Урок математики в 1-м классе "Решение уравнений"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Р.

Цель урока:

  1. Формировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.
  2. Тренировать способность к решению уравнений всех изученных типов.
  3. Закрепление навыков счета в пределах 10.

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности.(1 -2 мин.)

Цель этапа:

  1. Мотивация учащихся к учебной деятельности;
  2. Определение содержательных рамок урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Весна богата водой, а человек знаниями.(слово “весна” закрыто)

- Какой у нас урок?

- Что записано на доске?

- Можете ли прочитать?

- Предположите, что это такое?

- Как вы понимаете “ человек богат знаниями”.

- Как человек накапливает знания?

- Какие знания накапливаем мы на уроках математики?

- Но полностью предложение не открыто. А хотите узнать, какое слово закрыто?

-Чтобы его открыть, нужно выполнить задания.

- Какие знания мы открываем на уроках?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в собственной деятельности .

Цель этапа:

  • актуализировать учебное содержание: нахождение целого и части, сложение и вычитание в пределах 10, решение простых задач на нахождение целого и части;
  • актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, аналогия;
  • зафиксировать повторяемые понятия и алгоритмы с помощью эталонов;
  • организовать выполнение самостоятельной работы № 1;
  • организовать самопроверку работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Математический диктант (на считках).

  • последующее число 9 (10)
  • предыдущее число 6 (5)
  • на сколько 5 меньше 8 (3)
  • на сколько 10 больше 3 (7)
  • какое число стоит между числами 5 и 7 (6)
  • уменьшаемое 10, вычитаемое 6. Чему равна разность? (4)
  • Первое слагаемое 4, второе слагаемое 5. Чему равна сумма? (9)
  • Я задумала число. Из него вычла 3 и получила 5. Какое число я задумала? (8)

- Расставьте числа в порядке убывания.

- Выберите три числа так. Чтобы каждое последующее было больше предыдущего на 3.

- Вставьте числа так, чтобы получились верные равенства.

- Что интересного вы заметили? ( В равенствах каждого столбика одинаковые части и целое, есть неизвестные числа).

- Что неизвестно в каждом равенстве – часть или целое?

- Как найти часть?

- Какая запись лишняя?

9 – 2 … 8 – 4

10 – 3 = 7

Х + 5 = 8

- Расшифруйте слово.

10 6 4 2 7
В Е С Н А
  • х + 3= 7
  • х – 4 = 6
  • 6 + х = 8
  • 9 – х = 3
  • х – 5 = 2

Решая уравнения, ученики комментируют.

- как найти часть?

- как найти целое?

Открываем слово и читаем пословицу.

Весна богата водой, а человек богат знаниями.

- Какие знания нужны для решения уравнений?

Вывешиваются карточки.

  • Нахождение целого и части.
  • Применение правил.
  • Сложение и вычитание в пределах 10.
  • Состав чисел.

- Как понять, что мы научились решать уравнения?

(Надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя)

- Какую цель поставили перед собой?

(Проверим, как научились решать уравнения. Будем тренировать способность находить и исправлять ошибки).

Учитель вывешивает карточку: Тренироваться.

- А что значит “найти и исправить ошибку”?

(Это определить ГДЕ? – место и ПОЧЕМУ? – причина ошибки).

Учитель вывешивает карточки целеполагания.

Мы повторили способы действий. Какие из перечисленных на доске необходимо при решении уравнений?

Вы будете решать самостоятельную работу.

Выполнение самостоятельной работы №1.

Проверьте по образцу и поставьте знак “+” рядом с правильно выполненным заданием, и знак “?” рядом с неверно выполненным заданием.

- Проверив работу, вы должны были выяснить, есть ли у вас затруднения?

3. Локализация затруднений.

Цель этапа:

  1. Тренировать способность к выполнению действий по алгоритму исправления ошибок, формировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;
  2. Уточнить индивидуальные цели урока.

- У кого совпал ответ в первом уравнении?

- Во втором?

- У кого все верно, что будете делать? (Проверим решение по эталону).

- А когда убедитесь, что все сделано верно, чем сможете заняться? (Сделаем дополнительное задание и проверим его по подробному образцу).

- Что делать тому, у кого ответ не совпал? (Проверим по эталону)

- Какова дальнейшая цель вашей работы? (Найти место и причину ошибки, исправить её. Выяснить, почему возникло затруднение).

- Нужно ещё проверить, правильно ли вы записали уравнение.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа:

  1. Формировать способность к коррекции собственной деятельности;
  2. Организовать построение детьми проекта выхода из затруднения (исправления своих ошибок).

Организация учебного процесса на данном этапе:

- Кто уже определил место и причину ошибки?

- Кто не смог определить место и причину ошибки?

- Как быть? (проверить по эталону)

- В применении, какого способа действия вы зафиксировали ошибку?

- Как будем исправлять свои ошибки?

- Как ещё потренироваться, чтобы не допускать ошибок?

5. Самостоятельная работа №2.

Цель этапа:

  1. Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения;
  2. Фиксация достижения индивидуальной цели.

Организация работы на этапе № 5.

Ученики, не допустившие ошибок, проверяют правильность выполнения дополнительных заданий по подробному образцу.

Учитель обращается к детям, допустившим ошибки:

Для чего будем выполнять задания в самостоятельной работе № 2?

(Ещё раз потренироваться и не допускать ошибок)

- Когда выполните задания, как себя проверите?

(по подробному образцу)

Дети выполняют работу.

- Кому удалось выполнить самостоятельную работу № 2 без ошибок?

- Расскажите о своих успехах.

- На что в дальнейшем нужно обратить внимание?

6. Включение в систему знаний и повторение.

Организация учебного процесса на этапе 6.

Выполнение заданий повышенной трудности.

7. Рефлексия деятельности.

Цель этапа:

  1. Самооценка результатов деятельности;
  2. Осознание метода преодоления затруднений (алгоритм исправления ошибок), зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки.

- Какова цель нашего урока? (Учились находить и исправлять ошибки).

- Кто достиг цели?

- Дайте анализ своей деятельности.

Самостоятельная работа № 1.

Реши уравнения и сделай проверку.

х + 20 = 90

х – 30 = 50

Эталон самостоятельной работы № 1.

Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть часть.

Если х + а = б, то х = б – а

Х + 20 = 90

Х = 90 – 20

Х = 70

70 + 20 = 90

90 = 90

Чтобы найти целое, нужно части сложить.

Если х – а = б, то х = а + б

Х – 30 = 50

Х = 30 + 50

Х = 80

80 – 30 = 50

50 = 50

Самостоятельная работа № 2.

Реши уравнения и сделай проверку.

х + 50 = 70

х – 20 = 30

Эталон самостоятельной работы № 2.

Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть часть.

Если х + а = б, то х = б – а

Х + 50 = 70

Х = 70 – 50

Х = 20

20 + 50 = 70

70 = 70

Чтобы найти целое, нужно части сложить.

Если х – а = б, то х = а + б

Х – 20 = 30

Х = 20 + 30

Х = 50

50 – 20 = 30

30 = 30

Дополнительное задание.

1. Реши задачу.

    В первом бидоне 4 л молока, а во втором – на 2 л молока больше.

    Сколько литров молока в двух бидонах?

    1)

    2)

    Ответ:

2. Сравни, поставь знаки <, >, =.

    6 см + 3 см … 4 см + 3 см

    9 см – 5 см … 8 см – 2 см

    4 см + 3 см … 3 см + 4 см

3. Реши примеры.

30 + 50 =

90 – 70 =

80 – 60 =

80 – 40 =

40 + 20 =

20 + 60 =

Образец выполнения дополнительного задания.

1. Реши задачу.

    В первом бидоне 4 л молока, а во втором – на 2 л молока больше.

    Сколько литров молока в двух бидонах?

    1) 4 + 2 = 6 (л)

    2) 4 + 6 = 10 (л)

    Ответ: 10 литров.

2. Сравни, поставь знаки <, >, =.

    6 см + 3 см > 4 см + 3 см

    9 см – 5 см < 8 см – 2 см

    4 см + 3 см = 3 см + 4 см

3. Реши примеры.

30 + 50 = 80

90 – 70 = 20

80 – 60 = 20

80 – 40 = 40

40 + 20 = 60

20 + 60 = 80