Урок ОНЗ по теме "Уравнения" (учебник Л.Г. Петерсон "Математика", 1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Сформировать способность к решению уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым.

Задачи:

  • Актуализировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание;
  • Тренировать автоматизированный навык счета в пределах 9.
  • Мыслительные операции необходимые на этапе проектировании: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  • Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создание игровой ситуации.
  • Определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе 1. Самим добывать новые знания.

(На доске открыт девиз урока Д1) <приложение>

В школу мы пришли учиться
В жизни это приходиться
Тот кто хочет много знать
Должен сам все постигать.

- Ребята, согласны ли Вы с его содержанием?

- Как Вы понимаете, что учение пригодится в жизни?

(Без знаний ничего не сделаешь)

- Выделите главное слово в последних двух строчках и объясните свой выбор.

(Слово "сам", т.к. мы учимся тогда, когда сами понимаем, чего мы не знаем и сами открываем новые знания.)

- Наш гость Самоделкин сам изобрел космические корабли и приглашает совершить путешествие.

На доске появляется картина с изображением Самоделкина и космических кораблей Д2. <приложение>

- У каких конструкций носы одинаковой формы?

- Какая это геометрическая фигура?

(Конус.)

- Ракеты готовы. В полет!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

  • Актуализировать умение решать примеры на нахождение целого и части.
  • Тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
  • Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению.
  • Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.
  • Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 2.

На доске появляется Смайлик 1. Д3. <презентация>

Смайлик 1.

Девиз: Сначала надо повторить только самые нужные знания! И собрать плюсики в нашу корзину "Знаний".

- Готовы?

- Я предлагаю решить примеры на карточках Р -1.

(Примеры появляются на доске Д4). <приложение>

- Сверьте ответы с доской (на доске появляется эталон решения примеров Д7). <приложение>

- Распределите (устно) примеры на 2 группы и объясните.

(1 группа - примеры на сложение, находим целое.)

(2 группа - примеры на вычитание, находим часть.)

- Молодцы! В вашей корзине "Знаний" +.

2) Обобщение актуализированных знаний.

На доске появляется Смайлик 2.

Смайлик 2

Девиз: Посмотрим, что я собрал, что я повторил.

Мне это пригодится!

(Знаком + находим целое, знаком - находим часть).

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: Выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3.

Вставьте в окошко пропущенное число (Д-9) <приложение>

(8 - это 6 и 2 поэтому вставим 6, получаем 6+2 = 8).

Это равенство с "окошком" или с неизвестным числом.

Хотите узнать как называется такое равенство?

Запишите в таблицу ответы примеров в порядке возрастания и прочтите полученное слово.

Появляется слово УРАВНЕНИЕ. <презентация>

- Знакомо ли вам такое слово. Встречалось ли оно вам раньше?

Смайлик 3.

Девиз: Это красный шарик.

Мы такого еще не видели.

Значит это что - новенькое!

- Какая же будет тема

(Уравнение).

- Какую цель поставим перед собой?

(Узнать, что такое уравнения и научиться их решать.)

В математике называют такие равенства уравнениями.

Неизвестный компонент чаще всего в математике обозначают латинской буквой Х (икс).

Поставим его в "окошко" и получим равенство.

Прочтем запись.

- х+2=8 - это уравнение.

Х=6 - корень уравнения.

Мы решили уравнения с помощью подбора.

Что значит решили?

(Подобрали такое число Х, при котором равенство верно.)

Смайлик 4.

Девиз: Попробуем его достать!

Наше путешествие продолжается.

Работа в учебнике на с.20 №1. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

- Надо подобрать предметы в мешок - часть, так, чтобы получилось верное равенство.

- Как называются такие равенства?

(Уравнения).

- Верно ли решено первое уравнение? Докажите. <презентация>

- Подберите решение для второго уравнения.

- Докажите

- Подберите решение для третьего уравнения.

- Докажите.

Учитель предлагает самостоятельное решение уравнения на карточке.

- Молодцы, вы все справились с заданием и теперь решите самостоятельно уравнение на карточке Р-3. <приложение>

Проверка: Чему равен х? (Появляются разные ответы.)

Смайлик 5.

Девиз: Решали, но не получается.

Что-то не так.

Надо подумать.

- Какое задание выполняли?

(Решали уравнения, в котором неизвестна часть).

- Чем это задание отличается от предыдущего?

(Много фигур, они разной формы и цвета.)

- А в чем возникло затруднение? (Мы путаемся).

Смайлик 6.

Девиз: Стоп! Почему не получилось?

- Если фигур становится больше - легче или труднее будет подбирать решение? (Труднее).

- Значит метод подбора подходит для небольшого количества фигур, а для большого количества нужен другой способ.

Какая же наша задача? (Найти новый способ решения уравнений).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

  • Уточнение цели проекта (открыть правило решения уравнения с неизвестной частью (слагаемым)).
  • Определение средств (алгоритмы, модели, учебник).
  • Построение плана достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4.

Смайлик 7.

Наша цель - придумать, как по - другому найти неизвестную часть в уравнении, который можно использовать для решения любых уравнений.

Какими знаниями для решения можем воспользоваться?

(Знаем части и целое)

- Назовите их в уравнении.

(Первый мешок - часть неизвестна)

(Второй мешок - часть известен, и известно целое)

- Какие правила о взаимосвязи частей и целого, как "волшебный ключик" помогают нам в самых разных ситуациях? <презентация>

Правило1: Целое равно сумме частей.

Правило 2: Чтобы найти часть, надо из целого вычесть часть.

- А теперь каждый из вас должен догадаться какое из этих правил подойдет?

"Секрет" > Применение правила (дети предлагают способ).

- Вычтите из обеих частей равенства поровну - фигурки из первого мешка.

Обозначьте вычитание зачеркиванием. Карточка Р-3 дети работают на доске.

- Удобно так искать неизвестное слагаемое?

(Да)

- Какое правило нам помогло.

(Нахождение части.)

Смайлик 8.

Девиз: Подумаю, как же мне действовать.

- Путь к заветному красному шарику.

Это план.(Д-5). <приложение>

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

  • Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостаточных знаний.
  • Зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала.
  • Организовать решение уравнений и зафиксировать преодоление затруднений.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Дети с помощью учителя составляют план для решения уравнений (Д-5). <приложение>

Учитель предлагает план проговаривания решения уравнений Д-6. <приложение>

Читаю уравнение::::.

В этом уравнении части -:..и:.., целое - :.

Неизвестна часть. Чтобы найти неизвестную часть, надо из целого вычесть известную часть.

Х Равен разности::и::

Ответ: х равен:.

Смайлик 9.

Девиз: Действую по плану.

Учебник с.20 №3.

Дети действуют по плану Д6-Д5. <приложение>

- Что было известно?

(одна часть, целое.)

- Что требовалось найти?

(Другую часть)

- Чему же равна неизвестная часть или х ?

-Смогли преодолеть затруднения?

(Да)

- Что вам помогло? ("Секрет")

(Правило нахождения части.)

- Что позволяет вам открытый новый способ?

(Решать уравнения)

Физкультминутка

Раз, два - стоит ракета,
Три, четыре - самолет.
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре -
Руки выше,
Плечи шире.
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6.

Смайлик 10.

Девиз: Теперь в похожих ситуациях я знаю, что делать. У меня есть новый способ. Проговорю его еще раз!

Работа в парах с.20№4.

(Решают уравнения.)

Правило работы в парах: Каждый в паре имеет право высказать свое мнение, пока один говорит, другой должен внимательно слушать.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием по плану.

Проверка организуется по эталону Д-8. <приложение>

Смайлик 11.

Девиз: Посмотрим, получится ли применять у меня новый способ в похожих ситуациях.

С.21№5 (а) с комментированием по Д6. <<приложение>

7. Обработка умений по применению нового способа.

(самостоятельная работа с самопроверкой по эталону с.21№5(б)).

Смайлик 12.

Девиз: Проверю сам, как усвоен новый способ.

Цель:

  • Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий.
  • Организовать самооценку детьми правильности выполнения заданий (при необходимости коррекции возможных ошибок).

Организация учебного процесса на этапе 7:

Взаимопроверка.

  • У кого есть ошибки?
  • В чем они.
  • Сделайте вывод. Проверьте по эталонам.

8. Включение в систему знания и повторения.

Цель: Организовать тренинг решения простых задач.

Организация учебного процесса на этапе 8.

Смайлик 13.

Девиз: Поиграю, во что я уже умею,

Порешаю то, что знаю.

Дети решают задачи на папках - файлах со схемами задач.

Р2

Решение задач на файлах: <презентация>

1. У Пятачка было 3 синих шарика, а красных на 2 больше. Сколько красных шариков у Пятачка?

2. Пончик съел за день 9 пирожков. На завтрак - 5 пирожков, а остальные на ужин. Сколько пирожков он съел на ужин?

3. Доктор Айболит сначала вылечил 6 зверушек, а потом еще 2 лисички и 1 зайчика. Сколько зверей всего вылечил доктор Айболит?

4. Буратино решил на уроке 4 примера, а Мальвина 7 примеров. На сколько примеров Мальвина решила больше?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  • Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
  • Оценить собственную деятельность на уроке.
  • Получить домашнее творческое задание, как средство продолжить изучение материала.

Организация учебной деятельности на этапе 9.

Смайлик 14.

Девиз: Вот и все! Напоследок только оглянусь назад. Какую цель перед собой ставили.

(Узнать, что такое уравнение и научиться их решать)

- Достигли своей цели?

(Да)

- Докажите.

(Уравнение - это равенство с неизвестным числом и чтобы его решить надо следовать плану. Чтобы найти неизвестную часть надо из целого вычесть известную часть)

- Что дает нам новое знание?

(Научились сами и теперь можем научить других.)

Творческое задание: Для своего товарища можете сделать карточку с заданием на решение уравнения.