Преподавание в начальной школе: "Использование эпистолярного жанра как разновидности текста на уроках русского языка"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок развития речи.
Цели:

  • учить грамотно и правильно писать письма другу, родным и близким людям.
  • познакомить учащихся со структурой письма и его стилистическими особенностями.
  • учить владению речевым этикетом и культурой выражения чувств.

Оборудование:

  • таблица.
  • конверты с деформированным текстом письма.
  • конверты с письмами.
  • книжная выставка.
  • почтовый ящик.
  • картинки с изображением древней письменности.
  • С.И. Ожегов «Словарь русского языка».

Ход урока

I. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу! Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу - откроем наши ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: Хочу много знать! Вокруг нас много интересного, стоит только оглянуться. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила.
На стене висят таблички с правилами. Дети озвучивают их.

Не выкрикиваем!
Не перебиваем!
Мы слышим друг друга!
Учимся работать все вместе!

II. Вводная беседа. Постановка проблемы.

Раздаётся стук в дверь. Заходит почтальон Печкин (рассказывает строчки из стихотворения С.Я. Маршака).

У меня сегодня много
Писем в сумке на боку -
Из Ташкента, Таганрога
Из Ростова, из Баку.

 - Ребята, я сюда попал? Мне нужно во 2 “Б” класс доставить письма.
У: Да, вы правильно пришли, это 2 “Б” класс. Ребята, а вы знаете, кто к нам пришёл? Да, это почтальон Печкин – герой повести Э. Успенского «Простоквашино». Что ты нам принёс, Печкин?
П: Я принёс вам письма, но мне пора идти дальше. До свидания.

У: До свидания, Печкин. До новых встреч!
Ребята, а вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о письме). А знаете ли вы, что такое письмо?
Для того, чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю Ожегова.

Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь.

У: А зачем нам нужны письма? Можно обойтись и без них. В наш век электроники можно позвонить, отправить СМС и бабушке, и дедушке, и родным, и близким (выслушиваются предположения детей).

III. Сообщение темы и цели урока.

У: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с письмом, узнаем историю письма, узнаем, как пишут письма, кому их пишут. И вы сами ответите на вопрос «Зачем нам нужны письма?».

IV. Слово учителя.

На протяжении многих тысячелетий люди пользовались устной речью (самый древний способ общения). Потребность в письме возникла около 3000 лет назад. Письменность помогает человечеству накопить, передать знания и достижения для следующих поколений. Первыми кто изобрели письмо, были народы Междуречья (территория Ирака) и древние египтяне. В Междуречье было «узелковое письмо» (показываю), так они общались друг с другом, и них содержалась в основном информация об их правителях, о земледельцах, о скотоводах. А древние египтяне писали на глиняных табличках (показываю). В них содержалась информация о жизни фараонов. В Древней Руси письменность изобрели монахи церкви Кирилл и Мефодий. Алфавит стали называть по имени монаха – Кириллица. Люди стали писать на иконах, дощечках, папирусах, пергаменте, а в Китае – на шёлке (показываю). В процессе эволюции (развития мира) возникла потребность в общении друг с другом на расстоянии. Люди стали писать в отдалённые уголки мира различные письма.

V. Работа с классом.

  1. Знакомство с видами писем.

    У: Ребята, в сумке у почтальона Печкина было несколько писем. Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано( письма заранее лежат на партах у ребят).
    Первое письмо.

    Дорогой ИА-ИА!
    Поздравляю с днём рождения!
    Желаю всего-всего хорошего.
    Желаю много-много счастья.
    Шлю подарочек –
    Очень Полезный Горшочек.
    Твой Пух.

    Это письмо-поздравление, в котором Винни - Пух поздравляет своего друга с днём рождения и шлёт ему свои пожелания.
     
    Второе письмо.

    Дорогие друзья!
    Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной.
    Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.
    У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно.
    Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные тёплые болота и так много съедобных насекомых.
    Я скоро заеду к вам!
    До встречи!
    Лягушка-путешественница.

    Это письмо-информация. В нём сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела.
    Это письмо не только несёт информацию, но и отражает настроение и характер отправителя.

    Третье письмо.

    Юный друг!
    Всегда будь юным,
    Ты взрослеть не торопись!
    Будь весёлым, дерзким, шумным.
    Надо драться, так дерись.
    Никогда не знай покоя,
    Плачь и смейся невпопад.
    Я сама была такою
    Триста лет тому назад.
    Черепаха Тортила.

    Это письмо-пожелание. В нём автор желает своему юному другу быть весёлым, дерзким, шумным.

  2. Структурный анализ письма на доске.

    Pабота с таблицей
    У: Можно ли считать письмо текстом? Почему? (есть предложения и они связаны по смыслу, есть законченная мысль, начало, основная часть и концовка). Но письмо имеет и свои особенности. Посмотрите на таблицу.
    (на таблице - схема текста письма)

    Схема текста письма.

    1. Начало (зачин) письма:

    • обращение;
    • начальная фраза о состоянии переписки.

     2. Основная часть письма:

    • сообщение о новостях.

     3. Концовка письма:

    • вопросы адресату;
    • просьбы;
    • приветы;
    • прощание;
    • подпись;
    • дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу).

    Что включает в себя начало?
    О чём говорится в основной части?
    Как завершается письмо?

    Концовка может содержать много элементов: вопросы, благодарности, приветы, подписи.
    Но не в каждом письме есть все эти элементы, Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах подобного рода. Нередко письма начинаются с благодарности и вопросов к адресату, а уж потом идёт сообщение о себе. Желание узнать, как живут близкие люди, побуждает в каждом письме задавать вопросы.

  3. Редактирование письма.

    Ребятам предлагается прочитать письмо (письмо заранее лежит на партах).

    Здравствуй, бабушка!
    Мы живём хорошо. Не волнуйся, у нас всё замечательно.
    На каникулах мне подарили хомячка. В субботу ездили в лес за грибами. Нашли опята.
    До свидания.
    Таня.

    • Найдите его начало, основную часть, концовку.
    • Письмо Тани начинается с обращения к бабушке. Какое обращение было бы бабушке более приятным?
    • О чём ещё можно было бы написать в начале письма?
    • Подтверждает ли Таня свою мысль « Мы живём хорошо...»?
    • Какие части включает концовка письма?
    • О чём ещё можно было бы написать в концовке письма?
    • Можно ли было теплее закончить письмо, выразить свою любовь и доброе отношение к бабушке?
    • Отредактируйте текст письма. Прочитайте, какое письмо получилось. Какое письмо вам больше нравится? Почему?

  4. Физкультминутка.
    Бабуля, здравствуй!
    Не грусти.
    Конфеты кончились, учти.
    Я сделал лук. Носки сушу.
    Два дня письмо тебе пишу.
    А у меня большое горе-
    Пропали шорты на заборе.
    Здесь скучно.
    Я в поход ходил.
    Закончил. Всё. Твой внук
    Кирилл.
  5. Конструирование письма.

    Учащиеся получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.

    Здравствуй, сестричка Катюша! Решила тебе написать.
    Как ты живёшь? У меня много новостей.
    Скоро я поеду в лагерь. Сегодня мне купили щенка.
    Передавай привет своим подружкам. До скорой встречи.
    Твоя сестра Ирина.

    Проверка работы.

    Здравствуй, сестричка Катюша!
    Решила тебе написать. Как ты живёшь? У меня много новостей.
    Сегодня мне купили щенка. Скоро я поеду в лагерь.
    Передавай привет своим подружкам.
    До скорой встречи.
    Твоя сестра Ирина.

  6. Оформление письма.

    Учитель совместно с учащимися составляют памятку написания письма.

    Памятка написания письма.

    • Письмо пишут на чистом листе бумаги.
    • Письмо пишут чётким, разборчивым почерком.
    • С левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2 см.
    • Письмо не пишут сплошным текстом, в нём может быть много абзацев( красных строк).
    • Письмо можно сопровождать рисунком.

  7. Заполнение конверта.

    Учитель совместно с учащимися заполняют конверты.

    • Ребята, вы знаете кто такой адресат?
    • Кто является отправителем?
    • Что такое индекс?
    • Что такое почтовая марка?

    У: Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом. Получателя письма называют «адресатом», а тот, кто отправляет письмо – отправитель.

VI. Рефлексия.

  • Итак, ребята, зачем нам нужны письма?
  • Для чего их пишут?
  • Многие люди сохраняют письма от своих близких и родных. Как вы думаете, почему они это делают?
  • Какие письма хранятся у вас дома?
  • Появилось ли у вас желание написать письмо своим близким, родным?
  • Как бы вы начали письмо?
  • Что бы написали в основной части?
  • Как бы вы его закончили?

Cамоанализ своей работы на уроке.

VII. Домашнее задание.

Попробуйте написать письмо своим близким или родным.