Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, определяя цели общего образования на современном этапе, подчеркивает необходимость ориентации учащихся средней школы на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности, обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Содержание курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей. Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности.
Курс рассчитан на 17 часов, может быть использован в 10-11-х классах общеобразовательных школ, классах с углубленным изучением русского языка, в профильной школе.
Цели элективного курса:
- обобщить речеведческие знания учащихся;
- закрепить навыки грамотной ситуативной речи;
- активизировать внимание учащихся к собственной устной и письменной речи;
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку в различных сферах общения.
В общеобразовательных школах количество часов на изучение русского языка как «живого», обслуживающего жизнь человека в реальных жизненных ситуациях недостаточно, учащиеся воспринимают предмет как нечто, оторванное от их повседневной жизни, как свод правил, необходимых лишь при выполнении упражнений на уроках. Поэтому так проблемно для них создание обычного школьного сочинения и сочинения в рамках ЕГЭ. Очень часто даже взрослые люди, имеющие высшее образование, умеют пользоваться языком в ограниченном числе речевых ситуаций, затрудняются в написании обычного письма, объявления, заявления, докладной записки, живая устная речь не нормативна, изобилует этическими, коммуникативными ошибками. Темы, связанные с использованием языка в ситуациях речевого общения, ограниченно представлены в наиболее часто используемых в школе программах, это приводит к тому, что учащиеся приходят к окончанию школы недостаточно подготовленными в области речеведения.
Данный элективный курс направлен на формирование, кроме коммуникативных, важных учебных компетенций учащихся, организационных, социальных. Он решает важную задачу филологического образования в школе - формирование навыков грамотной устной и письменной речи. В курсе «Язык в сферах общения» приводятся в систему и дополняются знания учащихся, полученные при изучении речеведческих тем в 5-9-х классах, что способствует постижению языка на основе анализа его функционирования в речи, получению дополнительных знаний, умений и навыков по русскому языку, переосмыслению целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе».
Курс является предметно-, позиционно- и смысло- ориентированным, вопросы, рассматриваемые в нем, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Курс направлен на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения надпредметными умениями и навыками, которые позволят им лучше адаптироваться дальнейшей жизни.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса «Язык в сферах общения» рекомендованы формы работы, расширяющие традиционную классно-урочную систему: лекция, практикум, семинар, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, дискуссия, написание проектных и исследовательских работ.
Модель изучения тем курса
1. Справочно-ознакомительный этап: лекция учителя, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ.
2. Тренировочный этап: практикум, семинар, дискуссия, ролевая и ситуационная игра.
3. Контролирующий этап: написание проектных и исследовательских работ, докладов, рефератов.
Содержание обучения
Введение (1 час)
Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации. Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически-нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная, книжная, разговорная, просторечная лексика. Общенародная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу распространения.
Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях (15 часов)
Тема 1. Этикетные формулы общения. (1 час)
«Вежливые» слова. Русский речевой этикет – приветствия.
Тема 2. Способы организации бесконфликтной сферы общения. (1 час)
Толерантное общение. Учимся вести переговоры, переговоры без поражения. Теория и практика спора.
Тема 3. Язык общения с аудиторией. (1 час)
Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи.
Тема 4. Сфера эпистолярного общения. (1 час)
Структура письма. Выделение видов писем по стилистике: деловые, частные, письма в газету; по цели высказывания: дружеские, любовные, письма – поздравления, письма – пожелания, письма – информация. Жанр публицистики - письмо. Д.Лихачёв «Письма о добром и вечном».
Тема 5. Язык СМИ. (1 час)
Язык рекламы.
Тема 6. Сфера молодежного общения. (1 час)
Жаргонизмы в молодежной среде. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в литературном языке.
Тема 7. Культура общения по телефону. (1 час)
Культура SMS-сообщений. Мобильный этикет.
Тема 8. Коммуникация в компьютерных сетях. (1 час)
Маскарадная коммуникация в сети. Компьютерный жаргон.
Тема 9. Решение речевых задач. (1час)
Тема 10. Сфера делового общения: совещание, пресс- конференция, договор, приказ. (1 час)
Тема 11. Сфера делового общения: автобиография, резюме. (1 час)
Тема12. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление. (1 час)
Тема 13. Язык профессиональной сферы общения. (1 час)
Тема 14. Употребление диалектизмов. Преодоление диалектных ошибок в речи. (1 час)
Тема 15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной среде. (1час)
Заключение (1 час)
Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи.
Тематическое планирование курса (17 часов)
№ п/п |
Название тем курса |
Количество часов всего |
Количество часов по теме |
Форма занятий |
|
Введение |
1 ч |
|
|
1 |
Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации. Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически-нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная, книжная, разговорная, просторечная лексика. Общенародная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу распространения. |
|
1 ч |
Лекция, доклады |
|
Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях |
15 ч |
|
|
2 |
Тема 1. Этикетные формулы общения. «Вежливые» слова. Русский речевой этикет – приветствия. |
|
1 ч |
Лекция, ролевая и ситуационная игра |
3 |
Тема 2. Способы организации бесконфликтной сферы общения. Толерантное общение. Учимся вести переговоры, переговоры без поражения. Теория и практика спора. |
|
1 ч |
Лекция, дискуссия, ролевая и ситуационная игра |
4 |
Тема 3. Язык общения с аудиторией. Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи. |
|
1 ч |
Лекция, доклады, ролевая и ситуационная игра |
5 |
Тема 4. Сфера эпистолярного общения. Структура письма. Выделение видов писем по стилистике: деловые, частные, письма в газету; по цели высказывания: дружеские, любовные, письма – поздравления, письма – пожелания, письма – информация. Жанр публицистики - письмо. Д.Лихачёв «Письма о добром и вечном». |
|
1 ч |
Лекция, практикум |
6 |
Тема 5. Язык СМИ. Язык рекламы. |
|
1 ч |
Лекция, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, доклады |
7 |
Тема 6. Сфера молодежного общения. Жаргонизмы в молодежной среде. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в литературном языке. |
|
1 ч |
Лекция, дискуссия, написание проектных и исследовательских работ, рефераты
|
8 |
Тема 7. Культура общения по телефону. Культура SMS-сообщений. Мобильный этикет. |
|
1 ч |
Лекция, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, доклады |
9 |
Тема 8. Коммуникация в компьютерных сетях. Маскарадная коммуникация в сети. Компьютерный жаргон. |
|
1 ч |
Лекция, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, доклады |
10 |
Тема 9. Решение речевых задач. |
|
1 ч |
Практикум, ролевая и ситуационная игра |
11 |
Тема 10. Сфера делового общения: совещание, пресс-конференция, договор, приказ. |
|
1 ч |
Лекция |
12 |
Тема 11. Сфера делового общения: автобиография, резюме. |
|
1 ч |
Практикум |
13 |
Тема 12. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление |
|
1 ч |
Практикум |
14 |
Тема 13. Язык профессиональной сферы общения. |
|
1 ч |
Лекция, поиск информации из разных источников, доклады |
15 |
Тема 14. Употребление диалектизмов. Преодоление диалектных ошибок в речи. |
|
1 ч |
Лекция, самостоятельная работа по теме |
16 |
Тема 15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной среде. |
|
1 ч |
Лекция
|
|
Заключение |
1 ч |
|
|
17 |
Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи. |
|
1 ч |
Семинар, написание проектных и исследовательских работ, докладов, рефератов |
Литература
1. Абрамов В. Проблема национальной безопасности.- Журнал
«Педагогический вестник Кубани», №3, 2006.
2.Антонова Е. «Тайна текста», но не тайна методики.- Газета «Русский язык», № 11, 2003.
3. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
4. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1978.
5. Божко Н.М. Учение с увлечением: элективный курс по основам языкознания. – Волгоград: Издательство “Панорама”, 2006.
6.Бугаева И.В. Этикет в православной среде.- Журнал «Русский язык в школе и дома », № 4, 2006.
7. Бугаева И.В. Православный врач, православный адвокат…- Журнал «Русская речь», 2008, №2.
8. Бугаева И.В. Турист и паломник.- Журнал « Русский язык в школе и дома». 2007,№3.
9. Гамаюнова Т.Н.Гнилое слово да не сойдет с уст ваших!- Газета «Последний звонок»,№8, 2007.
10. Грачев М.А.Механизм перехода арготизмов в общенародный язык.- Журнал «Русский язык в школе», №6, 1985.
11. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001.
12. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981.
13. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
14. Дроздова О. Лингвистические исследования учащихся – это реально.-
Газета «Русский язык», № 37, 2003.
15. Зарецкая Е.Н.Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 2001.
16. Ермакова О.П. Источники пополнения жаргона. – Газета «Русский язык », №40, 1999.
17. Иванилова Н.И., Хижняк С.В.Чем болен наш язык? – Журнал «Педагогический вестник Кубани», №1, 2005.
18. Какорина Е. Язык средств массовой коммуникации. - Газета «Русский язык»№46, 1999.
19. Кронгауз М. Новое в речевом этикете. - Газета «Русский язык»№ 3, 2001.
- Крылова О. Русский речевой этикет – приветствия .- Газета «Русский язык»№ 7, 2001.
20. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
21. Ладыженская Т. Будь своему слову господин. -
Газета «Русский язык»№ 3, 2004.
22. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
23. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., “Педагогика”, 1974.
24. Лихолитов П.В. Компьютерный жаргон.- Журнал « Русская речь», №3, 1997.
25. Петрановская Л.Игры, которые учат общаться.- Газета «Русский язык»,№ 30, 2001.
26. Петрановская Л. Учимся вести переговоры.- Газета «Русский язык»,№ 30, 2001.
27. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора.- Газета «Русский язык»,№ 30, 2001.
28. Подрабинек К. Много жаргонов, хороших и разных. – Газета « Русский язык», № 40, 1999.
29. Резниченко О., Суняйкина Т. Речь современной молодежи: этический аспект.- Журнал «Педагогический вестник Кубани» ,№ 3(41),2007.
30. Редакционная статья. Языковое общение. - Газета «Русский язык», № 30, 2001.
31. Розанова Н. Язык в общении. - Газета «Русский язык», № 30, 2001.
33. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд., доп. И перераб. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
34. Русский язык и культура речи. Под ред.В.Д. Черняк. М., 2004.
35. Саляев В.А. Об основных этапах эволюции арготического слова. - Журнал «Русский язык в школе», №6, 1985.
36. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1996.
37. Сорвин К. Мысль изреченная, или Несколько бесед об ораторском искусстве. - Газета «Русский язык», №28, 1999.
38. Степанов С.С. Как говорит современный подросток. - Газета «Русский язык», №20, 2007.
39. Степова С.А. Компьютерный жаргон. М.,2003.
40. Толковый словарь русского языка начала 21 века. Актуальная лексика. Под ред. Скляровской Г.Н.,М.,ЭКСМО,2006
41. Турецкий Д. Поговорим о сленге. М., 2001.
42. Успенский Л.В. Культура речи (Размышления писателя). М., Знание, 1976.
43. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
44. Федорова Л. Маскарадная коммуникация в компьютерных сетях.- Газета «Русский язык», № 48, 2002.
45. Федорова Л. Общение и язык.- Газета «Русский язык», № 30, 2001
46. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. - Газета «Русский язык», № 30, 2001.
47. Харченко В.К.Молодежи о сквернословии.- «Русский язык в школе», №1, 1997.
48. Шапиро Н.Из записной книжки учителя.- Газета «Русский язык», № 37, 2003.
49. Шапиро Н.Учимся размышлять.- Газета «Русский язык»№ 46, 2002.
50. Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
51. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 3-е изд., перераб. и доп. /Гл. ред. М.Аксёнова; отв. Ред. Л.Петрановская. – М.: Аванта плюс, 2004.