Данный урок по дисциплине “Товароведение пищевых продуктов” проводится в профессиональном училище с учащимися 1 курса, обучающимися по профессии “Повар, кондитер”. Особое предназначение этого урока в том, чтобы учащиеся уяснили значимость дисциплины в их будущей профессии, чтобы у них возникла потребность в получении знаний по этому предмету более высокого качества.
Цель урока:
- ознакомление учащихся с предметом товароведения и его ролью в профессиональной подготовке поваров общественного питания;
- формирование у учащихся представления о товароведении как о науке;
- развитие умения видеть межпредметные связи в процессах и явлениях, изучаемых товароведением;
- привитие интереса к предмету и профессии.
Тип урока: вводный урок
Метод проведения: лекция с элементами беседы
Оснащение урока: тест-плакат, тест – раздаточный материал, конверты с наименованиями продуктов, жетоны красного, синего, зелёного цветов, подарочный пакет с продуктами – хлеб, сахар, кофе.
Ход урока
1. Оргмомент.
Сегодня мы будем говорить о продуктах питания. В пакете у меня находятся некоторые из них. Попробуйте по представленной характеристике угадать, какие именно продукты здесь лежат.
Игра “Продукты из корзины”.
- Этот продукт – одно из величайших изобретений человеческого ума. Ещё первобытный человек употреблял его. Является очень ценным продуктом питания. Некоторые народы вместо этого едят рис без соли. А ещё говорят: “…… всему голова”. (Хлеб).
- Этот продукт способствует восстановлению сил, недаром участникам кросса дают на ходу кусочки этого продукта. В больших количествах употреблять его вредно. Бывает – песком, бывает – куском. Вырабатывается из свёклы и тростника. (Сахар).
- В России продукт появился в 19 веке. Употреблять его стало признаком хорошего тона. Этот продукт быстро завоевал всеобщее признание, в его честь поэты слагали стихи, музыканты посвящали ему свои произведения. Приготовление его – целое искусство. Его варят, жарят, заливают кипятком. Бывает в зёрнах, молотый, быстрорастворимый. (Кофе).
Молодцы! Заметно, что по этому предмету вы имеете уже, небольшой пока, багаж знаний. А за год изучения предмета “Товароведение” вы узнаете о продуктах намного больше.
2. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемы.
Мы начинаем с вами изучение нового предмета, который называется “Товароведение пищевых продуктов”. Сегодня на уроке вы узнаете, что же это за дисциплина, какова история её развития, а также, что является предметом изучения товароведения. Но, главной нашей задачей на уроке является решение проблемы – какова роль товароведения в подготовке поваров. В конце урока мы должны дать точный ответ, нужны ли товароведные знания повару.
Урок наш будет проходить по плану:
- Что такое “товароведение”?
- История развития товароведения.
- Что изучает товароведение?
- Связь с другими науками.
- Роль товароведения в подготовке поваров общественного питания.
3. Изучение нового материала.
Что такое “товароведение”?
(лекция с элементами беседы)
Товароведение – это научная дисциплина, изучающая природу и полезные свойства товаров, удовлетворяющих определённые потребности человека.
Наш предмет называется “Товароведение пищевых продуктов”, значит мы будем изучать природу и полезные свойства пищевых продуктов, которые удовлетворяют потребности человека в пище.
Термин “товароведение” состоит из двух слов – “товар” и “ведение”. Товаром называется любой предмет, предназначенный для продажи и удовлетворяющий какие-либо потребности человека. А слово “ведение” произошло от “веды”, что означает “знание”. Следовательно, в этом смысле, товароведение – знание о товарах; в нашем случае – знания о пищевых продуктах.
1. История развития товароведения.
(рассказ с элементами беседы)
Как научная дисциплина, со своими законами, терминами, товароведение возникло в конце 19 века. Основоположниками его были профессора Я.Я. Никитинский и П.П. Петров; большой вклад в развитие товароведения внёс учёный советского времени, профессор Ф.В. Церевитинов и другие.
Но, корнями своими история товароведения уходит в далёкое прошлое. Уже в 1575 году в свет вышла специальная “Торговая книга”, в которой описывались некоторые пищевые продукты, товары непродовольственные и аптекарские в алфавитном порядке. Это было не очень удобно, поэтому впоследствии эти группы товаров разделили. С тех пор и до настоящего времени они развиваются как отдельные дисциплины.
2. Что изучает товароведение?
(объяснение преподавателя с акцентированием внимания на основных вопросах, беседа, работа учащихся)
Так что же изучает товароведение пищевых продуктов?
Ну, во-первых, пищевых продуктов существует великое множество. Как же разобраться в этом многообразии продуктов? Так вот, в товароведении все пищевые продукты классифицируются по определённым признакам и свойствам на виды и группы (вывешиваю табличку на доску). Давайте попробуем с вами разобраться, какой признак положен в основу классификации продуктов питания.
(Раздаю учащимся конверты, в которых лежит по четыре карточки с наименованиями продуктов). Приложение 1
Задание - вам представлены четыре продукта, три из них объединены каким-то общим признаком. Вам необходимо найти продукт, который попал в эту группу случайно, т.е. убрать лишний продукт. А затем, вы должны подумать, каким же признаком объединены три оставшихся продукта.
Время на выполнение – 2 мин
( Вместе с учащимися делаем вывод, что все пищевые продукты делятся на группы по сырью)
Итак, один из вопросов, которые изучает товароведение – это виды и группы товаров, т.е., ассортимент.
Очень важными в товароведении являются также вопросы – пищевая ценность продуктов питания и их свойства. Химический состав продуктов очень разнообразен и он оказывает большое влияние на свойства продуктов. Например, если в продукте содержится много жиров, то, этот продукт требует специальных условий хранения (холод, темнота); а если продукт имеет красно-оранжевый цвет – значит, в нём содержится красящее вещество каротин, который одновременно является и провитамином А. Витамин А очень важен в питании, но усваивается только в присутствии жиров.
Очень часто в последнее время говорят о качестве. Качество товаров, качество продуктов питания. Но, что такое качество? На этот вопрос тоже есть ответ в товароведении. А также в товароведении изучают и все факторы, которые влияют на качество – это сырьё, из которого изготовлены продукты; особенности производства продуктов; условия и сроки хранения, а также упаковка, маркировка и транспортирование пищевых продуктов (вывешиваю соответствующие понятия на доску).
Вы видите перед собой вопросы, изучением которых занимается товароведение. А теперь запишите их себе в тетрадь и подумайте, какие из этих вопросов важны для повара, и их нужно изучать, а какие, быть может, не очень важны. Подчеркните те вопросы, в важности которых вы не сомневаетесь.
Проверку выполнения задания проводим в ходе беседы. При этом я объясняю и доказываю важность каждого из вопросов на примерах, связанных с работой повара. Попутно, выстраиваю из табличек фигуру в форме пирамиды (понятия – это кирпичики), снизу под пирамидой прикрепляю табличку – основание пирамиды - “пищевые продукты”, сверху - вершину пирамиды - “кулинарное изделие”. И доказываю учащимся, если “из пирамиды знаний вытащить хоть один кирпич, то вся пирамида рухнет”, и никогда не сможет повар приготовить красивое, вкусное и полезное блюдо, если не будет знать каких-то вопросов товароведения.
3. Связь с другими науками.
(работа учащихся с тестом, объяснение)
Товароведение тесно связано с другими науками: с физикой, основы которой используют в изучении физических свойств и условий хранения продуктов; с химией и микробиологией, которые помогают понимать процессы, происходящие в продуктах при их производстве и хранении; с биологией, помогающей вскрыть природу и пищевую ценность продуктов; с физиологией питания, которая определяет нормы потребления, усвояемость пищевых веществ и продуктов.
А сейчас у меня для вас задание. Перед вами тест, в котором с одной стороны указаны процессы и явления, изучаемые товароведением, а с другой – перечислены учебные дисциплины.
Задание – найти связь между этими явлениями и дисциплинами и обозначить их стрелками. Например, читаем: “По реакции с йодом определяют наличие крахмала в продуктах”. И, действительно, это один из способов химической экспертизы некоторых пищевых продуктов. В этом случае прослеживается явная связь товароведения с химией.
На выполнение задания - 2 мин.
Тест
1. При производстве сметаны, кефира в
молоко добавляют кисломолочные бактерии. 2. Температура плавления жиров – один из важных показателей его качества. 3. Человек с продуктами питания получает различные минеральные вещества (Ca, Mg, Fe, F и др.) 4. Крахмал образуется в растениях в виде крахмальных зёрен. 5. По реакции с йодом определяют наличие крахмала в продуктах. 6. Микробы являются одной из причин порчи пищевых продуктов. 7. Мясные копчёности вырабатывают из различных частей свиной туши. 8. При определении качества молока определяют его плотность. 9. Процесс окисления жиров, происходящий в продуктах, понижает их качество. 10. Некоторые виды сыров созревают под действием плесени. |
Физика
Химия
Биология
Микробиология |
Проверка выполнения задания – опрос учащихся с мест, комментирование ответов и обозначение стрелками правильных ответов на тесте-плакате.
Оценивание – количество правильных ответов
- 10 = оценка 5
- 8 – 9 = оценка 4
4. Роль товароведения в подготовке поваров общественного питания.
(беседа, вывод, рефлексия)
Мы рассмотрели все вопросы нашего плана, и узнали, что такое товароведение, как развивалась и чем занимается эта наука, с какими дисциплинами связана. Но, у нас остался ещё один, главный вопрос нашего урока – какова же роль товароведения в профессиональной подготовке повара?
Ответ на этот вопрос даём вместе с учащимися в ходе активной беседы.
Работники общественного питания обязаны хорошо знать свойства пищевых продуктов, их пищевую ценность и значение для организма человека, разбираться в вопросах качества продуктов. Эти знания помогут повару составить меню, выбрать рациональный способ обработки и приготовления пищи, понять, какие изменения происходят в продуктах при тепловой обработке и при хранении. Значит, все эти знания очень важны для того, чтобы качественно готовить кулинарные блюда и изделия.
Нужна ли эта дисциплина вам, будущим поварам?
- Да
- Нет
- Не знаю
Кстати, а как вы собираетесь учиться по этому предмету?
- На 5,
- на 4,
- или как получится?
4. Подведение итогов урока.
Центральное место на предприятии общественного питания принадлежит повару. От его квалификации, профессиональных навыков, образованности и духовных качеств зависит многое, в том числе качество приготовляемых блюд. Это достигается не только правильно проведённым технологическим процессом, но и умением использовать природные особенности сырья (т.е. продуктов), обладанием тонкого и хорошо развитого вкуса, художественными способностями.
И, напоследок, мне очень хочется прочитать вам вот такие стихотворные строки:
Ты – повар. Значит, ты, в одном лице –
Поэт, художник и мечтатель,
Ты – физик, химик и товаровед –
Красивых и полезных блюд создатель!
Выставление оценок за урок.
5. Домашнее задание: записать в тетрадь ответ на проблему урока “Роль товароведения в профессии повара”, для этого воспользоваться учебником… стр.....