Интегрированный урок математики, информатики, краеведения в 6-м классе "Красноярские Столбы. Вычислительный эксперимент"

Разделы: Математика, Информатика


Тема: Красноярские Столбы. Вычислительный эксперимент.

Тип урока: Изучение и закрепление знаний.

Вид урока: Урок практическая работа с использованием компьютера.

Цель: Привить любовь к малой родине. Решение задач, используя задачи с экологическим содержанием.

Задачи:

  • развитие познавательной деятельности учащихся;
  • развитие ответственности за природу;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.

Методы обучения: наглядный, практический.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная.

Оборудование и демонстрации:

  • компьютер;
  • локальная сеть;
  • проектор.

Программное обеспечение:

  • Операционная система Windows;
  • Microsoft PowerPoint 2003 из пакета Microsoft Office.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщения учащихся
  3. Решение задач
  4. Демонстрация презентаций и фотографий
  5. Подведение итогов

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель информатики и туризма. Мы с вами посетили уникальное место в нашем городе «Красноярские Столбы», что они из себя представляют, и почему вызывают такой интерес, все это мы и выясним на уроке.

2. Сообщения учащихся

Первый ученик. Географический очерк.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ЗАПОВЕДНИК «СТОЛБЫ» находится на правом берегу Енисея между реками Маны и Базаихи. С юга – запада примыкает к городской черте города Красноярска. Основан заповедник в 1925 году по инициативе жителей города для сохранения природных комплексов вокруг живописных сиенитовых останцев – "столбов". В настоящее время его площадь 47154 га.

На территории заповедника выделен туристко-экскурсионный район для посещения жителями г. Красноярска. На Столбах 150 лет назад зародилось уникальное социальное явление, получившее название “столбизм”. Красивый пейзаж и скалы стали центром объединения и общения творческих людей. Сложные для восхождения скалы способствовали созданию выдающейся школы скалолазов и альпинистов мирового уровня. В настоящее время ежегодно этот район посещают более 200 тыс. человек. Есть еще Дикие столбы, наиболее удаленный от Красноярска скальный р-н Столбов.

Высота скал достигает 60-90 м. Горные породы представлены осадочными и вулканическими толщами, имеющими возраст более 600 млн. лет.

Второй ученик. Восторженно отзывался о здешних местах уроженец Красноярска, великий русский художник В. И.Суриков. «Видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не видел такой красоты, как эта...» — писал он. А за полвека до Сурикова, в 1823 году, исследователь Сибири Прохор Селезнев так описывал: «Зело превелики и пречудесны сотворены скалы.. Разно рассказывают о них. Пожалуй, правду говорят, что в других землях не увидать такого. И залезти на сии скалы никто не сможет и какие они, неизвестно». В то далекое время, два века назад, населявшие долину Енисея хакасы и аборигены Саянских гор — тофалары поклонялись необычным скалам. Они приносили жертвы каменным великанам, надеясь, что их помощь принесет удачу на предстоящей охоте. Да и как было не поверить в их божественную природу.

Третий ученик. Центральный район Столбов широко известная и самая посещаемая часть заповедника «Столбы», где на площади чуть более 1 кв. км сосредоточены самые популярные скалы.

Почти все скалы имеют названия. Их очертания действительно напоминают головы людей или фигуры («Дед», «Бабушка», «Внучка», «Прадед»), то зверей или птиц («Большой Беркут», «Малый Беркут», «Воробушки», «Верблюд», «Кабарга», «Бегемот»). Иные скалы своими фантастическими формами вызывают совершенно неожиданные ассоциации. Одна из них, «Китайская Стена», напоминает, например, древнее укрепление, другая, «Львиные Ворота», очень похожа на Львиные Ворота в древней Греции. А скалы «Перья» похожи на воткнувшееся в землю крыло гигантской птицы.

Четвертый ученик. Как же образовались эти удивительные природные «скульптуры»? Четыреста миллионов лет назад, расплавленная магма рвалась здесь из глубины, но не смогла вырваться на поверхность и застыла в трещинах и пустотах осадочных горных пород, залегавших на поверхности. Потом за дело взялись солнце, ветер и вода, постепенно разрушившие известняки, сланцы и песчаники, вмещавшие магматическую породу. И тогда эта порода — розовый сиенит, заполнявшая самые разные по форме полости, оказалась снаружи. С прочными боками сиенитовых скал разрушительные поверхностные силы не справились, оставив их торчать в виде причудливых каменных «столбов»

Пятый ученик. Центральный район Столбов, открытая для туризма, широко известная и самая посещаемая часть заповедника «Столбы», где на площади чуть более 1 кв.км сосредоточены самые популярные скалы. полтора века в Красноярске сложилась блестящая школа скалолазания, из которой вышло немало замечательных альпинистов и скалолазов. Отсюда родом знаменитые братья Абалаковы, покорители труднейших вершин Памира и Тянь-Шаня, отсюда вышел не один покоритель Джомолунгмы. Ведь природа сама устроила здесь грандиозный «тренажер» для выработки навыков покорения горных вершин.

Шестой ученик. Климат заповедника резко отличается от климата окружающей территории с повышением в полтора-два раза количества осадков (686 мм) и влажности воздуха. Среднегодовая температура воздуха в заповеднике (-1,2оС). Континентальность атмосферы в заповеднике смягчена горным рельефом. Столбы представляют загадку «тепловой аномалии» и это требует исследований. В заповеднике ведутся многолетние наблюдения за ходом природных процессов. Изучается влияние атмосферного загрязнения.

Седьмой ученик. Растительность.

В заповеднике всего 7 видов деревьев. В целом по заповеднику сосновые леса составляют 41%, пихтовые - 28%, лиственничные - 9%, осиновые - 9%, еловые - 7%, березовые - 4%, кедровые -2%. Подавляющая часть (79.5%) площади сосны, лиственницы и кедры имеют возраст 200- 300 лет. На месте пожаров и прежних вырубок этих пород возобновлялись береза, осина и пихта. Много охраняемых видов цветов, занесенных в Красную книгу России.

Восьмой ученик. Большинство млекопитающих заповедника лесные и таежные виды. Из 58 видов млекопитающих один вид (соболь) живет в заповеднике и 2 вида - американская норка и ондатра были завезены и выпущены с целью акклиматизации на территории Красноярского края. На территории выявлено 290 видов позвоночных животных. Фауна имеет выраженный таежный облик (лесные полевки, соболь, кабарга, гаички, рябчик и т.п.) с включением лесостепных видов (сибирская косуля, степной хорь, длиннохвостый суслик и др.) Птиц 199 видов. Из них гнездящихся – 151, оседлых – 42, летающих - 109, пролетных – 12, зимующих – 8, залетных – 12. Средняя плотность населения птиц 400-600 особей/км2.

Девятый ученик. Благодаря Столбам Красноярск известен в мире. Столбы- это гордость Красноярска. И это боль: экологические проблемы с каждым годом становятся все острее. В заповеднике ведутся многолетние наблюдения за ходом природных процессов. Изучается влияние атмосферного загрязнения.

3. Решение задач

Учитель математики. А сейчас мы будем решать задачи с экологическим содержанием.

1) Муравьи - санитары леса. На 1 га леса должно быть от 2 до 5 муравейников. Достаточно ли 27 муравейников на 5 га леса?

2) Муравьиная царица может жить 21 год, рабочий муравей 7 лет. Какое количество вредных насекомых и остатков животных за свою жизнь поедает семья муравьев, мы узнаем, решив следующую задачу.
Восстановить число x34286y, которое делится без остатка на 45 (вспомните признаки делимости на 5 и 9). Ответ: 4 342 860 и 8 342 865.

3) Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они «работают» как фильтры, очищая воздух от пыли и сажи.
Площадь города около 10,8 га. Парки и бульвары, скверы занимают 1/6 часть этой площади. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на человека, если считать, что в городе 800 000 жителей. (Ответ округлить до целых единиц.)

Решение:

1) 10,8 × 1/6 = 1,8 (тыс. га.)
2) 1,8 : 8 = 0,245 (га на одного человека) или 24,5 кв. м
» 25 кв. м.

 4. Демонстрация презентаций и фотографий

Просмотр ученических презентаций. (Приложение 1)

Просмотр фотографий через проектор, также оформлены в классе стенды с фотографиями. (Приложение 2)

5. Подведение итогов

Учитель информатики и туризма. Мы посетили уникальное место в нашем городе. Самое главное, что на Столбах повышается уровень чувствительности человека, повышается эмоциональный тонус, снижается агрессивность, возникает комплекс «детскости», когда все происходящее воспринимается как игра. Все это способствует сближению человека с себе подобными, но главное с самим собой. Поэтому надо уважительно относиться к природе и беречь ее.

Поистине природный Храм - Столбы!

Красноярские Столбы - мое здоровье, мое сердце, мой разум"