Цели: Формирование целостного восприятия природы, выявление экологических проблем, связанных с лесом, развивать у учащихся познавательный интерес и воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: Активизировать деятельность учащихся при изучении темы, формировать умение работать в команде, совершенствовать такие интеллектуальные умения, как анализ и обобщение полученного материала, способность излагать собственные мысли.
Оборудование: Географическая карта Романовского района, мультимедийный проектор, экран, презентация учителя «Растения и животные леса».
Личная значимость: Каждый человек может участвовать в охране леса, нужно знать и соблюдать правила поведения в природе.
План урока:
- Актуализация знаний.
- Сосновый бор как растительное сообщество.
- Влияние человека на растительный и животный мир.
- Рефлексия учащихся по теме урока.
- Заключение
Методы обучения: Почему необходимо беречь сосновый бор? Каким образом это можно делать?
Формы организации учебной деятельности: Проблемный, личностно-ориентированный урок, работа в группах.
Приёмы деятельности учителя: Обсуждение проблемы урока, демонстрация слайдов, организация групповой работы учащихся, подведение итогов.
Организация деятельности учащихся: Обсуждают проблему урока, делают краткие записи, работают в малых группах, делают выводы по уроку.
Развитие умений учащихся: Использовать имеющиеся знания, сравнивать, обобщать, работать в группе в заданном темпе, используя иллюстративный материал, использовать личный опыт и впечатления, делать выводы.
Основные понятия и термины урока: Растительное сообщество, экологические проблемы,
Домашнее задание по выбору учащихся: Написать рассказ о лесе, сделать его визитную карточку, рисунок, плакат по охране леса, правила поведения в природе.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Ребята, мы живём с вами в лесостепной зоне Алтайского края. Скажите, где чаще всего вы бываете на отдыхе всей семьёй? (На озёрах, в Горном Алтае, в сосновом бору). Как часто вы бываете в Касмалинском сосновом бору? (Несколько раз, обычно летом, редко). Нужно ли беречь бор и как именно каждый из нас может это делать? О ленточных борах сохранилось старинное предание, повествующее о том, как Бог ветра пролетал над этими землями и увидел прекрасную девушку с красивым именем Айгуль. Он решил переселить её в свой заоблачный замок и там, задобрив подарками дивными, уговорить выйти за него замуж. Но девушка знала, что любить такого не просто, ветер всё время менял свой характер, изменял настроение, был «ветреником» и часто улетал из дома. Айгуль услышала, как ветер стал к ней подкрадываться, принеся с собой запах диковинных цветов, она испугалась участи быть оторванной от родных мест и побежала по лугу домой. Но Ветер превратился в Ураган, догнал красивую беглянку и, подхватив её, унёс в свои поднебесные чертоги. Айгуль плакала, и там, куда падали её слезинки, появлялись мелкие озёра, а ленты зелёные, которыми она косы подвязывала, пояски нарядные слетели и понеслись к земле. Там, где они упали, леса выросли, чтобы братьям путь указать, где сестру искать. Только вот о том, нашли они её или нет, неизвестно.
2. Сосновый бор как растительное сообщество
Какие особенности леса вы замечали, ребята? Ответы учеников: «Там тихо, нет ветра», « воздух влажный, как говорит моя бабушка «парко». «Когда я долго бываю в лесу, у меня начинает болеть голова». « Мне нравится сосновый аромат».
Если присмотреться к лесу и за растениями, которые там произрастают, то мы увидим главную его особенность - ни один луч света не пропадает даром в лесу. В лесу и деревья, и кустарники, и травы расположены тесно, но, занимая все просветы, они тянутся к свету. В лесу свой, более мягкий климат. Лес – не случайное собрание растущих вместе растений. Это растительное сообщество, в состав которого входят различные растения, предъявляющие определенные требования к свету, почве и влаге. Растения и животные в лесу распределяются по разным ярусам.
1 ярус – полог леса (высокие деревья) |
2 ярус – подлесок (крупные кустарники, невысокие деревья) |
3 ярус – кустарниковый |
4 ярус – травяной |
5 – подстилающий и почвенный слой |
Работа в группах. Показ слайд – презентации. Задание: по внешнему виду растений определить их жизненные формы, дать название и расположить их в определённом ярусе. Какие ещё растения бора вам известны? Краткое выступление от каждой группы по итогам работы.
3. Влияние человека на растительный и животный мир
Ребята, я предлагаю вам послушать сочинение, «Это чудо природы сосновый бор!» которое написала о нашем бору ученица 11-го класса Самсонова Маша. Попробуйте определить, какую главную мысль она хотела выразить в нём.
Горячий летний полдень. Я сижу на разогретой солнцем сосне, поваленной когда-то ветром, наслаждаюсь сосновым ароматом любимого бора, мечтая о местах, где я ещё, может быть, побываю. А пока мои путешествия недалеки. Часто всей семьёй мы приезжаем в сосновый бор, что находится в десяти километрах от нашего села. Каждый раз приезжая сюда, я думаю о том, каким он был, когда люди ещё не пришли сюда и что будет с ним дальше. Мне представляется такая картина.
Могучий северный ветер принёс семена и бросил их в плодородную землю. Огромная чёрная туча пролилась на землю теплым дождём, горячее солнце согрело её, и я начал расти. Я рос, тянулся к небу, становился сильнее и выше. Через несколько лет ко мне пришли друзья: животные и птицы. Я давал им пищу и кров, защищал их от дождей и ветров, они отвечали мне тем же. Переносили мои семена в другие земли, наполняли меня жизнью. У меня появился голос: к шуму ветра, трепетанью листьев добавились птичьи трели и голоса зверей. Наша жизнь была спокойной, наполненной гармонией.
Однажды из далёких степей пришёл ко мне неведомый зверь. Перелётные птицы сказали, что имя ему – Человек и страшнее этого зверя нет никого в целом свете. Однако Человек казался таким робким и беспомощным, что я доверился ему и с радостью принял его как нового друга. Сначала так оно и было, но со временем людей становилось всё больше и больше.
Сейчас ко мне приходят разные люди. Одним я рад, они отдыхают вместе со мной, радуются, увидев что-то новое вокруг, дышат полной грудью, наслаждаются красотой природы и ничем не вредят мне, могут долго просидеть с удочкой на берегу моей подруги речки задумчивы, неторопливы и чисты душой. Другие – деспоты, не щадят ничего вокруг. Вытаптывают, выламывают, крушат. Они - моя погибель, изобрели адские машины, которые вгрызаются в моё тело, причиняют мне сильную боль. Они убивают моих детей больше, чем им нужно для жизни. Их костры выжигают меня дотла. Играя на моих полянах, они оставляют после себя горы мусора. Теперь я понял, что есть разные люди и можно жестоко ошибиться, доверившись злому Человеку!
До сих пор я надеюсь, что победит разум, что люди одумаются, будут приходить ко мне только с добром, исправят свои ошибки и помогут мне выжить. Человек! Я, Сосновый бор, обращаюсь к тебе: «Опомнись, ведь мы – дети одной матери, Природы! Заботясь обо мне, ты спасёшь и свою жизнь, сохранишь место, где я с радостью встречу твоих потомков».
4. Рефлексия учащихся по теме урока
Как вы считаете, можно ли выразить последствия преобразующей деятельности человека в окружающей среде словами поэта А. Твардовского?
В природе шагу не ступить,
Чтоб тот час, так ли сяк,
Ей чем-нибудь не заплатить
За этот самый шаг…
Ребята высказывают свои мысли.
5. Заключение
Домашнее задание по выбору, подведение итогов работы в группах.
Литература
- Этим гордится Алтайский край: по материалам творческого конкурса / Сост. А.Н.Романов; под общ. ред. М.П.Щетинина. – Барнаул, 2008.
- Винсон Браун. Настольная книга любителя природы. Ленинград, гидрометеоиздат, 1985 г.
- Сочинение ученицы 11-го класса Самсоновой Марии «Это чудо природы – сосновый бор!»