Разработка урока ознакомления с окружающим миром по теме "Что растет на подоконнике?"

Разделы: Начальная школа


Тип урока по дидактическим целям: комбинированно-синтетический с применением ИКТ.

Цели: познакомить детей с наиболее распространенными комнатными растениями, их пользой для человека; расширить словарный запас школьников; развивать общеучебные умения и навыки; воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

Учебные материалы: презентация, учебник «Мир вокруг нас» (автор А.А. Плешаков), карточки с изображениями растений.

Ход урока.

  1. Орг. Момент. Психологический настрой.
    У: Давайте, ребята, Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. (под тихую музыку, дети повторяют за учителем):
    • Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
    • Я радуюсь этому.
    • Внимание мое растет.
    • Я как разведчик все замечу.
    • Память моя крепка.
    • Голова мыслит ясно
    • Я хочу учиться.
    • Я очень хочу учиться.
    • Я готов к работе.
    • Работаю!

    Здравствуйте, ребята! Я рада , что сегодня наш урок мы начинаем с хорошего настроения. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. Не зря народная мудрость гласит «Где красота, там доброта».

  2. Подготовка к активной познавательной деятельности.
    У: Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
    Д: О том, что у нас под ногами.
    У: Что же у нас под ногами?
    Д: камни, трава, песок…
    У: Рассмотрите камни, которые лежат у вас на партах. Как называются эти камни?
    Д: Кремень, гранит, известняк.
    У: Положите камни так, чтобы гранит лежал левее кремня, но правее известняка. Сравните работу с карточкой- ключем, который лежит у вас на парте и просигнальте.
    Молодцы.
    У: Ребята, посмотрите, к нам на урок сегодня снова пришел Муравьишка вопросик и Мудрая Черепаха. Но что в них особенного, кто заметил?
    Д: Муравьишка пришел с букетом цветов.
    У: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Догадайтесь глядя на Муравьишку.
    Д: О цветах.
    У: Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Что растет на подоконнике?». А что растет на подоконнике?
    Д: Цветы, комнатные растения.
    У: Сформулируйте познавательные вопросы, отталкиваясь от темы урока.
    Д: Какие растения называются комнатными?

    • Какие бывают комнатные растения?
    • Как ухаживают за комнатными растениями?
    • Какую пользу комнатные растения приносят людям? (Презентайия, Слайд 2)
  3. Знакомство с новой темой.
    У: Посмотрите на эти растения. Есть ли среди них знакомые для вас? Как они называются? Слайд 3,4
    Д: Герань, аспарагус, кактусы, фиалки, папоротники,
    У: А еще здесь изображены цикламены, мирт, толстянка, лавр, хлорофитум, голова медузы, цефалоцерус старческий, стрелиция, пентас ланцетовидный.Что общего у всех этих растений?
    Д: Все эти растения растут у нас дома, в классе. Мы за ними ухаживаем. Они всегда находятся в комнате.
    У: То есть как одним словом можно назвать эти растения?
    Д: Комнатные растения.
    У: С глубокой древности и до наших дней цветы пользуются неизменной любовью у всех народов. Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как «зеленые друзья» - комнатные растения. Без цветов пусто и холодно даже в самой богатой квартире. Поэтому люди разводят комнатные цветы, чтобы дома было уютно. Ребята, а какие растения растут у вас в домах? Слайд 5
    - Как вы за ними ухаживаете?
    - Большинство комнатных растений пришли к нам из далеких стран. Одним растениям требуется много солнца. Тропическая влажность, которая кажется нам удушающей и неприятной, для других растений настоящий рай. У каждого свой характер и требования. Одним растениям нужно много воды. Про другие лучше вообще забывать на какое-то время. Но ничто не поднимет настроения, как новый побег или новый бутон на растении, ещё вчера поникшем и грустном.
    Правильный уход за комнатными растениями не требует профессиональных знаний. Как правило, растению всегда можно помочь, если знать в чем оно нуждается.
    - А сейчас Откройте учебники на странице 10, посмотрите, какие растения изображены на рисунках? Как они называются, давайте прочитаем.
    Д: Бегония.Слайд 6
    У: Это растение растет у нас в классе. Давайте рассмотрим листья бегонии. Их окраска может быть очень многообразна. Высота растения от 15 см до 2 м. На подоконниках выращивают низкорослые растения. Родина бегонии - влажные леса жарких стран. БЕГОНИЯ родом из тропических и субтропических областей Азии, Америки и Африки. Название растение получило в честь Мишеля Бегона – губернатора Сан-Доминго (западная часть острова Гаити), который был большим любителем цветов.
    У: Какое следующее растение?
    Д: Кактус. Слайд 7
    У:Что напоминает вам кактус? На кого он похож?
    Д: На ежика.
    У: Действительно часто кактусы называют зелеными ежиками. Родина этого растения- Америка. Кактусы растут очень медленно. Благодаря разнообразной форме, опушению, окраске, красивым цветкам, ярким плодам они завоевали большую популярность.
    У: Как вы думаете, какую пользу нам приносит кактус?
    - Эти ежики убивают бактерии в помещении.
    У: А теперь прочитайте название следующего растения.
    Д: Сансевьера. Слайд 8
    У: Давайте произнесем это трудное название хором. В народе часто это растение называют Щучий хвост. Как вы думаете, почему?
    У: Это травянистое растение сухих местообитаний, способное сохранять запасы воды в сочных листьях. Высота растения от 15 см до 1 м, в зависимости от вида. Сансевьеры очень светолюбивы и плохо растут при недостаточном освещении, совершенно не переносят избыточного увлажнения.

    Физминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся -
    Больше спать не захотел.
    Шевельнулся, потянулся,
    Взвился вверх и полетел.
    Солнце утром лишь проснется,
    Бабочка кружит и вьется.

    У: Почему бабочку сравнивают с цветком?
    Д: Она яркая, красивая, разноцветная.
    У: Давайте прочитаем следующее название растения.
    Д: Калла. Слайд 9
    У: Родина этого цветка Южная Африка. Растение теневыносливое. Необходим обильный полив и частое опрыскивание, особенно в период цветения.
    У: А какое растение радует глаз множеством скромных красивых цветов?
    Д: Фиалка. Слайд 10.
    У: Фиалка- символ пробуждения природы. Барон Вольтер фон Сен-Поль нашел в лесах восточной Африки, у подножия Узамбарских гор, интересеое растение. Бледно-голубые цветочки с ярко желтыми пыльниками напоминали ему лесные фиалки, растущие в его родной Бельгии. Он собрал семена и переслал в Европу своему отцу. Известный ботаник Герман Венланд описал растение как новый род и назвал его сенполия, в честь первооткрывателя. Давайте подойдем к растению и рассмотрим его ближе.
    - Фиалки – растения, требующие обильного полива, возвращают влагу в помещение, испаряя ее через лисья.
    У: Ребята, давайте прочитаем вопросы, которые нам принесла мудрая черепаха.

  4. Закрепление изученного.
    У: А теперь давайте поиграем в игру «Узнай растение». У вас на партах у каждого лежат 8 кружочков. Положите синий кружок под рисунком, где изображена сансевьера, оранжевый - гиппеаструм, белый - где кала, зеленый - где кактус. На странице справа постарайтесь узнать растения и положить также кружки. Кто готов просигнальте.
    У: А теперь откройте рабочие тетради на странице 5. Прочитайте первое задание.
    - Давайте по силуэту попробуем определить, что же это за растение?
  5. Итог урока. Рефлексия.
    - Давайте вспомним, как называлась тема урока?
    - Какие познавательные вопросы вы задали?
    - Какие растения называются комнатными? О каких комнатных растениях вы сегодня узнали? Как ухаживать за растениями? Какую пользу они приносят людям?
    - Что заинтересовало, а что удивило вас на уроке?