Цели урока:
- Познакомить учащихся с общим устройством велосипеда
- Познакомить учащихся с историей создания велосипеда.
- Закрепить знание учащимися правил безопасной езды на велосипеде, знание правил дорожного движения
Оборудование: таблица «Устройство велосипеда», коврограф , компьютерный вариант теста № 2 (4 класс), учебники, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы с вами опять в « Школе дорожных наук». Прежде, чем отправиться в дальнейшее путешествие, проведем разминку.
II. Повторение пройденного материала.
Игра-разминка «Подскажи словечко»
1) Заучи закон простой:
Красный свет зажегся … (стой)
2) Жёлтый скажет пешеходу:
Приготовься к … (переходу )
3) А зеленый впереди
Говорит он всем - … (иди)
4) Кто в большой – большой мороз
Никогда не прячет нос?
Кто ответит без запинки
Как вам улицу найти?
Как дорогу перейти?
На вопрос любой
Вам ответит … (постовой)
5) В школе вы – ученики,
А в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке
Все мы – посетители.
А на улицу, коль вышел,
Знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше,
Стал ты сразу - … (пешеход)
6) Есть подземный, и надземный,
И похожий есть на зебру.
От машин тебя спасет
Твой помощник ... (переход)
7) И, шагая по дорогам,
Не забудьте, малыши,
Тротуары – пешеходам,
Остальное – для … (машин).
8) И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с … стороны (правой)
9) Если едешь ты в трамвае,
А вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая
Проходи скорей ….(вперед).
III. Работа над новым материалом.
Молодцы! А теперь отгадайте мою загадку и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить в « Школе дорожных наук»:
Не похож я на коня
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я, так и знай.
(велосипед)
Правильно, сегодня мы будем говорить о велосипеде, о его устройстве и о правилах безопасной езды на нем.
Об устройстве велосипеда мне сейчас расскажете вы сами. Сможете? Я уверена, что сможете. А поможет нам вот эта волшебная коробочка от Светофорика . В ней находятся вопросы-загадки и части велосипеда. Итак, начнем.
- Основная часть велосипеда, к которой крепятся все остальные его части (рама). Найдите эту часть в коробочке и закрепите его на коврографе.
- Часть велосипеда, изобретенная в древности в Ираке (колесо). Сколько их у велосипеда? Найдите их и установите на нашей модели на коврографе.
- Часть велосипедного колеса (спица).
- Часть велосипеда, передающая усилия от ног к колесам (педали).
- Сидение велосипеда (седло). Найдите и установите его на свое место.
- Часть велосипеда, при помощи которой велосипед поворачивает налево или направо (руль).
- Водитель велосипеда (велосипедист).
Велосипедистами становимся все мы, когда садимся на велосипед.
(По мере разгадывания вопросов-загадок на коврографе (доске) из названных частей составляется модель велосипеда)
IV. Экскурс в историю.
Один мудрец сказал, что за исключением азбуки и книгопечатания, из всех изобретений больше всего пользы человечеству принесли те, которые научили людей сокращать расстояния. Итак, 15 сентября 1801 года родился велосипед. В этом году ему исполнится 209 лет. Это был первый самокат. Его изобрел Ефим Михеевич Артамонов, который, преодолев более 5 тыс. км, приехал в Москву с Урала. В Европе велосипеды появились почти 70 лет спустя. Раньше велосипед называли и «самокатом», и « костотрясом», и « быстроногом».
V. Физкультминутка.
Чтобы быть внимательным велосипедистом, надо иметь хорошее зрение. А чтобы наши глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз. Упражнения для профилактики близорукости.
VI. Закрепление изученного материала.
Ребята, конечно, ездить на велосипеде очень здорово. Но при этом нельзя забывать о правилах, которые обязательно надо соблюдать. Вспомнить и закрепить эти правила нам поможет компьютерный тест № 2.
Тест № 2.
- Велосипед был изобретен ... лет тому назад.
- более100лет
- более 200лет
- более 300лет
- По правилам пассажиром велосипеда может быть ребенок не старше ... лет?
- 7 лет
- 6 лет
- 5 лет
- С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
- 12 лет
- 10 лет
- 14 лет
- С какого возраста можно ездить на переднем пассажирском сидении автомобиля?
- с любого возраста
- 5 лет
- 12 лет
- Что это за знак: круглой формы с красной окантовкой, а в середине нарисован – велосипед?
- велосипедная дорожка
- велосипедное движение запрещено
- пересечение с велосипедной дорожкой
- Живой «светофор». Кто это?
- постовой
- инспектор
- регулировщик
- Что такое? Отгадай!
Не мопед, не велосипед
Нет нужды ему в бензине
Хоть колеса на резине.
- автобус
- троллейбус
- легковая машина
- Автобус, троллейбус на остановке надо обходить ...
- сзади
- спереди
- как хочешь
- Перед каждой поездкой на велосипеде надо строго проверять исправность ...
- тормозов
- руля
- колес
Ключ к тесту №2
- Более 200 лет
- 7 лет
- 14 лет
- 12 лет
- Велосипедное движение запрещено
- Регулировщик
- Троллейбус
- Сзади
- Тормозов
Проводится компьютерная обработка результатов теста. Выставляются оценки.
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием!
VII. Итог урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было наиболее интересным? Какое задание вызвало у вас затруднение?
VIII. Домашнее задание
Повторить все правила безопасной езды на велосипеде, знать соответствующие знаки дорожного движения.