переменной. В этом случае новая неизвестная подбирается так, чтобы относительно неё неравенство не было показательным.
Пример 1: Сведение к квадратному неравенству.
.
Ответ:
Пример 2: Сведение к рациональному неравенству, которое решаем применяя метод интервалов для непрерывных функций.
Ответ:
б) Решение однородных неравенств. При решении однородных неравенств используется свойство показательной функции , производим деление обеих частей неравенства на положительную величину и вводим новую переменную. Однородное неравенство первой степени +n решается делением обеих частей неравенства на , а однородное неравенство второй степени решается делением на
Пример:
Решение:
Так как для любых x, то разделив обе части неравенства на , получим неравенство, равносильное данному:
-
Ответ: (-
в) Метод интервалов.
Пример:
Решение.
Рассмотрим функцию f(x), областью определения которой является множество неотрицательных чисел. Находим нули функции, решив уравнение . Делим обе части уравнения на , после преобразований получим уравнение
откуда Последнее уравнение не имеет решения, а уравнение имеет единственный корень, равный 4. Нуль функции разбивает область определения на промежутки и, в которых функция (в силу своей непрерывности) сохраняет знак.
f(1)
f(9)
Итак, исходное неравенство выполняется при
Ответ:
г) Функционально-графический метод.
Пример:
Решение. Функции иопределены на всём множестве действительных чисел. Функция возрастающая на R, а функция убывающая на R, значит, уравнение имеет не более одного корня. Не сложно убедиться в том, что 1 является единственным корнем уравнения. Таким образом, графики функций имеют одну точку пересечения. Неравенство имеет решение тогда, когда график функции лежит не выше графика функции то есть при
Ответ: (
5. Первичное осмысление изученного.
Из предложенных неравенств выбрать наиболее рациональный способ для их решения:
а)
Ответ: однородное неравенство, делим обе части, например, на и введение новой переменной .
б)
Ответ: с помощью замены сводим к решению дробно-рационального неравенства.
в)
Ответ: решается функционально-графическим способом.
г)
Ответ: использование свойства монотонности показательной функции.
6. Подведение итогов обучения. Домашнее задание и его инструктаж (конспект, неравенства из пункта 5)