Разработка урока-обобщения для 10-го класса "Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений величин"

Разделы: Математика


Цели и задачи:

обучающие:

показать возможности использования дифференциального исчисления для решения задач прикладного характера;

систематизировать и обобщить знания учащихся по теме;

проконтролировать умения и навыки решения задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции, задач на оптимизацию,

развивающие:

сформировать представления о методе математического моделирования как об одном из методов познания,

воспитательные:

научить учащихся работать в группах, выражать собственное мнение, принимать решения, оценивать себя и давать оценку товарищам, тем самым формировать ключевые компетенции учащихся.

Оборудование:

самодельные таблицы:

а) алгоритм решения задачи с помощью уравнения,

б) алгоритм составления математической модели;

в) эпиграф (записан на доске);

г) план урока на доске;

д) карточки;

е) словари, учебные пособия.

Ход урока

Организационный момент - 1-2 минуты.

I этап урока.

Цели:

  • повторить и закрепить правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
  • разрешить коллизию, возникшую при нахождении наибольшего или наименьшего значений функции на интервале или луче.

Время, отведенное на I этап - 25 минут.

Формы работы:

а) Самостоятельная работа, по трехуровневым вариантам:

I вариант - общеобразовательный, базовый уровень, обязательный;

II вариант - средний уровень, т.е. выше базового;

III вариант - повышенный уровень.

Все варианты решают задачу о нахождении наибольшего и наименьшего значений функций:

I вариант

II вариант

III вариант

Итоги самостоятельной работы (на следующем уроке выставляется оценка в журнал).

б) Разрешение коллизии, возникшей при нахождении наибольшего и наименьшего значений функций в III варианте, те. на интервале (0;3).

Учитель: "Как же быть, если интервал для нахождения наибольшего или наименьшего значений функции открытый или луч?"

От учащихся поступают предложения:

- Используя непрерывность функции, перейти к отрезку.

- Использовать теорему о единственной критической точке на интервале.

- Использовать сравнение значений функций в критической точке и в бесконечно малой окрестности этой точки.

Учитель: "Проблема нахождения наибольшего или наименьшего значений функции на интервале или луче решена. Возникает другая проблема: каким способом пользоваться лучше. Попробуйте дома найти решение этой проблемы, обосновать свой выбор".

Итогом I этапа служит решение поставленной проблемы.

II этап урока

Новый материал: Метод математического моделирования как метод познания.

Цель этапа заключена в эпиграфе (учитель читает вслух): "Особенную важность имеют не методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды". П.Л.Чебышев, XIX век.

План изучения темы (кратко на доске):

Методы познания (не более 5 минут) Можно предложить учащимся подготовить сообщение, можно самому учителю.

Учитель, пользуясь Философским словарем и справочником школьника по философии, напоминает учащимся, что понимают в философии под методом познания.

Цель: среди известных методов познания найти метод моделирования.

Метод математического моделирования как частный метод моделирования и познания (не более 5 минут).

Учитель рассказывает о математических моделях и их свойствах.

Затем делаются выводы и дальнейшие рассуждения: известные математические модели: геометрические, словесные, графические, алгебраические.

Вопрос к классу: "Где уже встречался метод математического моделирования?"

Ответ: 5, 6, 7, 8, 9 класс в теме "Решение задач с помощью уравнений".

Учитель обращается сразу к двум таблицам и проводит между ними аналогию:

I таблица.

Алгоритм решения задачи с помощью уравнения

II таблица.

Алгоритм составления математической модели.

Ввести переменную, выразить все данные задачи через нее, т.е. перевести на язык математики. Составить уравнение. Составление модели
Решить уравнение Работа с моделью
Вернуться к тексту задачи. Истолковать ответ, используя полученное решение. Ответить на вопрос задачи

Учитель ставит еще одну проблему и предлагает решить ее дома - составить и решить с помощью уравнения любую задачу. Проверить решение в соответствии с этапами моделирования.

Оценка за домашнюю работу выставляется в журнал на следующем уроке.

Задачи "на оптимизацию". Применение методов дифференциального исчисления для решения задач на оптимизацию (15 минут).

а) Понятие "оптимизация" (от латинского "optimum" - наилучший)

б) Виды задач на оптимизацию:

1-й вид - улучшение достигается за счет коренных качественных изменений, например, выбор новых конструктивных решений, переход на новую технологию изготовления.

2-й вид - качественная сторона остается неизменной, но меняется количественные показатели.

Будут рассмотрены задачи 2-го вида. В таких задачах требуется найти наибольшее или наименьшее значения функций.

в) Вопросы учителя к классу:

- Какие специалисты используют знания для оптимизации процессов производства?

(ответ: учителя, военные, инженеры, экономисты и т.д.)

- Как же связана тема нахождения наибольшего или наименьшего значений функции с решением задач на оптимизацию и методом математического моделирования?

Для ответа на поставленный вопрос учитель обращается к заранее заготовленным на доске задачам:

№1 Дано: ABCD - прямоугольник

PABCD=56см.

SABCD-наибольшая

Найти: стороны AB и AD.

Решение:

Пусть AB=x, AD=y. Тогда PABCD=2х+2у.

Известно, что PABCD=56см.

Выразим у через х: у=28-х.

SABCD=х-у.

Значение ее наибольшее.

Выразим SABCD как функцию от х: S(x)=x(28-x)=28x-x2, 0<x<28.

Найдем, при каком х S(x) принимает наибольшее значение на (0;28).

а) S'(x)=28-2x,

б) 28-2х=0, х=14.

в) 14I (0;28) и является единственной критической точкой на (0;28).

Значит, в этой точке функция S(x) принимает свое наибольшее или наименьшее значения: S(14)=196.

Выберем х=13 (13I (0;28)) и сравним S(13) и S(14):

S (13) =195,

195<196, значит, S(13)<S(14)/

Итак, при х=14, у=14, площадь прямоугольника ABCDнаибольшая.

Ответ: AB=AD=14.

Ученик комментирует решение, отвечая на вопрос учителя, показывает этапы математического моделирования.

№2. Разбирается задача из учебника Колмогорова. Подчеркивается переход от интеграла к отрезку на основе непрерывности функции (п.25 стр.156-157).

Домашнее задание предлагается из тренировочных материалов к ЕГЭ-2005, ЕГЭ-2006 по этой теме (любого автора).

Итогом II этапа служит осознание учащимися связи метода математического моделирования и методов познания, а также применение его для решения задач на оптимизацию.

III этап урока.

Цель: подвести итоги новой темы (3 минуты)

а) термины (на доске),

б) алгоритмы и формулы (на доске),

в) обратная связь (учитель предлагает карточки, где отношение к уроку выражено символами J или K , или L .

IV этап урока.

Цель: формирование практических и коммуникативных компетенций учащихся (30-40 минут)

Работа в группах (рекомендуется оставить I - базовый уровень, II - средний, III - выше среднего.)

Решить, обсудить, вынести на бумажных носителях для обсуждения.

Поставить оценку в группе как КПД - коэффициент полезного действия (т.е. участие каждого члена группы).

V этап урока.

Заключительный

Цель: подведение итогов всего занятия, выставление оценок.

Список литературы.

  1. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. 10-11. - М.: Просвещение, 1992 год.
  2. Возняк Г.М., Гусев В.А. Прикладные задачи на экстремумы. - М.: Просвещение, 1985г.
  3. Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. 10-11. - М.: Просвещение, 2000-2006 год.
  4. Научно-педагогический журнал "Математика в школе" 2002-2007гг. (задачи ЕГЭ на экстремумы).
  5. Хургин Я.И. Ну и что? (Разговоры математика с биологами и радистами, врачами и технологами:о математике и ее связях с другими науками). - М.: Молодая гвардия, 1967г.