Преемственность в организации исследовательской деятельности на этапе ДОУ

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года государственный сектор науки и высшего образования должен в перспективе приобрести облик, основу которого составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации.

В концепции федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» отмечено, что «Важнейшим элементом по привлечению кадров, является элемент привлекательности карьеры исследователя для молодых, начиная со школьной скамьи». Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, закрепления молодёжи в сфере науки, образования и высоких технологий, а также сохранения преемственности поколений  в науке и образовании.

Исходя из поставленных государством целей и задач, мы пришли к выводу, что начинать работу по реализации научно-исследовательского обучения  надо  с детского сада. В интервью с одним японским дипломатом спросили, как удалось Японии за такой короткий срок занять лидирующие позиции в мире. Тот ответил, что всё дело в том, что японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать детям лучшее образование, чем они имели сами.

Главная особенность исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В одном из своих интервью Андрей Александрович Фурсенко отметил, что «Сегодня учитель - это не тот, кто в первую очередь несет знания, а тот, кто несет в первую очередь методологию. Знания доступны через Интернет, через книги. Поэтому учитель в первую очередь должен быть методологом, он должен показать, как получить знания, как их найти, как научиться с ними работать, как научиться учиться».

В 2007 году Лицей №2 заключил договор о совместной деятельности с ДОУ «Золотой ключик» в целях реализации системы непрерывного образования, обучения и воспитания по экспериментальной программе «Преемственность в организации исследовательской деятельности на этапе ДОУ - начальная школа».

Цель: создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.

Задачи:

1) формировать у ребёнка основы культуры мышления, развития умений и навыков исследовательского поведения;

2) развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

3) формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для поддержки и развития детей, готовности педагогов к работе в инновационном режиме;

4) определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, преемственность процесса творческого образования, воспитания, развития детей;

5) обеспечение эмоционального благополучия детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса и режима работы ДОУ;

6) Создание и подкрепление мотивации родителей на объединение усилий по развитию интеллектуально - творческого потенциала детей.

Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ и первой ступени образования, направленный на реализацию исследовательского обучения.

Предмет исследования: педагогические условия, пути и способы реализации основных содержательных  линий преемственного  и непрерывного  образования детей.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что если учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении организован с учетом развития навыков исследовательской деятельности и самореализации личности, то будут достигнуты высокие результаты в интеллектуально - творческом развитии детей, их успешная адаптация и обучение в школе.

Методологическую основу исследования составили идеи Выготского Л.С., Поддъякова А.Н., Савенкова А.И.

Базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая в МОУ «Лицей №2» и ДОУ «Золотой ключик».

В ходе исследования были  использованы следующие группы методов.

Теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, и др.

Эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ творческих работ, наблюдения, обобщение педагогического опыта, диагностика отдельных компонентов профессиональной позиции педагога-воспитателя.

Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

1) методическая работа;
2) работа с детьми;
3) работа с родителями.

Главная особенность исследовательского обучения: активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и, таким образом, передать детям  инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Свою программу мы строили на следующих принципах:

Принципы исследовательского обучения

1) Принцип ориентации на познавательные интересы ребёнка.
2) Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.
3) Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
4) Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации.
5) Ребёнок не просто потребляет информацию, а сам порождает знание.
6) Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.
7) Принцип формирования представлений о динамичности знания.
8) Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни.
9) Педагог должен быть фасилитатором учения, а не просто транслятором информации.

Исследование включает в себя три этапа.

Этапы работы

I этап - подготовительный (2007 - 2008 год)

Основные направления работы:

1. Изучить психолого-педагогическую методическую литературу, а также передовой педагогический опыт по теме исследования.
2. Сформировать из педагогов, работников ДОУ творческую группу по проблеме исследования.
3. Определить темы и основное содержание программы.
4. Проводить консультативно-методическую работу с педагогами.

П этап - основной (2008 - 2009 год)

Внедрение в образовательное пространство занятий и упражнений, направленных на развитие научно-исследовательской деятельности.

Ш этап - заключительный (до 2010 года)

1. Обобщение результатов исследовательской работы.
2. Анализ образовательного процесса на этапе ДОУ - школа.
3. Соотношение результатов экспериментальной работы с поставленными целями.
4. Корректировка обновлённого содержания и технологии развития исследовательской деятельности в условиях взаимодействия ДОУ и начальной школы.

Новизна работы состоит в том, что предусматривает создание таких условий непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые приводят к более эффективному, в сравнении с традиционной практикой, развитию в научно-исследовательской деятельности детей.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанные в ходе исследования рекомендации к занятиям и задания, программы, упражнения, а также апробированные педагогические технологии, обеспечивающие качественно новый образовательный эффект, имеют практическую ценность для развития у детей способности к исследовательской деятельности.

Краткое описание программы:

Программа исследовательского обучения должна включать три элемента (подпрограммы):

1. Развитие у детей исследовательских умений и навыков.
2. Детскую исследовательскую практику.
3. Мониторинг исследовательской деятельности детей.

Развитие у детей исследовательских умений и навыков включает в себя умение:

1. Выдвигать гипотезы.
2. Давать определение понятиям.
3. Классифицировать.
4. Наблюдать.
5. Проводить эксперименты.
6. Делать умозаключения и выводы.
7. Структурировать материал.
8. Готовить собственные мини-доклады.
9. Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательская практика состоит в том, что основное содержание работы в рамках действия этой подпрограммы - проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности заключается в том, что самостоятельно добывая знания, каждый ребенок должен быть уверен, что все новое, им найденное, будет востребовано, интересно взрослым. Он должен быть твердо уверен, что его исследования не останутся без внимания, результаты его изысканий тщательно рассмотрят, а его непременно выслушают.

Требования к подготовке педагога:

1. Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.

2. Уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей.

3. Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления.

4. Уметь быть терпимым к ошибкам учеников.

5. Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований.

6. Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.

7. Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучае­мой проблеме. Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

Система повышения квалификации кадров:

1. Анализ литературы по теме.
2. Проведение обучающих семинаров с целью повысить научно-теоретическую и методическую подготовку специалистов дошкольного и начального образования.
3. Создание проблемно-творческой группы, экспертной лаборатории.
4. Создание библиотеки (в электронном варианте).
5. Взаимопосещение занятий как в ДОУ, так и в Лицее.
6. Консультации школьного психолога.
7. Дистанционные курсы повышения квалификации «Первое сентября».
8. Разработка занятий, экскурсий и упражнений.

Формы организации и методы исследовательского обучения:

1. Коллективная работа.
2. Индивидуальная работа.
3. Работа в мини-группах.
4. Работа в парах.
5. Самостоятельная работа.
6. Класс-лаборатория.
7. Экскурсии как способ стимулирования поисковой деятельности.
8. Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения.

Результатами своей работы на данном этапе считаем:

1. Разработка положения о научно-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Разработка творческими группами серии заданий и упражнений для развития умений и навыков исследовательского поведения.
3. Организация и проведение фестиваля исследовательских работ на базе ДОУ «Золотой ключик».
4. Выставка работ воспитанников ДОУ «Золотой ключик» и учащихся Лицея № 2 в районном краеведческом музее.
5. Создание первого совместного сборника тезисов исследовательских работ.

Творческой группой педагогов-экспериментаторов были проведены такие значимые мероприятия, как:

1. Теоретический семинар «Создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, закрепления молодёжи в сфере науки, образования и высоких технологий, а также сохранения преемственности поколений в этой сфере».
2. Круглый стол по теме эксперимента.
3. Заседание творческих и проблемных групп по разработке отдельных аспектов совершенствования педагогического процесса.
4. «Копилка» педагогического мастерства «Методика научно-исследовательской работы детей дошкольного и младшего школьного возраста»

В перспективе:

1. Разработка презентационных материалов, распространение опыта работы на городском, республиканском и Российском уровне.
2. Разработка новых педагогически целесообразных и дидактически обоснованных способов обучения и воспитания одаренных детей.
3. Методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования.
4. Разработка алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством опытно-экспериментальной работы, внедрение новых форм контроля, делегирование контрольных функций.
5. Создание образовательных программ и технологий, обеспечивающих благоприятные условия для раннего выявления индивидуальных дарований, задатков, развития подрастающей личности.