Тема: Большая буква в именах собственных.
Цель: выработать у учащихся умения писать названия предметов, обозначающих группу однородных предметов и имена собственные; познакомить учащихся с именами собственными нашей местности; обучать учащихся умению писать письмо (надписывать конверт).
Оборудование: физическая карта, схема, конверты, портрет А. Кольцова, иллюстрации с изображением памятников, цветик-семицветик, сигнальные дощечки, карточки со словами, подарки с заданием, толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Чистописание
Повторение 5-ти «золотых» правил русского языка
- Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
- Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания.
- Переношу с одной строки на другую по слогам.
- Помню о красной строке.
- Пишу, проговаривая себе по слогам.
- Прочитайте слово Воронеж. Что это такое? Поставьте ударение. Почему написали безударную гласную о?
- А что такое Воронежский? От какого слова образовано это слово? При помощи чего образовано слово? Почему в этом слове написали букву о? (Слова-родственники.)
- Сегодня мы отправимся на экскурсию по городу. А поможет нам цветик-семицветик.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
- Вели подъехать автобусу к школе!
III. Объявление темы и цели урока
- Заполним заявку на экскурсию, куда должен подъехать автобус.
Заявка:
Город:
Район:
Улица:
Дом:
- Как написали? Почему?
- Определите тему урока-экскурсии. («Большая буква в именах собственных».)
- Назовите цель нашего урока.
- В пути мы вспомним, как пишутся названия городов, рек, улиц, т.е. все географические названия.
- Сделайте вывод о написании географических названий.
IV. Работа по теме урока
На доске:
… – большой промышленный город. Расположен к югу от ... Он стоит на краю … возвышенности, в живописном месте, среди лесов и степей. Через город протекает река... Она впадает в …
- Экскурсовод хотел рассказать нам о городе Воронеж, но из текста выпали слова. Вам надо помочь восстановить текст экскурсовода.
Схема (на доске).
Карточки: Воронеж, Москвы, Среднерусской, Воронеж, Дон.
Ответы на вопросы:
- Большой промышленный город…
- Как он расположен?
- На какой возвышенности стоит город?
- Какая река протекает через город?
- Куда впадает река Воронеж?
- Как пишутся названия рек, городов, географических объектов?
Физкультминутка
Мы едем, едем, едем
В далёкие края
Весёлые соседи,
Хорошие друзья!
- Наш автобус подходит к самому уютному поэтическому уголку города. Этот сквер так назван в честь нашего земляка, русского поэта XIX века. Кто этот поэт? (Алексей Васильевич Кольцов.)
- Запишите. Как написали? Почему?
- Как назван уголок? (Кольцовский сквер.)
- Запишите. Как написали? Почему?
- Что означает слово «сквер»? Прочитаем определение в толковом словаре.
На доске:
Самый уютный поэтический уголок города Кольцовский сквер. Он назван так в честь нашего земляка, русского поэта Алексея Васильевича Кольцова.
- Прочитайте текст. О ком он? Сколько в нём предложений? Как определили? Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему? Найдите предлоги. Обратите внимание на трудные для написания слова (поэтический, Васильевич).
- Объясните орфограммы.
Учитель диктует текст, дети пишут под диктовку, затем проверка по тексту, записанному на доске (самопроверка, взаимопроверка).
- Какие ещё скверы нашего города вы знаете? (Петровский сквер.)
- Запишите. Как написали? Почему?
- В честь кого назван? Запишите. Как написали? Почему? Что о нём знаете?
- История нашего города неразрывно связана с историей России. Именно на воронежских просторах 300 лет назад молодой русский царь Пётр Первый начал строить первые военные корабли. Если спуститься к Воронежскому водохранилищу на Адмиралтейскую площадь, можно прикоснуться к истории российского флота.
- Конечно, мы посетили не все достопримечательные места города. Знакомство с городом мы продолжим на классных часах.
V. Закрепление изученного материала. Творческое задание
- Дома напишите, пожалуйста, отзыв об экскурсии. Перед вами конверт. Сначала мы надпишем его. Нужно написать адрес школы.
- Сколько частей содержит надпись на конверте? (Адресат, адресант.) В надпись адресата и адресанта перечисляются город, улица, дом, поэтому нужно поставить запятые.
- Кто будет адресат?
- Кто будет адресант?
- Напишите адрес школы и свой адрес, адрес отправителя.
VI. Итог урока
- Вспомните тему урока. Чему учились на уроке? Как понимаете фразеологизм «открыть Америку»?
- Ответьте пословицей. (Грамоте учиться – всегда пригодится.)
- Где и как вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
- Какая буква пишется в названии городов, рек, географических объектов?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели!
- Вели вернуться в класс!
- Спасибо, ребята, за урок! Хочу на память о нашей экскурсии подарить вам подарки.
- Прочитайте, что написано. Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте.
СНЧИОУЛЧОИЬТ («Учись отлично».)