Цель: Сформировать способность к решению уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым.
Задачи:
- Актуализировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание;
- Тренировать автоматизированный навык счета в пределах 9.
- Мыслительные операции необходимые на этапе проектировании: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создание игровой ситуации.
- Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1. Самим добывать новые знания.
(На доске открыт девиз урока Д1) <приложение>
В школу мы пришли учиться
В жизни это приходиться
Тот кто хочет много знать
Должен сам все постигать.
- Ребята, согласны ли Вы с его содержанием?
- Как Вы понимаете, что учение пригодится в жизни?
(Без знаний ничего не сделаешь)
- Выделите главное слово в последних двух строчках и объясните свой выбор.
(Слово "сам", т.к. мы учимся тогда, когда сами понимаем, чего мы не знаем и сами открываем новые знания.)
- Наш гость Самоделкин сам изобрел космические корабли и приглашает совершить путешествие.
На доске появляется картина с изображением Самоделкина и космических кораблей Д2. <приложение>
- У каких конструкций носы одинаковой формы?
- Какая это геометрическая фигура?
(Конус.)
- Ракеты готовы. В полет!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
- Актуализировать умение решать примеры на нахождение целого и части.
- Тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
- Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению.
- Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.
- Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 2.
На доске появляется Смайлик 1. Д3. <презентация>
Смайлик 1.
Девиз: Сначала надо повторить только самые нужные знания! И собрать плюсики в нашу корзину "Знаний".
- Готовы?
- Я предлагаю решить примеры на карточках Р -1.
(Примеры появляются на доске Д4). <приложение>
- Сверьте ответы с доской (на доске появляется эталон решения примеров Д7). <приложение>
- Распределите (устно) примеры на 2 группы и объясните.
(1 группа - примеры на сложение, находим целое.)
(2 группа - примеры на вычитание, находим часть.)
- Молодцы! В вашей корзине "Знаний" +.
2) Обобщение актуализированных знаний.
На доске появляется Смайлик 2.
Смайлик 2
Девиз: Посмотрим, что я собрал, что я повторил.
Мне это пригодится!
(Знаком + находим целое, знаком - находим часть).
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: Выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3.
Вставьте в окошко пропущенное число (Д-9) <приложение>
(8 - это 6 и 2 поэтому вставим 6, получаем 6+2 = 8).
Это равенство с "окошком" или с неизвестным числом.
Хотите узнать как называется такое равенство?
Запишите в таблицу ответы примеров в порядке возрастания и прочтите полученное слово.
Появляется слово УРАВНЕНИЕ. <презентация>
- Знакомо ли вам такое слово. Встречалось ли оно вам раньше?
Смайлик 3.
Девиз: Это красный шарик.
Мы такого еще не видели.
Значит это что - новенькое!
- Какая же будет тема
(Уравнение).
- Какую цель поставим перед собой?
(Узнать, что такое уравнения и научиться их решать.)
В математике называют такие равенства уравнениями.
Неизвестный компонент чаще всего в математике обозначают латинской буквой Х (икс).
Поставим его в "окошко" и получим равенство.
Прочтем запись.
- х+2=8 - это уравнение.
Х=6 - корень уравнения.
Мы решили уравнения с помощью подбора.
Что значит решили?
(Подобрали такое число Х, при котором равенство верно.)
Смайлик 4.
Девиз: Попробуем его достать!
Наше путешествие продолжается.
Работа в учебнике на с.20 №1. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?
- Надо подобрать предметы в мешок - часть, так, чтобы получилось верное равенство.
- Как называются такие равенства?
(Уравнения).
- Верно ли решено первое уравнение? Докажите. <презентация>
- Подберите решение для второго уравнения.
- Докажите
- Подберите решение для третьего уравнения.
- Докажите.
Учитель предлагает самостоятельное решение уравнения на карточке.
- Молодцы, вы все справились с заданием и теперь решите самостоятельно уравнение на карточке Р-3. <приложение>
Проверка: Чему равен х? (Появляются разные ответы.)
Смайлик 5.
Девиз: Решали, но не получается.
Что-то не так.
Надо подумать.
- Какое задание выполняли?
(Решали уравнения, в котором неизвестна часть).
- Чем это задание отличается от предыдущего?
(Много фигур, они разной формы и цвета.)
- А в чем возникло затруднение? (Мы путаемся).
Смайлик 6.
Девиз: Стоп! Почему не получилось?
- Если фигур становится больше - легче или труднее будет подбирать решение? (Труднее).
- Значит метод подбора подходит для небольшого количества фигур, а для большого количества нужен другой способ.
Какая же наша задача? (Найти новый способ решения уравнений).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- Уточнение цели проекта (открыть правило решения уравнения с неизвестной частью (слагаемым)).
- Определение средств (алгоритмы, модели, учебник).
- Построение плана достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4.
Смайлик 7.
Наша цель - придумать, как по - другому найти неизвестную часть в уравнении, который можно использовать для решения любых уравнений.
Какими знаниями для решения можем воспользоваться?
(Знаем части и целое)
- Назовите их в уравнении.
(Первый мешок - часть неизвестна)
(Второй мешок - часть известен, и известно целое)
- Какие правила о взаимосвязи частей и целого, как "волшебный ключик" помогают нам в самых разных ситуациях? <презентация>
Правило1: Целое равно сумме частей.
Правило 2: Чтобы найти часть, надо из целого вычесть часть.
- А теперь каждый из вас должен догадаться какое из этих правил подойдет?
"Секрет" > Применение правила (дети предлагают способ).
- Вычтите из обеих частей равенства поровну - фигурки из первого мешка.
Обозначьте вычитание зачеркиванием. Карточка Р-3 дети работают на доске.
- Удобно так искать неизвестное слагаемое?
(Да)
- Какое правило нам помогло.
(Нахождение части.)
Смайлик 8.
Девиз: Подумаю, как же мне действовать.
- Путь к заветному красному шарику.
Это план.(Д-5). <приложение>
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостаточных знаний.
- Зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала.
- Организовать решение уравнений и зафиксировать преодоление затруднений.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Дети с помощью учителя составляют план для решения уравнений (Д-5). <приложение>
Учитель предлагает план проговаривания решения уравнений Д-6. <приложение>
Читаю уравнение::::.
В этом уравнении части -:..и:.., целое - :.
Неизвестна часть. Чтобы найти неизвестную часть, надо из целого вычесть известную часть.
Х Равен разности::и::
Ответ: х равен:.
Смайлик 9.
Девиз: Действую по плану.
Учебник с.20 №3.
Дети действуют по плану Д6-Д5. <приложение>
- Что было известно?
(одна часть, целое.)
- Что требовалось найти?
(Другую часть)
- Чему же равна неизвестная часть или х ?
-Смогли преодолеть затруднения?
(Да)
- Что вам помогло? ("Секрет")
(Правило нахождения части.)
- Что позволяет вам открытый новый способ?
(Решать уравнения)
Физкультминутка
Раз, два - стоит ракета,
Три, четыре - самолет.
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре -
Руки выше,
Плечи шире.
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6.
Смайлик 10.
Девиз: Теперь в похожих ситуациях я знаю, что делать. У меня есть новый способ. Проговорю его еще раз!
Работа в парах с.20№4.
(Решают уравнения.)
Правило работы в парах: Каждый в паре имеет право высказать свое мнение, пока один говорит, другой должен внимательно слушать.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием по плану.
Проверка организуется по эталону Д-8. <приложение>
Смайлик 11.
Девиз: Посмотрим, получится ли применять у меня новый способ в похожих ситуациях.
С.21№5 (а) с комментированием по Д6. <<приложение>
7. Обработка умений по применению нового способа.
(самостоятельная работа с самопроверкой по эталону с.21№5(б)).
Смайлик 12.
Девиз: Проверю сам, как усвоен новый способ.
Цель:
- Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий.
- Организовать самооценку детьми правильности выполнения заданий (при необходимости коррекции возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7:
Взаимопроверка.
- У кого есть ошибки?
- В чем они.
- Сделайте вывод. Проверьте по эталонам.
8. Включение в систему знания и повторения.
Цель: Организовать тренинг решения простых задач.
Организация учебного процесса на этапе 8.
Смайлик 13.
Девиз: Поиграю, во что я уже умею,
Порешаю то, что знаю.
Дети решают задачи на папках - файлах со схемами задач.
Р2
Решение задач на файлах: <презентация>
1. У Пятачка было 3 синих шарика, а красных на 2 больше. Сколько красных шариков у Пятачка?
2. Пончик съел за день 9 пирожков. На завтрак - 5 пирожков, а остальные на ужин. Сколько пирожков он съел на ужин?
3. Доктор Айболит сначала вылечил 6 зверушек, а потом еще 2 лисички и 1 зайчика. Сколько зверей всего вылечил доктор Айболит?
4. Буратино решил на уроке 4 примера, а Мальвина 7 примеров. На сколько примеров Мальвина решила больше?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
- Оценить собственную деятельность на уроке.
- Получить домашнее творческое задание, как средство продолжить изучение материала.
Организация учебной деятельности на этапе 9.
Смайлик 14.
Девиз: Вот и все! Напоследок только оглянусь назад. Какую цель перед собой ставили.
(Узнать, что такое уравнение и научиться их решать)
- Достигли своей цели?
(Да)
- Докажите.
(Уравнение - это равенство с неизвестным числом и чтобы его решить надо следовать плану. Чтобы найти неизвестную часть надо из целого вычесть известную часть)
- Что дает нам новое знание?
(Научились сами и теперь можем научить других.)
Творческое задание: Для своего товарища можете сделать карточку с заданием на решение уравнения.