ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся по разделу «Учение о клетке».
ЗАДАЧИ:
- систематизировать и закрепить знания учащихся о химическом составе, строении, процессах жизнедеятельности эукарической клетки, её жизненном цикле;
- развивать речевую деятельность учащихся, умение устанавливать взаимосвязи между строением и функциями органоидов и частей клетки, умение работать с литературой, делать общения и выводы, умение работать в группе;
- воспитывать ответственность за результат собственного труда, чувство коллективизма, трудолюбие, настойчивость, интерес к учёбе.
ПОДГОТОВКА К ЗАЧЁТУ
За 2 недели до зачёта 3 (6) ученика получают задание составить вопросы разного уровня сложности по разделам «Химическая организация живого вещества», «Структурно-функциональная организация клеток эукариот», «Обмен веществ в клетке - метаболизм». По каждой теме работает 1 (2) ученик.
Вопросы проверяет и корректирует учитель. Ответственный по теме должен дать ответы на все подготовленные вопросы.
Учащиеся получают задание повторить материал по теме «Учение о клетке». «Вопросы для обсуждения» по каждому разделу доводятся до сведения учащихся с целью подготовки ответов.
ХОД УРОКА
Класс делится на 3 равные группы. Каждая группа последовательно проходит 3 этапа. На каждом этапе сдаёт зачёт по одному из трёх разделов ответственным по темам. Время нахождения на этапе зависит от количества учащихся в группе и времени проведения зачёта. На каждом этапе учащийся получает оценку, которую ответственный выставляет в зачётный лист. После прохождения всех этапов выставляется общая оценка. Работу ответственных оценивает учитель (за предварительную работу) и учащиеся.
Зачётный лист
№ этапа |
Вопрсы базового уровня |
Вопрсы для обсуждения |
Оценка на этапе |
Итоговая оценка |
1. Химическая организация живого вещества. |
|
|
|
|
В конце урока проводится диагностика. Учащихся и ответственных по темам просят высказать своё мнение по форме проведения зачёта.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА»
- Какие химические элементы входят в состав клетки? Приведите примеры биологической роли химических элементов.
- Что такое микроэлементы? Приведите примеры и охарактеризуйте их биологическое значение.
- Какие неорганические вещества входят в состав клетки? В чём заключается биологическая роль воды? Минеральных солей?
- Что такое буферность? Какие вещества обуславливают буферные свойства клетки?
- Какие органические вещества входят в состав клетки?
- Структура и свойства белков.
- Функции белков.
- Какие химические соединения называют углеводами? Какие клетки наиболее богаты углеводами?
- Что такое моносахариды и полисахариды? Приведите примеры.
- Назовите функции углеводов.
- Что такое жиры? Опишите их химический состав. В каких клетках и тканях наиболее велико содержание жиров?
- Какие функции выполняют жиры?
- Каково значение витаминов и других низкомолекулярных органических соединений в жизнедеятельности организма?
- Что такое нуклеиновые кислоты? Какие простые органические соединения служат элементарной составной частью нуклеиновых кислот? Какие типы нуклеиновых кислот вы знаете?
- Чем различается строение молекул ДНК и РНК?
- Назовите функции ДНК.
- Какие виды РНК имеются в клетке?
Вопросы для обсуждения
- Чем определяется специфичность деятельности биологических катализаторов – ферментов?
- Каков механизм деятельности рецепторов клеточной поверхности?
- Как моносахариды объединяются в полимеры?
- В чём заключается биологическое значение липоидов?
- В чём заключается биологическая роль двухцепочечности молекул ДНК, выполняющих функции хранителя наследственной информации?
- Какова сущность процесса передачи наследственной информации из поколения в поколение и из ядра в цитоплазму к месту синтеза белка?
- Как можно использовать каталитические функции белковых молекул в народном хозяйстве?
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТОК - ЭУКАРИОТ»
- Какими основными чертами строения характеризуется эукариотическая клетка?
- Перечислите органоиды клетки и укажите их функции.
- Какие функции выполняет наружная цитоплазматичекая мембрана? Какими путями осуществляется обмен веществ между клеткой и окружающей средой? Что такое пиноцитоз и фагоцитоз?
- В чём различие между гладкой и шероховатой ЭПС?
- Какие органоиды клетки содержат ДНК и способны к самовоспроизведению?
- Опишите строение ядра эукариотической клетки.
- Как устроены и из чего состоят хромосомы?
- Что такое кариотип?
- Какой хромосомный набор называют гаплоидным? Диплоидным?
- Сравните строение хромосомы бактерий и хромосомы эукариот.
- Что такое жизненный цикл клетки? Дайте определение митотического цикла клетки.
- Опишите митоз.
- Назовите особенности строения растительной клетки.
- Каково строение различных видов пластид? Приведите примеры взаимного превращения пластид.
- Изложите основные положения клеточной теории.
- В чём заключается значение клеточной теории для биологии?
Вопросы для обсуждения
- Каковы пути воспроизведения различных внутриклеточных структур: митохондрий, пластид, клеточного центра, базальных телец, жгутиков, ресничек?
- В чём заключается значение рибосом в процессе биологического синтеза белков в клетке?
- В чём заключается биологический смысл различий течения митотического цикла клеток разных тканей многоклеточного организма?
- Каковы сущность и биологическое значение размножения клеток путём митоза?
- Используя знания о путях распространения вирусных и бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения заболеваний.
- В чём заключается значение прокариот в биоценозах? Какова их экологическая роль?
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ - МЕТАБОЛИЗМ»
- Что такое метаболизм? Из каких процессов он состоит? Что такое катаболизм и анаболизм?
- Где синтезируются рибонуклеиновые кислоты?
- Где происходит синтез белка?
- Как осуществляется синтез белка?
- Какие типы питания вам известны? Какие организмы называются автотрофами?
- Охарактеризуйте световую и темновую фазы фотосинтеза.
- Сравните световую и темновую фазы фотосинтеза.
- Напишите реакции световой и темновой фаз фотосинтеза. Обозначьте пути переноса электронов и протонов.
- Что такое диссимиляция? Охарактеризуйте этапы диссимиляции.
- В чём заключается роль АТФ в обмене веществ в клетке?
- Расскажите об энергетическом обмене в клетке на примере расщепления глюкозы.
- Что такое хемосинтез?
- Какие организмы называют гетеротрофами? Приведите примеры.
- Охарактеризуйте различные реакции бескислородного расщепления глюкозы у анаэробных и аэробных организмов.
- Опишите процесс расщепления органических молекул при участии кислорода в клетках аэробов.
Вопросы для обсуждения
- Каков механизм образования сводного кислорода в результате фотосинтеза у зелёных растений? В чём биологическое и экологическое значение этого процесса?
- Где, в результате каких преобразований молекул и в каком количестве образуется АТФ у живых организмов?
- Как вы думаете, каким образом можно повысить эффективность фотосинтеза у зелёных растений?
- Приведите примеры, характеризующие использование особенностей метаболизма живых организмов в медицине, сельском хозяйстве и других отраслях.
ЛИТЕРАТУРА
- Дмитриева Т.А., Гуленков С.И. и др. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: «Дрофа», 1999.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 класс. - М., «Дрофа», 2003.
- Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2004.