Дидактическая цель: закрепить у воспитанников правильное отношение к нравственным ценностям человека, содействуя формированию положительных черт характера.
Образовательная: поразмышлять с детьми о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.
Развивающая: раскрыть нравственное содержание доброты, способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков
Воспитательная: формировать представление у воспитанников о достоинствах человека, ценность, которых признана в обществе.
Форма занятия: поиск исследований нерешенных проблем.
Подготовительная работа: снять на видео или записать на магнитофон объяснение учащимися начальных классов слова “доброта”, как в передаче “Устами младенца”. (Мнение о доброте воспитанников группы “Почемучки”).
Методы: словесный, наглядный, практический
Контингент участников: подростки в возрасте 15 – 16 лет
Оборудование: творческие тетради, ручки, изображения злого и доброго лиц, карточки с ситуациями, жетоны-звёздочки, списки человеческих качеств (по числу групп), медали “Самому доброму человеку”, волшебный клубочек, видео- и аудиоаппаратура, изобразительная наглядность (ворота в Царство доброты, ключи с высказываниями, текст указа).
Принцип обучения:
- Освоение навыков в условиях организованной социальной деятельности (все участники вовлекаются в специально разработанное действие: выполнение упражнений, наблюдение за поведением других воспитанников, анализ собственных ощущений);
- Максимальная активность в процессе обучения;
- Активной исследовательской позиции каждого воспитанника;
- Партнерского общения;
Ход занятия
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые, Давайте начнем наше занятие с необыкновенного приветствия с игры “Новый способ”.
Воспитатель: (Дети образуют полукруг) - Сейчас каждый из вас, повернется лицом к соседу справа, и каждая пара придумает новый способ приветствия, не повторяя использованное ранее.
Воспитатель: - А теперь давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом занятии.
Воспитанники: - О качествах злого, жестокого человека.
Воспитатель: - Во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? (Ответы детей). Его – то и человеком назвать трудно.
Наше занятие пройдет в форме поиска решений проблем “Добра и Зла”. И первая проблема, которую нам надо решить – это определение нашей встречи. Занятие мы проведём с той целью, чтобы решить проблему зла и предложить свои варианты, пути выхода из сложной ситуации.
Внимательно послушайте рассуждение ребят и догадайтесь, о чем идет речь. (Демонстрация видеоролика “Устами младенца”. Приложение № 1.
- О чём говорят малыши? О чём речь? Что должно быть у всех людей? За что мы любим наших близких?
Воспитанники: - Малыши говорили о доброте.
Воспитатель: - Скажите, все ли люди бывают добрыми?
Воспитанники: - Нет, среди людей бывают и злые люди.
Воспитатель: - Какие проблемы создают злые люди в жизни, и какие?
Воспитанники: - Вражда, зависть, конфликты.
Воспитатель: - Правильно! Тема нашего занятия: “Дорога к доброте” Слайд № 1.
Как вы думаете, зачем нужно говорить о доброте? (Наводящими вопросами воспитатель подводит детей к формулировкам следующих задач: чтобы знать, что такое доброта и какой человек может считаться добрым, чтобы самим стать добрее.)
Воспитатель: - Мы отправляемся с вами в Царство доброты. Перед нами волшебные ворота в это царство. Но попасть туда может только тот, кто выполнит следующий указ.
Глашатай: (предлагаю воспитаннику из младшей группы, сыграть роль глашатая).
Всем! Всем! Всем! Слушайте!
Наш присветлейший царь приказывает:
немедленно, перестать всем, быть злыми
и отныне иметь лишь доброе сердце!
Тот, кто ослушается приказа, будет
Изгнан из нашего царства!
Воспитатель: - Выполним ли этот указ? Можно ли злого человека заставить быть добрым?
(Ответы детей)
Воспитатель: - К сожалению, вы правы, указ невыполним. Но как, же нам пройти через ворота?! Нам поможет волшебный клубочек, ведь именно он указывает в сказках дорогу. А что это тут за него зацепилось? Какие-то ключи. Обсудите в группе высказывания. Помещённые на ключах. Как вы понимаете эти высказывание? Согласны ли вы с Великими мудрецами? Приложение № 2.
(Группам выдаются ключи из плотной бумаги, с написанными на них высказываниями о доброте)
После обсуждения в группе дети высказывают своё мнение).
Кого же считают добрым? Рассмотрим только три признака доброго человека.
(Волшебный клубочек ведет нас ко второй нерешенной проблеме. В конверте задание: раскрыть качества гуманного человека). Слайд № 2..
- Дети предварительно готовят информацию о добром человеке.
Первый ребенок: - Добрый - это, прежде всего, гуманный человек. Слайд № 3. А гуманность - это человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. Гуманность - это стремление человека делать добро всем людямСлайд № 4.
Получается, что добрый - это тот, кто делает добро. Подходит, например, малыш к папиному знакомому. А тот ему тут же конфетку протягивает. И весь дядя такой мягкий, приятный в общении. Он улыбается ребенку, его маме. Доброта - прямо через край. Но вот к нему обращается нищий. И дядя преображается. Он заранее знает, что его обманывает подпольный миллионер. Он только переоделся нищим. Конечно, дядя ему ничего не подаст. Он ему такое скажет. Становится ясно: этот дядя ненавидит весь человеческий род.
Есть такое слово “благотворительность”. Оно происходит от двух слов — “творить благо”. Под благотворительностью понимают, прежде всего, конкретные поступки людей, делающих добро. Они не спрашивают, “что мне за это будет?”. Они делятся с другими тем, что у них есть. Слайд № 5.
Гуманный человек считает, что человеческая личность - это самая большая ценность. Он никогда не нарушит права другого человека. Он никогда не причинит ему боль. Даже к врагу своему он будет относиться по-доброму, гуманно. Такое отношение к людям принято называть гуманизмом.
Воспитатель: А. сейчас послушайте рассказ “Орден от врага” и ответьте на следующие вопросы: Дед знаменитого ученого В.И.Вернадского был военным хирургом. Он участвовал в знаменитом швейцарском походе А.В.Суворова. После штурма Чертова моста Суворов был вынужден оставить раненых. Ухаживать за ними остался Вернадский.
Госпиталь взял в плен французский маршал Массена. Каково же было удивление маршала, когда он прошелся по палатам: русские, французские, итальянские солдаты и офицеры.
Месье?! - маршал посмотрел на Вернадского. - Вы подбирали всех раненых после боя?
Наполеон Бонапарт, став одним из первым консулом Французской республики, учредил орден Почетного легиона. Вернадский был награжден одним из первых.
Воспитатель: Попытайтесь объяснить, почему медицину считают самой гуманной профессией в мире? Означает ли это, что любой врач - человек добрый и гуманный?
Воспитатель: Волшебный клубочек ведет нас к третьей нерешенной проблеме. В конверте задание: раскрыть качества справедливого человека. Слайд № 6.
Воспитанник - Добрый человек - это справедливый человек. Слайд № 7..
Такой человек не дает воли собственным чувствам и страстям. Он умеет честно оценить свои и чужые поступки. Он никогда не воспользуется чужой слабостью. Он всегда похвалит другого за самое небольшое благодеяние. Он признает свой недостаток или поражение. Справедливый человек простит чужую жадность и завистливость. Он будет относиться к ним как к болезни. А больного нельзя наказывать презрением за его болезнь. Справедливый человек будет делать все, чтобы больной излечился от своих недугов.
И самое главное. Справедливый человек всегда оценивает свои и чужие поступки с позиций морали и права. Даже если ему не нравится закон, он его не нарушит. Даже если неблаговидный поступок совершил его лучший друг - он его не одобрит.
Воспитатель: - Встречали ли Вы справедливых людей? Попытайтесь справедливо рассудить: В одной из телепередач был рассказан такой случай.
С территории посольства иностранного государства в Москве на велосипеде выехал мальчик. Покатавшись, он приблизился к собачьей будке. У собаки недавно родились щенки. Мальчик повел себя неосторожно, и собака его укусила. На рев прибежали родители. Собаку связали и бросили в газовую камеру. Оттуда ее удалось вызволить, но через два дня она умерла. Хозяева собаки подали в суд и предъявили иск родителям мальчика в размере 500 тысяч долларов за нанесенное морального вреда.
-Как вы думаете, удовлетворил суд этот иск? Что важнее – здоровье мальчика или жизнь собаки, кормящей щенков? Все ли люди в цивильных странах являются цивилизованными?
Воспитатель: Волшебный клубочек ведет детей к четвертой нерешенной проблеме.
В конверте задание: раскрыть качества, владеющего собой человека. Слайд № 8.
Воспитанник - Добрый - это владеющий собой человек. Слайд № 9 Посмотрите, что иногда делается на переменах! Каких только слов в адрес друг друга не говорят ученики - те люди, которым долго жить среди людей.
Да, обидно услышать о себе дурное слово. Но добрый человек никогда не унизит себя и другого таким же ответом. Он промолчит. Или скажет, что не обиделся. Он не подаст вида, что ему плохо. И это будет его маленькой победой не только над обидчиком, но и над самим собой. Он останется добрым человеком!
Воспитатель: Придумайте по два варианта продолжения каждой из следующих ситуаций:
а) Коля взял у Сережи из сумки конфеты без разрешения, а Сережа заметил и...
б) мама, расстроившись от непослушания сына, повысила на него голос, а тот...
в) бездельник позавидовал предприимчивому человеку и написал на него лживое письмо, а тот…
г) хулиганы пристали на улице к школьнице, мимо шел ученик из ее класса и...
Воспитатель: Что такое гуманность и почему добрый человек обязательно является гуманным человеком? Что такое благотворительность? Какое отношение она имеет к доброте и гуманности? Какого человека можно назвать справедливым и почему справедливость - признак доброты? Почему добрый человек - это человек, умеющий владеть собой?
Физкультминутка “Антоним”.
Воспитатель: Волшебный клубочек ведет детей к пятой нерешенной проблеме. В конверте задание: Составление портретов “Доброго” и “Злого” человека. Слайд № 10.
Воспитатель: Давайте попробуем составить портрет доброго и злого человека. Каждая группа получает список человеческих качеств “Приложение № 3. Слайд № 11..
Обсудив в группе, ребята называю качества доброго и злого человека. На доске помещены два лица: одно - доброе, другое - злое. Воспитанники пишут фломастером на доске качества. Вокруг доброго лица - положительные качества в виде солнышка. Вокруг злого лица отрицательные качества в виде ёжика.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на то, что у нас получилось. Скажите, каков же добрый человек? На что он похож? А злой? Каков он? Хочется ли с ним общаться? (Ответы детей).
Воспитанники: Правильно! Добрый человек как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся. Злого же человека избегают, чтобы “не уколол”.
Воспитатель: Волшебный клубочек ведет детей к шестой нерешенной проблеме “А хотите ли вы узнать добрые ли вы”? Слайд № 12.
Воспитатель: Давайте проведём небольшое исследование. Поднимите руку те, кто считает себя добрым. А теперь посовещайтесь в группе и назовите трех самых добрых человека в нашей группе. (Ответы детей. Каждый, кого называют, берёт себе жетон-звёздочку).
Воспитатель: И так, давайте подведём итог нашего исследования. Кто получил больше всех звёзд? (Вручение медалей “Самому доброму человеку” )
Волшебный клубочек ведет детей к седьмой нерешенной проблеме “Не делай добра – не получишь и зла”. Слайд № 13.
Воспитатель: Есть ли желающие принять участие в небольшой сценке. (Выходят дети по желанию). Предлагаю детям вытянуть жребий, кому попадет листочек с героем притчи, тот ребенок должен сыграть роль этого персонажа. В каждом конверте слова героя. Воспитанники знакомятся с текстом притчи и разыгрывают сценку.
“Шел охотник по лесу, вдруг видит дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: “Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево”. Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовиться укусить. Взмолился охотник: “Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас”?
“На то я и змея - ответила она. Тут на счастье охотника пробегала мимо лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать”.
Воспитатель: Значить не надо делать добра? Жить по пословице “Не делай добра - не получишь и зла”? Может и у вас случались ситуации, когда за добрые дела вас наказывали (Дети приводят свои примеры из жизни).
Воспитатель: Я хочу, чтобы вы в любой жизненной ситуации помнили слова Габриеля Гарсия Маркеса “Всегда найдутся люди, которые хотят причинить тебе боль. Но нужно продолжать верить людям, только быть чуть - чуть осторожнее”. Слайд № 14.
ЗАПОМНИТЕ: ДОБРО СИЛЬНЕЕ ЗЛА! Слайд № 15.
Воспитатель: Волшебны клубочек ведет нас к восьмой нерешенной проблеме.
Упражнение: “Ваш недруг и обидчик”.
1. Представьте себе, что Ваш недруг и обидчик оказался в проруби. Силы его покидают. Вокруг - ни души. Выберите вариант своих действий:
а) прошел мимо;
б) побежал за помощью;
в) постарался помочь.
Предположим, Вы выбрали вариант “в”. Спасенный Вами тут же скрылся, не поблагодарив. Но сами Вы оказались в воде. И тут появляется третий человек - еще один Ваш недруг и обидчик. Что бы Вы ему сказали? (Это задание можно выполнить письменно).
Воспитатель: Волшебный клубочек ведет нас к девятой нерешенной проблеме.
Задание Найдите 2 лишних слова:
Слайд № 18. - Раскаяние, жалость, прощение, помощь, месть, похвала, искупление, унижение, справедливость. Объясните свой выбор.
Воспитатель: Вспомните кинофильмы, в которых добро побеждает зло, а также те, в которых зло побеждает добро. Кратко расскажите их суть. Каких фильмов оказалось больше?
Сегодня мы говорили с вами о замечательном человеческом качестве, о доброте. Мы определили качества доброго человека. К сожалению, мы не решили проблему, как всех людей сделать добрыми. Слайд № 19..
- Относиться к людям с добротой, с пониманием;
- Не осуждать людей;
- Принимать их такими, какие они есть на самом деле;
- Уважать старших.
Воспитатель: когда человек добрый он всегда улыбчивый, оказывается, 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с людьми. Что значит правильно общаться? (ответы детей).
Но каждый из нас, я думаю, начнёт с себя. Ну что же, нам пора покидать Царство доброты. А волшебный клубочек, который привел нас сюда, выведет нас обратно. (Тренинг “Связующая нить”) Сейчас клубочек покатится по рукам. Пока он у вас в руках, вы можете пожелать доброе своему соседу, можете рассказать, как вы себя чувствуете, какое у вас настроение, а потом передайте клубочек дальше, но ниточку из рук не выпускайте. (Дети высказываются. Когда клубочек возвращается к воспитателю все оказываются связанными одной нитью).
Воспитатель: А теперь натяните ниточку, почувствуйте, что на том конце ваш друг, почувствуйте себя единым целым. И в заключение нашего путешествия я хочу вам пожелать: крепкого здоровья и успехов в учебе, а еще поблагодарить вас за активное участие на занятии.
Домашнее задание:
Перед зеркалом вылепить из самого себя скульптуру под названием “Бодрость, уверенность, сила, жизнерадостность”. Запомнить позу и мимику. “Надевать и носить” эту позу три раза в день
Литература
- Л.М. Аболин, доктор психологических наук, профессор, декан факультета педагогии и психологи Казанского социально- юридического института, главный научный сотрудник института среднего профессионального образования РАО.
- Н.И. Дереклева, модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2006. – 128 с. – (Педагогика. Психология. Управление)
- Интернет ресурсы: http://my.1sept.ru
- Я. В. Соколов, А. С. Прутченков “Граждановедение”
- О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я