Тип урока по дидактическим целям: комбинированно-синтетический с применением ИКТ.
Цели: познакомить детей с наиболее распространенными комнатными растениями, их пользой для человека; расширить словарный запас школьников; развивать общеучебные умения и навыки; воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Учебные материалы: презентация, учебник «Мир вокруг нас» (автор А.А. Плешаков), карточки с изображениями растений.
Ход урока.
- Орг. Момент. Психологический настрой.
У: Давайте, ребята, Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. (под тихую музыку, дети повторяют за учителем):
- Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание мое растет.
- Я как разведчик все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю!
Здравствуйте, ребята! Я рада , что сегодня наш урок мы начинаем с хорошего настроения. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. Не зря народная мудрость гласит «Где красота, там доброта».
- Подготовка к активной познавательной деятельности.
У: Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
Д: О том, что у нас под ногами.
У: Что же у нас под ногами?
Д: камни, трава, песок…
У: Рассмотрите камни, которые лежат у вас на партах. Как называются эти камни?
Д: Кремень, гранит, известняк.
У: Положите камни так, чтобы гранит лежал левее кремня, но правее известняка. Сравните работу с карточкой- ключем, который лежит у вас на парте и просигнальте.
Молодцы.
У: Ребята, посмотрите, к нам на урок сегодня снова пришел Муравьишка вопросик и Мудрая Черепаха. Но что в них особенного, кто заметил?
Д: Муравьишка пришел с букетом цветов.
У: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Догадайтесь глядя на Муравьишку.
Д: О цветах.
У: Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Что растет на подоконнике?». А что растет на подоконнике?
Д: Цветы, комнатные растения.
У: Сформулируйте познавательные вопросы, отталкиваясь от темы урока.
Д: Какие растения называются комнатными?- Какие бывают комнатные растения?
- Как ухаживают за комнатными растениями?
- Какую пользу комнатные растения приносят людям? (Презентайия, Слайд 2)
- Знакомство с новой темой.
У: Посмотрите на эти растения. Есть ли среди них знакомые для вас? Как они называются? Слайд 3,4
Д: Герань, аспарагус, кактусы, фиалки, папоротники,
У: А еще здесь изображены цикламены, мирт, толстянка, лавр, хлорофитум, голова медузы, цефалоцерус старческий, стрелиция, пентас ланцетовидный.Что общего у всех этих растений?
Д: Все эти растения растут у нас дома, в классе. Мы за ними ухаживаем. Они всегда находятся в комнате.
У: То есть как одним словом можно назвать эти растения?
Д: Комнатные растения.
У: С глубокой древности и до наших дней цветы пользуются неизменной любовью у всех народов. Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как «зеленые друзья» - комнатные растения. Без цветов пусто и холодно даже в самой богатой квартире. Поэтому люди разводят комнатные цветы, чтобы дома было уютно. Ребята, а какие растения растут у вас в домах? Слайд 5
- Как вы за ними ухаживаете?
- Большинство комнатных растений пришли к нам из далеких стран. Одним растениям требуется много солнца. Тропическая влажность, которая кажется нам удушающей и неприятной, для других растений настоящий рай. У каждого свой характер и требования. Одним растениям нужно много воды. Про другие лучше вообще забывать на какое-то время. Но ничто не поднимет настроения, как новый побег или новый бутон на растении, ещё вчера поникшем и грустном.
Правильный уход за комнатными растениями не требует профессиональных знаний. Как правило, растению всегда можно помочь, если знать в чем оно нуждается.
- А сейчас Откройте учебники на странице 10, посмотрите, какие растения изображены на рисунках? Как они называются, давайте прочитаем.
Д: Бегония.Слайд 6
У: Это растение растет у нас в классе. Давайте рассмотрим листья бегонии. Их окраска может быть очень многообразна. Высота растения от 15 см до 2 м. На подоконниках выращивают низкорослые растения. Родина бегонии - влажные леса жарких стран. БЕГОНИЯ родом из тропических и субтропических областей Азии, Америки и Африки. Название растение получило в честь Мишеля Бегона – губернатора Сан-Доминго (западная часть острова Гаити), который был большим любителем цветов.
У: Какое следующее растение?
Д: Кактус. Слайд 7
У:Что напоминает вам кактус? На кого он похож?
Д: На ежика.
У: Действительно часто кактусы называют зелеными ежиками. Родина этого растения- Америка. Кактусы растут очень медленно. Благодаря разнообразной форме, опушению, окраске, красивым цветкам, ярким плодам они завоевали большую популярность.
У: Как вы думаете, какую пользу нам приносит кактус?
- Эти ежики убивают бактерии в помещении.
У: А теперь прочитайте название следующего растения.
Д: Сансевьера. Слайд 8
У: Давайте произнесем это трудное название хором. В народе часто это растение называют Щучий хвост. Как вы думаете, почему?
У: Это травянистое растение сухих местообитаний, способное сохранять запасы воды в сочных листьях. Высота растения от 15 см до 1 м, в зависимости от вида. Сансевьеры очень светолюбивы и плохо растут при недостаточном освещении, совершенно не переносят избыточного увлажнения.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.У: Почему бабочку сравнивают с цветком?
Д: Она яркая, красивая, разноцветная.
У: Давайте прочитаем следующее название растения.
Д: Калла. Слайд 9
У: Родина этого цветка Южная Африка. Растение теневыносливое. Необходим обильный полив и частое опрыскивание, особенно в период цветения.
У: А какое растение радует глаз множеством скромных красивых цветов?
Д: Фиалка. Слайд 10.
У: Фиалка- символ пробуждения природы. Барон Вольтер фон Сен-Поль нашел в лесах восточной Африки, у подножия Узамбарских гор, интересеое растение. Бледно-голубые цветочки с ярко желтыми пыльниками напоминали ему лесные фиалки, растущие в его родной Бельгии. Он собрал семена и переслал в Европу своему отцу. Известный ботаник Герман Венланд описал растение как новый род и назвал его сенполия, в честь первооткрывателя. Давайте подойдем к растению и рассмотрим его ближе.
- Фиалки – растения, требующие обильного полива, возвращают влагу в помещение, испаряя ее через лисья.
У: Ребята, давайте прочитаем вопросы, которые нам принесла мудрая черепаха. - Закрепление изученного.
У: А теперь давайте поиграем в игру «Узнай растение». У вас на партах у каждого лежат 8 кружочков. Положите синий кружок под рисунком, где изображена сансевьера, оранжевый - гиппеаструм, белый - где кала, зеленый - где кактус. На странице справа постарайтесь узнать растения и положить также кружки. Кто готов просигнальте.
У: А теперь откройте рабочие тетради на странице 5. Прочитайте первое задание.
- Давайте по силуэту попробуем определить, что же это за растение? - Итог урока. Рефлексия.
- Давайте вспомним, как называлась тема урока?
- Какие познавательные вопросы вы задали?
- Какие растения называются комнатными? О каких комнатных растениях вы сегодня узнали? Как ухаживать за растениями? Какую пользу они приносят людям?
- Что заинтересовало, а что удивило вас на уроке?