Цели урока:
- Закреплять умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, совершенствовать знание таблицы умножения;
- Отрабатывать вычислительные навыки, развивать творческие способности, математическую речь, логическое мышление;
- Воспитывать уважение и интерес к предмету, трудолюбие, усидчивость, доброе отношение друг к другу.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы .
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Давайте улыбнёмся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей.
- Все готовы? Значит, начинаем!
II. Минутка чистописания.
- Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою: ручку правильно возьму
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
- Запишем число и слова: Классная работа.
Письмо цифр - 3, 5, 7
- Вспомним написание цифр, пропишем их в воздухе.
- Составьте числа из данных цифр. (35, 53, 37, 73, 57, 75)
- Назовите наибольшее число. (75)
- Найдите сумму цифр этого числа (12)
- Запишите произведения, значение которых равно 12.
III. Устный счёт.
Девиз урока: В пути торопись, да в ответах не ошибись. (Слайд 1)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Назовите зимние месяцы. Какой месяц сейчас идёт?
Январь - году начало, зиме середина.
1. Решите примеры, ответы, записывая в строчку. (Слайд 3)
- 5х9=
- 25:5=
- 5х2=
- 3х6=
- 7х5=
- 4х6=
- 12:6=
- 30:5=
(45, 5, 10, 12, 18, 35, 24, 2, 6)
- Запишите получившиеся результаты в порядке убывания .
- Что объединяет все эти выражения?
- Вспомните, как называются компоненты при умножении и делении.
(дети читают по разному на выбор выражение)
2. Найти неизвестный компонент.
Загадка. Из белой перинки на землю падают::(снежинки)
Снежинки закрыли один из компонентов. Что неизвестно? Как найти?
- ___ * 5=30
- ___ * 7=42
- ___ : 4=6
3. Математический диктант. (Слайд 4)
Запишите только ответы.
Ежегодно в мире исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений. Сколько растений исчезает в мире за месяц?
Конь растёт 5 лет, а живёт в среднем 25 лет. Во сколько раз дольше живёт, чем растёт?
При утечки из крана воды за сутки набегает 1 ведро. Сколько вёдер наберётся за неделю?
Чемпионом по бегу среди животных является гепард. Его скорость 112км/час. На втором месте чёрный олень. Его скорость 104 км/час. На сколько меньше скорость оленя, чем гепарда?
- Прочитайте ответы(4, 5, 7, 8)
- Увеличьте каждое число в 4 раза и запишите только ответы.(16, 20, 28, 32)
- Назовите среди них те , которые делятся на 8(16,32)
- А теперь сложите их (20+28+32+16=96)
4. Беседа о зиме.
Холодно зимой. Трещат морозы. Плохо лесным зверям и птицам. А как мы им можем помочь?
Назовите среди этих птиц зимующих.
Ворона-13
Соловей-16
Воробей-18
Решите математическую цепочку и узнаете птицу- долгожительницу.
3 х 4:6 х 8 :2 +5=?
Ворона является птицей долгожителем.
5. Решаем задачи. (Слайд 5)
Задача1. Второй " А" класс изготовил 5 кормушек, а второй "Б" в 2 раза больше.
- Поставьте вопрос к задаче. Назовите вид задачи. Каким действием будем решать?
- Сформулируйте тему урока. Ч то будем отрабатывать?
IV. Сообщение темы и цели урока.
1. Работа в парах.
(решение задач на карточках)
- На ветке сидело 12 синиц, а снегирей- в 3 раза меньше. Сколько сидело снегирей?
- На кормушке сидело 12 сорок. Голубей 6. Во сколько раз больше было сорок, чем голубей?
V. Физкультминутка.
Дружно встали ребятишки.
Мы сегодня- воробьишки.
Крылышки расправили,
Полетать заставили.
Прыг-скок, прыг-скок,
Продолжается урок.
VI. Работа по учебнику.
1.Стр.56-57 № 1, 2, 3, 4, 5, 6 (выполняют самостоятельно) (взаимопроверка тетрадей)
2. Рабочая тетрадь на печатной основе (стр.31, №102,103,104,105
VII. Гимнастика для глаз.
(ловим глазками снежинку)
VIII.Закрепление материала (продолжение)
1. Самостоятельная работа. (Слайд 6)
- Решить выражение на порядок действий.
1 вариант.
(27-15): (61-59)
2 вариант
(14+26):5 х2
2. Продолжаем решать задачи.
- Мы узнали ,что долгожителем себя считает ворона. А вот сколько лет она живет, узнаем, когда решим задачу.
Сорока живёт 27 лет, ласточка в 3 раза меньше, чем сорока, а ворона на 40 лет больше, чем ласточка. Сколько лет живёт ворона?(разбор задачи)
3. Игра "Угадалки"
- Логика нужна нам в жизни?
Ну, давай, дерзай, не кисни.
- Сколько ушей у 5 малышей? 2х5=10
- Сколько брюшек у 8 хрюшек? 8х1=8
- Сколько хвостов у 3 слонов? 3х1=3
- Сколько усов у 3 сомов? 2х3=6
- Сколько глазиков у 5 карасиков? 2х5=10
IX. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 7)
Подведём сейчас итог: может зря прошёл урок?
Закончите предложение.
- На уроке я узнал:..
- Мне понравилось:.
- Урок прошёл для меня:.
Мы должны помнить о братьях наших меньших, заботиться о птичках зимой.
Развесим кормушки в школьном саду.
X. Домашнее задание. Уч. Стр.58., №11