Урок русского языка "Большая буква в именах собственных" во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Большая буква в именах собственных.

Цель: выработать у учащихся умения писать названия предметов, обозначающих группу однородных предметов и имена собственные; познакомить учащихся с именами собственными нашей местности; обучать учащихся умению писать письмо (надписывать конверт).

Оборудование: физическая карта, схема, конверты, портрет А. Кольцова, иллюстрации с изображением памятников, цветик-семицветик, сигнальные дощечки, карточки со словами, подарки с заданием, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Чистописание

Повторение 5-ти «золотых» правил русского языка

  • Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
  • Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания.
  • Переношу с одной строки на другую по слогам.
  • Помню о красной строке.
  • Пишу, проговаривая себе по слогам.

- Прочитайте слово Воронеж. Что это такое? Поставьте ударение. Почему написали безударную гласную о?

- А что такое Воронежский? От какого слова образовано это слово? При помощи чего образовано слово? Почему в этом слове написали букву о? (Слова-родственники.)

- Сегодня мы отправимся на экскурсию по городу. А поможет нам цветик-семицветик.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели!

- Вели подъехать автобусу к школе!

III. Объявление темы и цели урока

- Заполним заявку на экскурсию, куда должен подъехать автобус.

Заявка:

Город:
Район:
Улица:
Дом:

- Как написали? Почему?

- Определите тему урока-экскурсии. («Большая буква в именах собственных».)

- Назовите цель нашего урока.

- В пути мы вспомним, как пишутся названия городов, рек, улиц, т.е. все географические названия.

- Сделайте вывод о написании географических названий.

IV. Работа по теме урока

На доске:

… – большой промышленный город. Расположен к югу от ... Он стоит на краю … возвышенности, в живописном месте, среди лесов и степей. Через город протекает река... Она впадает в …

- Экскурсовод хотел рассказать нам о городе Воронеж, но из текста выпали слова. Вам надо помочь восстановить текст экскурсовода.

Схема (на доске).

Карточки: Воронеж, Москвы, Среднерусской, Воронеж, Дон.

Ответы на вопросы:

- Большой промышленный город…

- Как он расположен?

- На какой возвышенности стоит город?

- Какая река протекает через город?

- Куда впадает река Воронеж?

- Как пишутся названия рек, городов, географических объектов?

Физкультминутка

Мы едем, едем, едем
В далёкие края
Весёлые соседи,
Хорошие друзья!

- Наш автобус подходит к самому уютному поэтическому уголку города. Этот сквер так назван в честь нашего земляка, русского поэта XIX века. Кто этот поэт? (Алексей Васильевич Кольцов.)

- Запишите. Как написали? Почему?

- Как назван уголок? (Кольцовский сквер.)

- Запишите. Как написали? Почему?

- Что означает слово «сквер»? Прочитаем определение в толковом словаре.

На доске:

Самый уютный поэтический уголок города  Кольцовский сквер. Он назван так в честь нашего земляка, русского поэта Алексея Васильевича Кольцова.

- Прочитайте текст. О ком он? Сколько в нём предложений? Как определили? Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему? Найдите предлоги. Обратите внимание на трудные для написания слова (поэтический, Васильевич).

- Объясните орфограммы.

Учитель диктует текст, дети пишут под диктовку, затем проверка по тексту, записанному на доске (самопроверка, взаимопроверка).

- Какие ещё скверы нашего города вы знаете? (Петровский сквер.)

- Запишите. Как написали? Почему?

- В честь кого назван? Запишите. Как написали? Почему? Что о нём знаете?

- История нашего города неразрывно связана с историей России. Именно на воронежских просторах 300 лет назад молодой русский царь Пётр Первый начал строить первые военные корабли. Если спуститься к Воронежскому водохранилищу на Адмиралтейскую площадь, можно прикоснуться к истории российского флота.

- Конечно, мы посетили не все достопримечательные места  города. Знакомство с городом мы продолжим на классных часах.

V. Закрепление изученного материала. Творческое задание

- Дома напишите, пожалуйста, отзыв об экскурсии. Перед вами конверт. Сначала мы надпишем его. Нужно написать адрес школы.

- Сколько частей содержит надпись на конверте? (Адресат, адресант.) В надпись адресата и адресанта перечисляются город, улица, дом, поэтому нужно поставить запятые.

- Кто будет адресат?

- Кто будет адресант?

- Напишите адрес школы и свой адрес, адрес отправителя.

VI. Итог урока

- Вспомните тему урока. Чему учились на уроке? Как понимаете фразеологизм «открыть Америку»?

- Ответьте пословицей. (Грамоте учиться – всегда пригодится.)

- Где и как вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

- Какая буква  пишется в названии городов, рек, географических объектов?

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели!

- Вели вернуться в класс!

- Спасибо, ребята, за урок! Хочу на память о нашей экскурсии подарить вам подарки.

- Прочитайте, что написано. Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте.

СНЧИОУЛЧОИЬТ («Учись отлично».)