Цель: формирование представлений об истоках театрального искусства.
Задачи:
- знакомство с характерными чертами, определяющими своеобразие античного театра;
- расширение лексикона в пределах темы урока - театр, скене, котурны, орхестра;
- развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, находить необходимые сведения, делая краткую запись;
- воспитание коммуникативных умений, т.е. умение общаться, слушать отвечающих.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок - путешествие.
Демонстрационный материал: презентация по теме урока.
План урока:
- Историческая справка. Рассказ о праздниках Диониса.
- Знакомство со строением древнегреческого театра.
- Работа с текстом «Своеобразие античного театра», запись в тетради.
- Определение видов театра современности
- Сравнение с современным театром.
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие с учащимися. Настрой на рабочий лад.
2. Актуализация прежних знаний.
На прошлых уроках мы с вами говорили о культуре, где и как хранятся произведения искусства, происходит развитие художественной культуры. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с развитием творчества людей и поговорим о театре. Я предлагаю вам, определить круг наших вопросов, что мы уже знаем, а что нам предстоит узнать. (Совместно с ребятами мы определяем основные этапы)
- История создания театра.
- Строение театра.
- Виды театра.
3. Вступление с элементами беседы.
Сегодня мы с вами поговорим о театре.
Античная эпоха создала ценности непреходящего значения. Они пережили свой век и то общество, в среде которого они возникли, и прочно вошли в современную мировую культуру, В числе этих ценностей был театр. Когда же возник театр. Аристотель считал, что празднества, посвященные богу Дионису, являются прообразом театральных представлений
Рассказ ученика.
«Дионис был сыном Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. Послушав совет ревнивой Геры, Семела попросила Зевса явиться к ней во дворец во всем величии. Молнии Зевса испепелили бедную царевну и ее дом. Зевс успел лишь спасти сына. Он отдал его на воспитание лесным нимфам и богам».
Обобщение, дополнение с применением слайдов. (Презентация, слайд 1)
Поэтому во время праздника совершались жертвоприношения, т.е. «действие». Позднее такие театральные зрелища стали проходить в форме состязаний поэтов-драматургов только в дни праздников Диониса в Афинах. С тех пор Афины считаются родиной драматического искусства. Начиная с 500г. до н.э. стали регулярно проходить театральные состязания, которые продолжались 3-4 дня. Греческая публика очень восприимчиво относилась ко всему, что происходило на сцене. зрители иногда потрясенные трагическими событиями действия, плакали навзрыд, на других представлениях - хохотали. Так родилось два противоположных театральных жанра - трагедия и комедия, т. е. грустное и веселое.
ТЕАТР - МЕСТО ДЛЯ ЗРЕЛИЩ. Театр в древности проходил под открытым небом. Греки использовали естественный склон крутого холма, в который естественно вписывались полукружия каменных ступеней, чтобы удобнее можно было расположить зрителей. Зрительный зал мог вмести до 18000 человек. Площадка, где располагался хор и актеры называется орхестрой. Для актеров и реквизита возвели особое многоярусное сооружение – скене; перед скене находились сценические подмостки с декорациями – проскений. В центре орхестры находился алтарь, который использовался для жертвоприношений богу Дионису, что доказывает возникновение греческого театра из религиозного обряда. Места зрителей, скене и орхестра выложены из камня, что говорит нам о величии идеи: воплотить в неподвижном камне самое неуловимое движение – изменчивое и неизменное в своем повторении бесконечное и вечное время. Обратите внимание на то, что театр имеет форму круга, что является символом единства, целостности и законченности, бесконечности и вечности. Афинский театр в V в. до н.э. стал помимо культовых, выполнять и просветительско-воспитательные функции, интерпретируя мифологический сюжет в соответствии с государственной идеей. Выходил хор и актеры на орхестру через боковой проход – парод. Акустика театра была такой хорошей, что слова, произнесенные шепотом, были слышны на самых отдаленных скамьях зрительного зала. Театральные представления длились от восхода до заката в течение 3х дней. Высший Чиновник выбирал из всех пьес наилучшие три трагедии и одну комедию. (слайд 2)
Детализация с элементами показа слайдов. (слайд 3, 4)
Строение древнегреческого театра:
- зрительный зал
- скене
- орхестра
- парод
4. Самостоятельная работа с текстом.
- Прочитай текст.
- Ответь на вопрос и запиши ответ: «В чем заключалось своеобразие древнегреческого театра?»
«СВОЕОБРАЗИЕ АНТИЧНОГО ТЕАТРА»
(текст)
«Все разыгрываемые пьесы написаны стихами. Спектакль был музыкальным и хоровым. Музыкальным - так как весь его строй подчинен музыке и ритму. Хор говорил от лица народа или комментировал действие. Пение сменялось декламацией и речитативом в исполнении одного корифея (руководитель хора). От пения были неотделимы ритмические телодвижения и танец. Характер телодвижений зависел от хода действий. Актеры, чтобы их хорошо было видно, выступали в пышных ярких одеждах. Под одежды надевали накладки. На ногах у актеров была особая обувь - котурны - обувь на очень высокой подошве. Все женские роли исполняли актеры- мужчины, т.к. женщины занимались воспитанием детей. Все актеры выступали в масках (маска белого цвета - женщина или цвет Начала, символ тишины, абсолютного ничто – предвестника рождения нового; темного цвета - мужчина или цвет земли), которые были больших размеров и выражали состояние (радость, гнев ... ). От актера требовалось высокое мастерство мелодраматического исполнения, четкая дикция, выразительность жестов, сильный и гибкий голос, хорошая танцевальная техника. Отточенность и выверенность жестов заменяла мимику, которая совершенно отсутствовала у греческих актеров, т.к. они играли в масках. По окончании представлений выбирался лучший актер и автор 3 трагедий и комедии».
Проверка самостоятельной работы. (слайд 5)
Беседа с элементами детализации и показом слайдов. (слайд 6, 7)
Я предлагаю вам провести взаимопроверку ответа на вопрос.
Посмотрите, какие маски надевали актеры, выходя на сцену.
- Для чего актеры надевали маски?
- Какие маски чаще всего использовали актеры, что они выражали?
- Как вы думаете, почему актеры были мужчины?
- Скажите, пожалуйста, какие театральные постановки зародились и получили свое развитие в античном театре?
- А давайте вспомним, какие существуют сейчас виды театра.
Виды современного театра: театр драмы, комедии, оперы и балета, кукольный, театр юного зрителя, и т.д.
5. Домашнее задание.
Инструктаж о выполнении задания. (слайд 8)
- Для того чтобы закрепить наши знания, полученные на уроке, я предлагаю вам провести сравнение античного и современного театров. На выбор либо вы заполняете таблицу, либо пишете сравнение в свободной форме или составляете схему по следующим вопросам:
- Строение театра
- Актеры
- Виды театра
- Применение атрибутов, грима, костюмов и т.д.
Строение театра | Актеры | Виды театра | Разное | |
Древняя Греция | ||||
Современный театр |
8. Обобщение ответов.
Вот подходит к завершению наше путешествие по древнегреческому театру. Вспомните, пожалуйста, что нового вы узнали и чем мы занимались на уроке:
- познакомились с историей создания театра;
- узнали строение театра древности, сравнили с современным театром;
- при работе с текстом выяснили особенности античного театра;
- уточнили виды театра современности.
9. Рефлексия.
Мне понравилось на уроке…
Я хочу рассказать своим друзьям о…
Я оцениваю свое участие на уроке…
10. Подведение итогов.
Вы сегодня замечательно занимались на уроке, всего хорошего, до свидания.