Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Учитель-новатор в начальной школе все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Данная программа рассчитана на 22 часа. Предложенное распределение часов примерное, может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов. Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2-4 классы – 40 минут. Материал программы курса опирается на следующие понятия:
Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
Тема исследовании отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Цель формируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Требования к уровню освоения содержания программы.
- В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.
- Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.
- В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
- В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Что такое исследование? |
1 |
Беседа |
2 |
Как задавать вопросы? |
1 |
Тренинг |
3 |
Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра–исследование |
1 |
Тренинг |
4 |
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? |
1 |
Практикум |
5 |
Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность) |
1 |
Семинар |
2 класс
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Научные исследования и наша жизнь |
1 |
Беседа |
2 |
Методы исследования. Эксперимент познания в действии |
1 |
Беседа |
3 |
Основные логические операции. Учимся выделять идеи, выделять главное и второстепенное |
1 |
Практикум |
4 |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы |
1 |
Практикум |
5 |
Презентация исследовательской работы (групповая деятельность) |
1 |
Семинар |
3 класс
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Наблюдение и экспериментирование |
1 |
Беседа |
2 |
Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования |
1 |
Практикум |
3 |
Правильное мышление и логика |
1 |
Тренинг |
4 |
Как подготовиться к защите |
1 |
Семинар |
5 |
Презентация исследовательской деятельности |
2 |
Семинар |
4 класс
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске |
1 |
Практикум |
2 |
Культура мышления |
1 |
Беседа |
3 |
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии |
1 |
Тренинг |
4 |
Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов |
1 |
Практикум |
5 |
Презентация исследовательской работы (индивидуальная работа) |
2 |
Семинар |
Приложение 1. Презентация.
Приложение 2. Конспекты уроков.
Приложение 3. Упражнения и задания к занятиям.
Литература
- Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006.
- Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003
- Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся. – Волгоград, 2009.
- Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика 2005.
- Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование 1998.