Тема: Внутреннее убранство крестьянского дома. Посиделки. (Урок-обобщение.)
Цель: обобщить знания по устройству крестьянского быта и символики русского искусства, познакомить учащихся с русским фольклором.
Зрительный ряд: рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация.
Литературный ряд: Л. Мей «В низенькой светелке…», детские книжки с иллюстрациями русской избы.
Оборудование: старинная русская прялка, рисунки детей, музыкальное оформление.
Ход урока
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия ученика |
Комментарии |
I. Организационный |
- Подготовка к уроку. Настрой на урок. |
|
|
II. Актуализация раннее полученных знаний |
- На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. - По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы? - Зачем люди украшали свои жилища? |
Ученики высказывают своё мнение. |
Пауза делается для того, чтобы дети сами могли сделать соответствующий вывод. |
(На экране изображение избы. Слайд № 3) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
- Давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище. (На экране появляется изображение интерьера избы. Слайды № 4, 5) |
Слушают. |
|
|
А какие же предметы наполняли крестьянский дом? - Да, эти предметы радовали глаз хозяина и окружали всю его семью теплом и радостью. (Слайды № 6, 7, 8) - Сегодня устроим посиделки, которые устраивались в каждом доме в праздничные дни. И нам поможет старинная прялка, украшенная росписью и резьбой. |
Это предметы быта, утварь, помогающие крестьянину в его повседневной жизни. (Ковши, солонки, вальки, прялка и др.) |
|
|
(Слайд № 9) - Беседа о значении русской прялки в доме. Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению. Жених, подаривший такую прялку своей невесте, желал ей счастья. |
Ученики высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт. |
Выставляется старинная русская прялка (школьного музея), рисунки детей. |
|
- Почему люди стали украшать окружающее их пространство (своё жильё и предметы)? - Какие символы использовали крестьяне для украшения своего дома? - Какие виды русского орнамента вы знаете? - О чём может рассказать декор прялки? |
(Выполняют это задание в виде блиц-опроса.) |
(Фронтальный опрос.) |
|
Инсценировка «Посиделки» - Песня «Уж ты, прялица». (Приложение 1) |
Поют девочки и мальчики (у девочек на плечах праздничные русские платки) |
Песня сопровождается танцем вокруг прялки (хоровод) |
|
- «Подушечка моя пуховая». (Приложение 2) |
Танец с элементами игры. |
Все дети идут по кругу, пританцовывают и поют. |
|
- «Откуль, добрый молодец?» (Приложение 3) |
Поющие обращаются к молодцу, а он обращается на их просьбы движениями, обыгрывая содержание песни. |
Этой песней встречают запоздалого на посиделки нерасторопного паренька. |
|
- «Я по терему, по терему хожу». (Приложение 4) |
Песня с элементами игры. Сидящие на лавках ребята и девочки поют песню. Одному из играющих водящая тайно кладёт колечко и кричит: «Колечко, колечко, ко мне на крылечко!» Владелец кольца старается выскочить, а задача других – удержать его. |
Любимой игрой на посиделках всегда была игра «Кольцо». Изображают. |
|
III. Итог урока. Рефлексия |
|
Ваше мнение? |
|
IV. Домашнее задание |
Подобрать иллюстрации по теме «Русский праздничный костюм» |
||
V. Дополнение |
Презентация по теме урока «Внутреннее убранство крестьянского дома». Посиделки. Фотоматериалы. (Приложение 5) |