Я люблю село родное,
Я люблю свой отчий дом.
Люльку я люблю, качели,
Как с сестрой мы песни пели.
Люблю я папу, люблю я маму
Люблю я дворик свой родной.
Люблю я куклу дорогую
Люблю природу золотую.
Я берегу их и лелею,
Горжусь я ими и добрею.
Это стихотворение ученика 4 класса. Для меня самый большой подарок, самый лучший итог проделанной с детьми работы по патриотическому и нравственному воспитанию учащихся начальных классов. Это значит, что дети данного класса вырастут настоящими защитниками Отечества, патриотами Родины.
Работу над патриотическим воспитанием учащихся я веду, опираясь на краеведение и музейную педагогику.
Я считаю, что патриотизм это
- любовь к самым близким людям; к родителям, братьям и сестрам, друзьям;
- любовь к самым дорогим и памятным вещам и предметам в семье; любовь к отчему дому, где ребенок сделал свои первые шаги, к люльке, в которой вырос, к зеленому дворику, где приобрел первых друзей, к школе, где впервые открыл дверь в мир знаний, к родной улице…
- чувство гордости за членов семьи, односельчан;
- обязательное изучение истории родного края, Республики и истории своих предков, рода.
Гордиться близкими людьми, родным краем – это значит их любить, уважать, беречь, помогать, дарить им счастье, относиться к ним доброжелательно. Но, не зная их прошлого и настоящего, чувства не могут быть крепкими и прочными.
Патриотические и гражданские чувства у детей я стараюсь воспитывать через изучение истории родного края, знакомство с интересными людьми нашего села, с национальными обрядами и традициями наших предков, через экскурсии по достопримечательным местам родного края. Далее эта деятельность набирает более широкий масштаб в пределах района, Республики.
Работа по этому направлению ведется не только на внеклассных мероприятиях, но и на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки, физической культуры, чтения, на классных часах.
На уроках изобразительного искусства и технологии знакомлю учащихся с национальными женскими украшениями, орнаментами и узорами, прикладным мастерством татарского народа. Учимся мастерить, вышивать и раскрывать секреты рукоделия. С этой целью приглашаю на уроки родителей, бабушек и дедушек, местных умельцев, использую богатые фонды школьного музея.
Уроки физической культуры использую для разучивания национальных танцев и подвижных игр наших предков.
На уроках музыки и чтения знакомлю с татарскими народными песнями, частушками, прибаутками. С детьми инсценируем татарские народные сказки, разучиваем различные произведения татарского фольклора, проводим интересные встречи с односельчанами и различные праздники.
Широко практикую проведение экскурсий и пеших походов по достопримечательным местам родного края: это родники, а их у нас много, это речки и пруды, это леса и поляны, это кладбище – самое святое место, яблоневые сады, улицы и дома с расписными окнами, воротами и заборами, которые хранят душевную теплоту, отцовскую заботу наших предков, это посещение школьного музея, краеведческих музеев города Зеленодольска и Казани.
Я хочу предложить свой план работы над патриотическим воспитанием учащихся начальных классов.
1 класс
Классные часы и внеклассные мероприятия
- «Моя деревня – моя Родина» - экскурсия по селу
- «Что такое Родина?» - беседа
- «Татарстан – моя Республика» - знакомство с гербом, гимном и флагом РТ и РФ
Уроки изобразительного искусства и технологии.
- «Самая первая, малая Родина - люлька» - изготовление макета люльки
- «Узоры и орнаменты татарского народа»
- «Деревянная ложка» - рисование
- «Бабушкины скатерти и платки» - аппликация
- «Моя семья» - рисование
Уроки музыки.
- Колыбельные песни татарского народа
- Народные песни, прибаутки и частушки
2 класс
Классные часы и внеклассные мероприятия
- «Булгары – Родина предков» - беседа и заочная экскурсия
- «Казанское ханство» - экскурсия в г. Казань
- «Татарстан – моя Республика» - заочное путешествие
- «Мое село в разные времена года» - экскурсии, фотографии, рисунки
- «Цвети и зеленей, моё село!» - посадка деревьев и цветов
Уроки технологии и изобразительного искусства
- «Колодец - источник жизни» - изготовление макета
- «Тюбетейка» - расписывание
- «Калфак» - аппликация
- «Самые красивые ворота» - конкурс фотографий
Уроки чтения и музыки
- Загадки
- М?н???тл?р, б?етл?р
3 класс
Классные часы и внеклассные мероприятия
- Экскурсии в музеи города Зеленодольска
- «Казань – столица моей Республики» - экскурсия
- «Экскурсия на родину Каюма Насыри»
- Встреча с ветеранами ВОВ
- Экскурсия в «Парк Победы» г. Казани
Уроки технологии и изобразительного искусства
- Секреты бабушкиного сундучка
- Золотые руки моего деда
4 класс
Классные часы и внеклассные мероприятия
- Мое село в годы ВОВ - экскурсии в музей родного края
- Где воевал мой дед, прадед? – конкурс сочинений
- Где служили наши отцы и братья? – встречи с бывшими военнослужащими
- «Моя семья» - праздник семьи
- «Самая дружная спортивная семья» - семейные спортивные игры
Уроки чтения и музыки.
- Н??р?з – праздник весны татарского народа
- Песни молодости наших родителей
Уроки изобразительного искусства и технологии
- Я люблю свое село – рисование
- Моя школа – лепка из пластилина
- Мой отчий дом – аппликации
Итогом проделанной работы становится обобщающий классный час на тему:
«Я люблю свое село и горжусь его людьми!»