Урок ИЗО в 5-м классе по теме "Внутреннее убранство крестьянского дома"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: Внутреннее убранство крестьянского дома. Посиделки. (Урок-обобщение.)

Цель: обобщить знания по устройству крестьянского быта и символики русского искусства, познакомить учащихся с русским фольклором.

Зрительный ряд: рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация.

Литературный ряд: Л. Мей «В низенькой светелке…», детские книжки с иллюстрациями русской избы.

Оборудование: старинная русская прялка, рисунки детей, музыкальное оформление.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Комментарии

I. Организационный

- Подготовка к уроку. Настрой на урок.

(Презентация)

 

 

II. Актуализация раннее полученных знаний

- На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы.

- По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

- Зачем люди украшали свои жилища?

Ученики высказывают своё мнение.

Пауза делается для того, чтобы дети сами могли сделать соответствующий вывод.

(На экране изображение избы. Слайд № 3)

Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом,
И каждый со своим лицом.
В. Федотов

- Давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище. (На экране появляется изображение интерьера избы. Слайды № 4, 5)

Слушают.

 

А какие же предметы наполняли крестьянский дом?

- Да, эти предметы радовали глаз хозяина и окружали всю его семью теплом и радостью.

(Слайды № 6, 7, 8)

- Сегодня устроим посиделки, которые устраивались в каждом доме в праздничные дни.  И нам поможет старинная прялка,  украшенная росписью и резьбой.

Это предметы быта, утварь, помогающие крестьянину в его повседневной жизни. (Ковши, солонки, вальки, прялка и др.)

 

(Слайд № 9)

- Беседа о значении русской прялки в доме.

Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери.

Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению.

Жених, подаривший такую прялку своей невесте, желал ей счастья.

Ученики высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.

Выставляется старинная русская прялка (школьного музея), рисунки детей.

- Почему люди стали украшать окружающее их пространство (своё жильё и предметы)?

- Какие символы использовали крестьяне для украшения своего дома?

- Какие виды русского орнамента  вы знаете?

- О чём может рассказать декор прялки?

(Выполняют это задание в виде блиц-опроса.)

(Фронтальный опрос.)

Инсценировка «Посиделки»

- Песня «Уж ты, прялица». (Приложение 1)

Поют девочки и мальчики (у девочек на плечах праздничные русские платки)

Песня сопровождается танцем вокруг прялки (хоровод)

- «Подушечка моя пуховая». (Приложение 2)

Танец с  элементами игры.

Все дети идут по кругу, пританцовывают и поют.

- «Откуль, добрый молодец?» (Приложение 3)

Поющие обращаются к молодцу, а он обращается на их просьбы движениями, обыгрывая содержание песни.

Этой песней встречают запоздалого на посиделки нерасторопного паренька.

- «Я по терему, по терему хожу». (Приложение 4)

Песня с  элементами игры.

Сидящие на лавках ребята и девочки поют песню. Одному из играющих водящая тайно кладёт колечко и кричит: «Колечко, колечко, ко мне на крылечко!» Владелец кольца старается выскочить, а задача других – удержать его.

Любимой игрой на посиделках всегда была игра «Кольцо».

Изображают.

III. Итог урока. Рефлексия

 

Ваше мнение?
Было интересно.
Вызвал(о) много вопросов.
Я не принимал активное участие.
Было не интересно.

IV. Домашнее задание

Подобрать иллюстрации по теме «Русский праздничный костюм»

V. Дополнение

Презентация по теме урока «Внутреннее убранство крестьянского дома». Посиделки.

Фотоматериалы. (Приложение 5)