Звонят звоночки школьные – Звонок! Звонок! Звонок! С урока, на контрольную И снова на урок. Какими бы усталыми Мы ни были в тот час, Торопимся с журналами В свой непутевый класс. “Злодеи” унимаются, И в классе тишина, И сказка начинается, И быль чудес полна... И солнце отражается От школьного окна. |
“Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования”, – говорится в объяснительной записке программы по математике.
Но в последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе.
При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейшей в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик, поэтому я считаю, что конечным результатом должна быть передача знаний ученику и формирование личности, готовой к творческой деятельности.
Я, работаю над темой “Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики”.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать материал, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
В современной психологии существует точка зрения на творчество: всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Среда воспитания либо подавляет генетически обусловленный дар, либо помогает ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить “дар” в выдающийся талант.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ребенка математике и другим предметам, а в том, чтобы развивать познавательные способности ребят средствами данного предмета.
Действительно, если спросить у школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику, хотя относятся к ней серьезно. И как часто мы слышим в адрес своего предмета нелестный отзыв – “скучная” наука. А нас, математиков, часто величают “сухарями” и “занудами”. Обидно до глубины души. А ведь это не вина предмета, а, наверное, вина тех, кто его преподает.
И среди учителей литературы, истории “зануд” ничуть не меньше. А ведь наш учебный материал куда менее занимателен, чем литературный, исторический. Что больше будоражит душу: “Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов” или “Я вас любил. Любовь еще, быть может, в моей душе угасла не совсем”?
“Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике”, – говорил К. Вейерштрасс.
Некоторые вопросы школьной математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными, отсюда одной из причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Я думаю, что, повысив интерес к предмету, можно было бы значительно ускорить и улучшить его изучение.
Хотя мы не владеем таким арсеналом воздействия на душу, как литература, история и т.п., но кое-что есть и у нас.
Легких путей в науку нет. И овладеть математикой “легко и счастливо” не так просто. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы ребята учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Большое внимание уделяю на своих уроках игровым технологиям, как виду преобразующей творческой деятельности, в тесной связи с другими видами учебной работы.
“Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики”, – писал К.Д.Ушинский.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет каждого педагога задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, активизировать деятельность обучающихся на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у большинства обучающихся зависит от того, насколько умело учитель построит свою работу. Необходимо заботиться о том, чтобы каждый ребенок активно и увлеченно работал, стремился к непрерывному познанию и развитию своей ребячьей фантазии. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Одним из способов решения этой проблемы является использование игровых ситуаций на уроках математики. Каждому учителю необходимо помнить, что учащиеся подросткового возраста, а тем более слабоуспевающие из них, особенно быстро устают от длительной однообразной умственной работы. Усталость – одна из причин падения интереса и внимания к учению. Уменьшить усталость обучающихся от выполнения однообразных упражнений вычислительного характера можно с помощью игровых ситуаций.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках и во внеурочное время, справедливо усматривает в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся.
Игра – творчество и труд одновременно.
Игра и работа неразделимы: работа и учение не теряют элементов игры и могут приобретать характер игры. Значение игры в личностно ориентированном образовании трудно переоценить. Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления активности обучающихся, создают уникальные условия для личностного проявления. Игру можно использовать на различных этапах урока и во внеурочной деятельности обучающихся.
Используя игровую деятельность, любой этап можно “оживить”.
Различные творческие задания позволяют расшевелить самого равнодушного, пассивного ученика.
Ну а когда учащиеся слышат чарующее слово “сказка”, то их глаза зажигаются особенным светом, они полны счастья. Это ли не активизация познавательной деятельности!
Сказка, поэзия…
Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Это очень важно для учащихся 5-6 классов.
Урок-сказка.
Существенной стороной данного урока являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания и умения для достижения целей игры. Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, поддерживает интерес, подбадривает отстающих.
Сказки нужны в 5-6-х классах. На уроках, где есть сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка изгоняет скуку: Благодаря сказке на уроке присутствуют юмор, фантазия, выдумка, творчество. А главное – ученики учатся математике.
Игровые сюжеты и ситуации чаще всего возникают в ходе игровых уроков: уроков-сказок, уроков- путешествий и т. д. Но и на разных этапах уроков.
1. Чем больше учащиеся выполняют задач и упражнений, тем лучше и глубже усваивают программу по математике. А в достижении этой цели очень хорошо помогают устные задания, устный счет. Подобные занятия развивают активность мышления и сообразительность, увеличивают скорость вычислений.
Польза устных вычислений огромна. Применяя законы арифметических действий к устным вычислениям, ученики не только повторяют их, закрепляют, но, что самое главное, усваивают их не механически, а сознательно. При устных вычислениях развиваются такие ценные качества человека, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность. Устный счет содействует тренировке памяти, открывает широкие возможности для развития творческой инициативы учащихся.
Математика "Проценты, это не скучно"
Так же при изучении этой темы я часто использую задачки с “полушутливым” содержанием и задачки, со сказочными персонажами.
1. Красная Шапочка несла бабушке пирожки. По дороге она съела 20% пирожков, 10% всех пирожков отдала зайцу, 50% оставшихся пирожков – волку, а последние 7 принесла бабушке. Сколько пирожков было у Красной Шапочки вначале?
2. Карлсон съел вначале 50% имеющегося в банке варенья, затем съел 80% от оставшегося варенья, затем последние 5 ложек. Сколько варенья было в банке, если ложка вмещает 25 г.
3. Царь Горох решил выдать свою дочь, царевну Несмеяну, замуж. Несмеяна поставила условие: “Выйду замуж за того принца, который отгадает все мои загадки”. 40% женихов сразу расхотели жениться, 20% решило лишь половину загадок, 16% только одну загадку, 22% – не решило ни одной. Сколько женихов сваталось к Несмеяне, если замуж она все же вышла?
По завершении темы (практически любой) можно дать задание: “Придумайте сказку, рассказ, задачу на основе изученного материала”. Дети – великие выдумщики, с радостью выполняют эти задания, а учитель при этом накапливает бешеный материал.
2. Изучение нового материала (5 класс).
Дети часто путают числитель и знаменатель, поэтому можно предложить им такую сказку.
Жили-были в двухэтажном домике два брата. Тот, кто жил на втором этаже, любил быть чистеньким и часто мылся, поэтому его называли Числитель. А тот, который жил на первом этаже, мыться не любил, да еще Числитель выливал воду из окна и забрызгивал брата. Поэтому он и был забрызганный, замазанный, его и назвали Знаменатель. Так и пошло, чистый – сверху, числитель, Забрызганный – снизу, знаменатель.
Для лучшего усвоения учащимся предлагается нарисовать иллюстрацию к сказке.
А кто-то из учащихся пытается написать стихи к этой сказке.
Любит мыться наш чистюля.
И сейчас как посмотри,
Моется и моется глаз не отвести.Ходит грязный знаменатель,
Не стыдится ни кого.
И сейчас он лезет в лужу...
Не боится, хоть бы что.Автор: Педорин С. 5 класс А. 2009 г.
В доме 8 дробь 16
Знаменатель там живет
И числителя там он
Загрязняет круглый год.Автор: Вологжина Д. 5 класс В. 2009 г.
Сказки сочиняли:
Автор: Тигунцов А. 5 класс В. 2009 г.
3. Активизация знаний по теме “ПРОЦЕНТЫ”
Сказка о хитром и жадном короле
Один хитрый и жадный король созвал как-то свою гвардию и торжественно заявил: Гвардейцы! Вы славно служите мне! Я решил вас наградить и повысить каждому месячное жалованье на 20%!” “Ура!” – закричали гвардейцы. “Но, – сказал король, – только на один месяц. А потом я его уменьшу на те же самые I 20%. Согласны?” “А чего же не согласиться? – удивились гвардейцы. – Пусть хоть на один месяц!” Так и было решено. Прошел месяц, все были довольны. “Бот здорово! – говорил старый гвардеец друзьям за кружкой пива. – Раньше я получал 10 долларов в месяц, а в этом месяце получил 12 долларов! Выпьем за здоровье короля!”
Прошел еще месяц. И получил старый гвардеец жалованья только 9 долларов 60 центов. “Как же так? -заволновался он. – Ведь если сначала на 20% увеличить жалованье, а потом его уменьшить на те же самые 20%, то оно же должно остаться прежним!” “Вовсе нет, -объяснил мудрый звездочет. – Повышение твоего жалованья составляло 20% от 10 долларов, т. е. 2 доллара, а понижение составляло 20% от 12 долларов, т. е. 2,4 доллара”.
Погрустили гвардейцы, но делать нечего – ведь сами согласились. И вот решили они обхитрить короля. Пошли они к королю и сказали: “Ваше Величество! Вы, конечно, были правы, когда говорили, что повысить жалованье на 20% и понизить его потом на те же 20% – это одно и то же. И если это одно и то же, то давайте сделаем еще раз, но только наоборот. Давайте сделаем так: Вы сначала понизите нам жалованье на 20%, а потом увеличите его на те же 20%”. “Ну что ж, – ответил король, – ваша просьба логична; пусть будет по-вашему!”
Задание. Подсчитай, сколько теперь получил старый гвардеец по истечении первого месяца и по истечении второго. Кто же кого перехитрил?
4. Урок-сказка "Путешествие Незнайки в математическом городе" по теме: "Координатная плоскость". 6-й класс.
Форма проведения урока: урок-сказка “Путешествие Незнайки в математическом городе”.
Цели урока:
- закрепить умения построения точек на координатной плоскости и умения находить координаты точек, построенных на плоскости;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре;
- развивать аккуратность при выполнении рисунков.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Однажды на уроке математики Незнайка заснул, и снится ему сон, что его друзья-коротышки опять собрались в путешествие. Незнайка побежал к машине, но оказалось, что поедет только тот, кто ответит на вопросы Знайки. Ребята, а вы хотите поехать?…
………….
Учитель: Ворота открылись, и мы попали в сказочный парк, в котором свободно гуляют разные звери. Оказывается, и Незнайка с нами. Вот он мелькнул и убежал. Давайте погуляем по парку и посмотрим, кому из вас посчастливится сегодня увидеть сказочных зверей.
Учащиеся выполняют построение точек по индивидуальным карточкам, отмечая точки сверху вниз по столбцам и соединяя их последовательно друг за другом, получают рисунок животного.
После выполнения самостоятельной работы на доске вывешиваются рисунки, которые должны получиться у ребят.
Учитель: А где же Незнайка? Что он увидел? Хотите узнать?
…
VII. Просмотр творческих работ учащихся.
Учитель: Хорошо отдохнули? Продолжим путешествие? Кто желает на выставку? Чтобы определить, где она находится, найдите точку пересечения отрезков АВ и CD, где А (-3;7), В (6;0), С (-4;-1), D (3;6).
Ученики выполняют построение в тетради и находят точку К (1;2).
Учитель: Хорошо!!! Выставка находится в кабинете № 12, то есть в нашем кабинете. Давайте посмотрим ее.
Показ рисунков учащихся прошлых лет.
Учитель: Незнайке так понравились работы ребят, что он даже в ладоши захлопал и… проснулся. Оказывается, он на уроке математики и пришло время открыть дневник и записать домашнее задание. Записываем задание на следующий урок: выполнить творческую работу на координатной плоскости.
Какие только “художества” не проявляют мои шестиклассники, когда получают задание при изучении темы “Координатная плоскость” составить графический рисунок любимого животного или персонажа любимой сказки, мультфильма.
5. При повторении, обобщении изученного материала
“Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике”, – говорил К. Вейерштрасс.
На уроках знакомлю учеников с историей развития математических понятий, символов, идей, рассказываю об известных ученых математиках, большое математическое дарование которых сочеталось также с проявлением творческого интереса к поэзии, прозе, музыке. Например, Омар Хайям открыл свойства треугольника и прекрасный поэт;
Галилео Галилей – астроном, физик, художник, музыкант;
Рене Декарт – основатель французской прозы, философ, математик, создатель системы координат.
6. Особое внимание уделяю домашним творческим работам.
Например, в 5-7 классах на каникулы предлагаю написать сказку, басню или стихотворение на математическую тему. Учащиеся воспринимают такие задания с интересом. Каждый ученик попробует себя в роли сказочника. Все с нетерпением ждут момента, когда я буду читать эти творческие работы, и каждый ждет, что прочитают именно его сказку.
Сказок накопилось очень много.
Часто устраиваю на уроках минутки поэзии “Математика в стихах”:
Три размера есть
Длина, высота, ширина.
Время на три делят люди:
Что прошло
Что есть
Что будет.
Но важней всего семья
Трое:
Папа, мама, я!
Автор: Емельяненко К. 5 класс В. 2009 г.
Километры, метры и сантиметры-
Это меры длины.
Тонны, граммы и килограммы-
Вес измерим этим мы.
Автор: Трубачева Ю. 5 класс В. 2009 г.
Развивая интерес к математике такими приемами деятельности, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке.
Следует считать, что все дети от рождения талантливы, и целью всех взрослых, этих детей окружающих: педагогов, родителей – не погасить искру таланта. В своей работе я ощущаю поддержку родителей, которые постоянно интересуются успехами своих детей, стимулируют их интерес к предмету. Работа с сильными учениками влияет и на рост самого учителя. Это побуждает, меня заниматься самообразованием, и своими творческими находками я с удовольствием поделюсь с коллегами, выступая на методическом объединении.
Что же нужно сделать, чтобы талантливые дети вырастали в талантливых взрослых, т.е. могли реализовать себя, добиться признания и успеха?
Изменить генетику мы не можем, что – дано, то – дано. Попытки изменить социальную среду – также к успеху не приводят. Значит, нам остается только возможность создания интеллектуальной среды в классе, в школе, в городе.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство развитием творческих способностей на уроке и во внеурочное время.
“Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте”, – писал Дьедоне Ж., и мы стараемся использовать их в своей работе.
Все это будет, если отношение учителя к детям и предмету, и отношение детей к предмету и учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества.
Таким образом, преподавание математики дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.
Впереди меня ждут новые поиски, новые заботы в обучении и воспитании подрастающего поколения.
В заключении я хочу сказать: математика, конечно же, сложная наука, и если не вносить в ее преподавание крупицы юмора и любви, то очень трудно добиться от детей любви к этому предмету. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом.
А я подведу итог: математика – благодатная почва для творчества учителя и его учеников.
Надо только любить свой предмет. И, конечно, учеников.
Смешные они, эти Мальвины и Буратино! И отзывчивы.
ЛИТЕРАТУРА
- Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5- 8 классы / Ю. В. Щербакова. – М.: Глобус, 2008.
- Математика. 5- 8 классы: игровые технологии на уроках / И. Б. Ремчукова.- Волгоград: Учитель,2007.
- Нестандартные уроки математики (5 – 9 классы) / Н. А. Курдюмова.- М.: Школьная пресса, 2004.
- Математические кружки в школе. 5- 8 классы / А. В. Фарков. -3-е изд.- М.: Айрис- пресс,2007.
- Газета “Математика”, 2005- 2009 г.г.
- Интернет ресурсы.