Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок развития речи.
Цели:
- учить грамотно и правильно писать письма другу, родным и близким людям.
- познакомить учащихся со структурой письма и его стилистическими особенностями.
- учить владению речевым этикетом и культурой выражения чувств.
Оборудование:
- таблица.
- конверты с деформированным текстом письма.
- конверты с письмами.
- книжная выставка.
- почтовый ящик.
- картинки с изображением древней письменности.
- С.И. Ожегов «Словарь русского языка».
Ход урока
I. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу! Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу - откроем наши ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: Хочу много знать! Вокруг нас много интересного, стоит только оглянуться. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила.
На стене висят таблички с правилами. Дети озвучивают их.
Не выкрикиваем! |
Не перебиваем! |
Мы слышим друг друга! |
Учимся работать все вместе! |
II. Вводная беседа. Постановка проблемы.
Раздаётся стук в дверь. Заходит почтальон Печкин (рассказывает строчки из стихотворения С.Я. Маршака).
У меня сегодня много
Писем в сумке на боку -
Из Ташкента, Таганрога
Из Ростова, из Баку.
- Ребята, я сюда попал? Мне нужно во 2 “Б” класс доставить письма.
У: Да, вы правильно пришли, это 2 “Б” класс. Ребята, а вы знаете, кто к нам пришёл? Да, это почтальон Печкин – герой повести Э. Успенского «Простоквашино». Что ты нам принёс, Печкин?
П: Я принёс вам письма, но мне пора идти дальше. До свидания.
У: До свидания, Печкин. До новых встреч!
Ребята, а вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о письме). А знаете ли вы, что такое письмо?
Для того, чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю Ожегова.
Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь.
У: А зачем нам нужны письма? Можно обойтись и без них. В наш век электроники можно позвонить, отправить СМС и бабушке, и дедушке, и родным, и близким (выслушиваются предположения детей).
III. Сообщение темы и цели урока.
У: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с письмом, узнаем историю письма, узнаем, как пишут письма, кому их пишут. И вы сами ответите на вопрос «Зачем нам нужны письма?».
IV. Слово учителя.
На протяжении многих тысячелетий люди пользовались устной речью (самый древний способ общения). Потребность в письме возникла около 3000 лет назад. Письменность помогает человечеству накопить, передать знания и достижения для следующих поколений. Первыми кто изобрели письмо, были народы Междуречья (территория Ирака) и древние египтяне. В Междуречье было «узелковое письмо» (показываю), так они общались друг с другом, и них содержалась в основном информация об их правителях, о земледельцах, о скотоводах. А древние египтяне писали на глиняных табличках (показываю). В них содержалась информация о жизни фараонов. В Древней Руси письменность изобрели монахи церкви Кирилл и Мефодий. Алфавит стали называть по имени монаха – Кириллица. Люди стали писать на иконах, дощечках, папирусах, пергаменте, а в Китае – на шёлке (показываю). В процессе эволюции (развития мира) возникла потребность в общении друг с другом на расстоянии. Люди стали писать в отдалённые уголки мира различные письма.
V. Работа с классом.
- Знакомство с видами писем.
У: Ребята, в сумке у почтальона Печкина было несколько писем. Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано( письма заранее лежат на партах у ребят).
Первое письмо.Дорогой ИА-ИА!
Поздравляю с днём рождения!
Желаю всего-всего хорошего.
Желаю много-много счастья.
Шлю подарочек –
Очень Полезный Горшочек.
Твой Пух.Это письмо-поздравление, в котором Винни - Пух поздравляет своего друга с днём рождения и шлёт ему свои пожелания.
Второе письмо.Дорогие друзья!
Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной.
Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.
У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно.
Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные тёплые болота и так много съедобных насекомых.
Я скоро заеду к вам!
До встречи!
Лягушка-путешественница.Это письмо-информация. В нём сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела.
Это письмо не только несёт информацию, но и отражает настроение и характер отправителя.Третье письмо.
Юный друг!
Всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись!
Будь весёлым, дерзким, шумным.
Надо драться, так дерись.
Никогда не знай покоя,
Плачь и смейся невпопад.
Я сама была такою
Триста лет тому назад.
Черепаха Тортила.Это письмо-пожелание. В нём автор желает своему юному другу быть весёлым, дерзким, шумным.
- Структурный анализ письма на доске.
Pабота с таблицей
У: Можно ли считать письмо текстом? Почему? (есть предложения и они связаны по смыслу, есть законченная мысль, начало, основная часть и концовка). Но письмо имеет и свои особенности. Посмотрите на таблицу.
(на таблице - схема текста письма)Схема текста письма.
1. Начало (зачин) письма:
- обращение;
- начальная фраза о состоянии переписки.
2. Основная часть письма:
- сообщение о новостях.
3. Концовка письма:
- вопросы адресату;
- просьбы;
- приветы;
- прощание;
- подпись;
- дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу).
Что включает в себя начало?
О чём говорится в основной части?
Как завершается письмо?Концовка может содержать много элементов: вопросы, благодарности, приветы, подписи.
Но не в каждом письме есть все эти элементы, Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах подобного рода. Нередко письма начинаются с благодарности и вопросов к адресату, а уж потом идёт сообщение о себе. Желание узнать, как живут близкие люди, побуждает в каждом письме задавать вопросы. - Редактирование письма.
Ребятам предлагается прочитать письмо (письмо заранее лежит на партах).
Здравствуй, бабушка!
Мы живём хорошо. Не волнуйся, у нас всё замечательно.
На каникулах мне подарили хомячка. В субботу ездили в лес за грибами. Нашли опята.
До свидания.
Таня.- Найдите его начало, основную часть, концовку.
- Письмо Тани начинается с обращения к бабушке. Какое обращение было бы бабушке более приятным?
- О чём ещё можно было бы написать в начале письма?
- Подтверждает ли Таня свою мысль « Мы живём хорошо...»?
- Какие части включает концовка письма?
- О чём ещё можно было бы написать в концовке письма?
- Можно ли было теплее закончить письмо, выразить свою любовь и доброе отношение к бабушке?
- Отредактируйте текст письма. Прочитайте, какое письмо получилось. Какое письмо вам больше нравится? Почему?
- Физкультминутка.
Бабуля, здравствуй!
Не грусти.
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе-
Пропали шорты на заборе.
Здесь скучно.
Я в поход ходил.
Закончил. Всё. Твой внук
Кирилл. - Конструирование письма.
Учащиеся получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.
Здравствуй, сестричка Катюша! Решила тебе написать. Как ты живёшь? У меня много новостей. Скоро я поеду в лагерь. Сегодня мне купили щенка. Передавай привет своим подружкам. До скорой встречи.
Твоя сестра Ирина.Проверка работы.
Здравствуй, сестричка Катюша!
Решила тебе написать. Как ты живёшь? У меня много новостей.
Сегодня мне купили щенка. Скоро я поеду в лагерь.
Передавай привет своим подружкам.
До скорой встречи.
Твоя сестра Ирина. - Оформление письма.
Учитель совместно с учащимися составляют памятку написания письма.
Памятка написания письма.
- Письмо пишут на чистом листе бумаги.
- Письмо пишут чётким, разборчивым почерком.
- С левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2 см.
- Письмо не пишут сплошным текстом, в нём может быть много абзацев( красных строк).
- Письмо можно сопровождать рисунком.
- Заполнение конверта.
Учитель совместно с учащимися заполняют конверты.
- Ребята, вы знаете кто такой адресат?
- Кто является отправителем?
- Что такое индекс?
- Что такое почтовая марка?
У: Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом. Получателя письма называют «адресатом», а тот, кто отправляет письмо – отправитель.
VI. Рефлексия.
- Итак, ребята, зачем нам нужны письма?
- Для чего их пишут?
- Многие люди сохраняют письма от своих близких и родных. Как вы думаете, почему они это делают?
- Какие письма хранятся у вас дома?
- Появилось ли у вас желание написать письмо своим близким, родным?
- Как бы вы начали письмо?
- Что бы написали в основной части?
- Как бы вы его закончили?
Cамоанализ своей работы на уроке.
VII. Домашнее задание.
Попробуйте написать письмо своим близким или родным.