Урок алгебры в 7-м классе по теме "Система линейных уравнений с двумя переменными"

Разделы: Математика


Тип урока: применение новых знаний.

ЗАДАЧИ УРОКА:

образовательные:

  • повторить понятие системы линейных уравнений с двумя переменными, ее решения, графический метод, метод подстановки;
  • отработать графический способ решения системы линейных уравнений, метод подстановки;
  • рассмотреть применение систем как модели реальных ситуаций;
  • закрепить навыки построения графиков линейных функций;
  • формировать навыки самостоятельной работы;

развивающие:

  • развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
  • развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
  • расширение кругозора;

воспитывающие:

  • воспитание познавательного интереса к предмету;
  • воспитание у учащихся дисциплинированности на уроках;
  • воспитание аккуратности, внимательности, рационального использования времени при выполнении заданий.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: мультимедийный проектор, приложение 1

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока “Системы линейных уравнений с двумя переменными”. На этом уроке мы должны вспомнить определением системы линейных уравнений, ее решений, повторить способы решения систем, познакомиться с примером построения модели задачи в виде системы.

2. Актуализация опорных знаний.

Блиц опрос (слайд №3)

  1. Определение линейного уравнения с двумя переменными.
  2. Что является решением линейного уравнения с двумя переменными?
  3. В каком случае говорят, что уравнения образуют систему?
  4. Что значит решить систему?
  5. Что является решением системы?
  6. Сколько решений может иметь система?

Мини-тест (слайд №4)

1. Из предложенных уравнений выберите линейное с двумя переменными :

а) 3х2+ 5x - 4 = 0;

б) -2x + 4,5y - 8 = 0;

в) 125x - 12 = 0

2. Какая из пар является решением уравнения 5х + 3у – 19 = 0

а) (2; 3);

б) (5; 6);

в) (1; 2)?

3. Сколько решений имеет уравнение

3х + 2у – 16 = 0

а) 1;

б) 3;

в) много?

4. Какая из пар является решением системы:

Ключ к тесту (слайд №5)

1 2 3
б а в

3. Повторение графического метода решения систем:

Блиц опрос (слайд №6)

1. Как называется способ решения систем с помощью графиков?

2. Что указывает на количество решений системы?

3. Сколько решений может иметь система?

Рефлексия с помощью учебника:

Каково взаимное расположение на координатной плоскости графиков линейной функций: 

а) y = -8x + 3 и y = 6x – 1  

б) y = 4x – 7 и y = 18 + 4x

а)  прямые пересекаются, т.е. имеют одну общую точку. Тогда система уравнений имеет единственное решение (пример 1 стр.196)

б) прямые параллельны, т.е. не имеют общих точек. Тогда система уравнений не имеет решений (пример 2 стр.196)

в) Прямые совпадают. Система уравнений имеет бесконечное множество решений (пример 3 стр.196).

Задание для самостоятельной работы (слайд № 7):

Решить систему графически:

Проверка решения с помощью слайда №8

Зарядка для глаз (слайд №9)

(слайд №10):

Подберите такое значение k, при котором система:

- имеет единственное решение;

- не имеет решений.

3. Повторение метода подстановки.

В чем заключается алгоритм метода подстановки?

Самостоятельное задание по вариантам (слайд №11):

Решить систему методом подстановки:

Решение системы 2 варианта (слайд № 12)

Решение системы 1 варианта (слайд № 13)

4. Введение новых знаний.

(слайд №14) Исаак Ньютон сказал:

“Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на алгебраический.”

С помощью какой из систем, можно решить следующую задачу:

(слайд № 15)

Сумма двух чисел равна 7, а их разность 3. Найти эти числа.

Решить задачу № 12.25

1 число – у

2 число - х

2,24 х = 112

Х = 112 : 2,24

Х = 50

Опишите с помощью системы уравнений ситуацию: (слайд № 17)

Разность двух чисел равна 12. Одно из них больше другого в 4 раза.

В классе 36 учеников. Девочек на 3 меньше, чем мальчиков.

5. Подведение итогов. Домашнее задание. № 11.12 (а), 12.5 (а), 12.24.