Тип урока: Р.
Цель урока:
- Формировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.
- Тренировать способность к решению уравнений всех изученных типов.
- Закрепление навыков счета в пределах 10.
Ход урока
- Самоопределение к учебной деятельности.(1 -2 мин.)
Цель этапа:
- Мотивация учащихся к учебной деятельности;
- Определение содержательных рамок урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Весна богата водой, а человек знаниями.(слово “весна” закрыто)
- Какой у нас урок?
- Что записано на доске?
- Можете ли прочитать?
- Предположите, что это такое?
- Как вы понимаете “ человек богат знаниями”.
- Как человек накапливает знания?
- Какие знания накапливаем мы на уроках математики?
- Но полностью предложение не открыто. А хотите узнать, какое слово закрыто?
-Чтобы его открыть, нужно выполнить задания.
- Какие знания мы открываем на уроках?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в собственной деятельности .
Цель этапа:
- актуализировать учебное содержание: нахождение целого и части, сложение и вычитание в пределах 10, решение простых задач на нахождение целого и части;
- актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, аналогия;
- зафиксировать повторяемые понятия и алгоритмы с помощью эталонов;
- организовать выполнение самостоятельной работы № 1;
- организовать самопроверку работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Математический диктант (на считках).
- последующее число 9 (10)
- предыдущее число 6 (5)
- на сколько 5 меньше 8 (3)
- на сколько 10 больше 3 (7)
- какое число стоит между числами 5 и 7 (6)
- уменьшаемое 10, вычитаемое 6. Чему равна разность? (4)
- Первое слагаемое 4, второе слагаемое 5. Чему равна сумма? (9)
- Я задумала число. Из него вычла 3 и получила 5. Какое число я задумала? (8)
- Расставьте числа в порядке убывания.
- Выберите три числа так. Чтобы каждое последующее было больше предыдущего на 3.
- Вставьте числа так, чтобы получились верные равенства.
- Что интересного вы заметили? ( В равенствах каждого столбика одинаковые части и целое, есть неизвестные числа).
- Что неизвестно в каждом равенстве – часть или целое?
- Как найти часть?
- Какая запись лишняя?
9 – 2 … 8 – 4
10 – 3 = 7
Х + 5 = 8
- Расшифруйте слово.
10 6 4 2 7 В Е С Н А
- х + 3= 7
- х – 4 = 6
- 6 + х = 8
- 9 – х = 3
- х – 5 = 2
Решая уравнения, ученики комментируют.
- как найти часть?
- как найти целое?
Открываем слово и читаем пословицу.
Весна богата водой, а человек богат знаниями.
- Какие знания нужны для решения уравнений?
Вывешиваются карточки.
- Нахождение целого и части.
- Применение правил.
- Сложение и вычитание в пределах 10.
- Состав чисел.
- Как понять, что мы научились решать уравнения?
(Надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя)
- Какую цель поставили перед собой?
(Проверим, как научились решать уравнения. Будем тренировать способность находить и исправлять ошибки).
Учитель вывешивает карточку: Тренироваться.
- А что значит “найти и исправить ошибку”?
(Это определить ГДЕ? – место и ПОЧЕМУ? – причина ошибки).
Учитель вывешивает карточки целеполагания.
Мы повторили способы действий. Какие из перечисленных на доске необходимо при решении уравнений?
Вы будете решать самостоятельную работу.
Выполнение самостоятельной работы №1.
Проверьте по образцу и поставьте знак “+” рядом с правильно выполненным заданием, и знак “?” рядом с неверно выполненным заданием.
- Проверив работу, вы должны были выяснить, есть ли у вас затруднения?
3. Локализация затруднений.
Цель этапа:
- Тренировать способность к выполнению действий по алгоритму исправления ошибок, формировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;
- Уточнить индивидуальные цели урока.
- У кого совпал ответ в первом уравнении?
- Во втором?
- У кого все верно, что будете делать? (Проверим решение по эталону).
- А когда убедитесь, что все сделано верно, чем сможете заняться? (Сделаем дополнительное задание и проверим его по подробному образцу).
- Что делать тому, у кого ответ не совпал? (Проверим по эталону)
- Какова дальнейшая цель вашей работы? (Найти место и причину ошибки, исправить её. Выяснить, почему возникло затруднение).
- Нужно ещё проверить, правильно ли вы записали уравнение.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:
- Формировать способность к коррекции собственной деятельности;
- Организовать построение детьми проекта выхода из затруднения (исправления своих ошибок).
Организация учебного процесса на данном этапе:
- Кто уже определил место и причину ошибки?
- Кто не смог определить место и причину ошибки?
- Как быть? (проверить по эталону)
- В применении, какого способа действия вы зафиксировали ошибку?
- Как будем исправлять свои ошибки?
- Как ещё потренироваться, чтобы не допускать ошибок?
5. Самостоятельная работа №2.
Цель этапа:
- Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения;
- Фиксация достижения индивидуальной цели.
Организация работы на этапе № 5.
Ученики, не допустившие ошибок, проверяют правильность выполнения дополнительных заданий по подробному образцу.
Учитель обращается к детям, допустившим ошибки:
Для чего будем выполнять задания в самостоятельной работе № 2?
(Ещё раз потренироваться и не допускать ошибок)
- Когда выполните задания, как себя проверите?
(по подробному образцу)
Дети выполняют работу.
- Кому удалось выполнить самостоятельную работу № 2 без ошибок?
- Расскажите о своих успехах.
- На что в дальнейшем нужно обратить внимание?
6. Включение в систему знаний и повторение.
Организация учебного процесса на этапе 6.
Выполнение заданий повышенной трудности.
7. Рефлексия деятельности.
Цель этапа:
- Самооценка результатов деятельности;
- Осознание метода преодоления затруднений (алгоритм исправления ошибок), зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки.
- Какова цель нашего урока? (Учились находить и исправлять ошибки).
- Кто достиг цели?
- Дайте анализ своей деятельности.
Самостоятельная работа № 1.
Реши уравнения и сделай проверку.
х + 20 = 90
х – 30 = 50
Эталон самостоятельной работы № 1.
Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть часть.
Если х + а = б, то х = б – а
Х + 20 = 90
Х = 90 – 20
Х = 70
70 + 20 = 90
90 = 90
Чтобы найти целое, нужно части сложить.
Если х – а = б, то х = а + б
Х – 30 = 50
Х = 30 + 50
Х = 80
80 – 30 = 50
50 = 50
Самостоятельная работа № 2.
Реши уравнения и сделай проверку.
х + 50 = 70
х – 20 = 30
Эталон самостоятельной работы № 2.
Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть часть.
Если х + а = б, то х = б – а
Х + 50 = 70
Х = 70 – 50
Х = 20
20 + 50 = 70
70 = 70
Чтобы найти целое, нужно части сложить.
Если х – а = б, то х = а + б
Х – 20 = 30
Х = 20 + 30
Х = 50
50 – 20 = 30
30 = 30
Дополнительное задание.
1. Реши задачу.
В первом бидоне 4 л молока, а во втором – на 2 л молока больше.
Сколько литров молока в двух бидонах?
1)
2)
Ответ:
2. Сравни, поставь знаки <, >, =.
6 см + 3 см … 4 см + 3 см
9 см – 5 см … 8 см – 2 см
4 см + 3 см … 3 см + 4 см
3. Реши примеры.
30 + 50 =
90 – 70 =
80 – 60 =
80 – 40 =
40 + 20 =
20 + 60 =
Образец выполнения дополнительного задания.
1. Реши задачу.
В первом бидоне 4 л молока, а во втором – на 2 л молока больше.
Сколько литров молока в двух бидонах?
1) 4 + 2 = 6 (л)
2) 4 + 6 = 10 (л)
Ответ: 10 литров.
2. Сравни, поставь знаки <, >, =.
6 см + 3 см > 4 см + 3 см
9 см – 5 см < 8 см – 2 см
4 см + 3 см = 3 см + 4 см
3. Реши примеры.
30 + 50 = 80
90 – 70 = 20
80 – 60 = 20
80 – 40 = 40
40 + 20 = 60
20 + 60 = 80