Гипотеза проекта
1. Основными факторами образа жизни, негативно влияющими на здоровье населения, являются: психоэмоциональный стресс, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем, курение, низкая физическая активность, употребление наркотиков.
2. Человек себе - часто злейший враг, потому, что ведут ЗОЖ всего 23,5 % школьников. Не соблюдают режим труда и отдыха 66,9 % старшеклассников. Бывают ежедневно на свежем воздухе меньше часа 38,6 % школьников. Не соблюдают режим питания 57,5 %. Уделяют время физическим упражнениям до 2 - 3-х часов в неделю только 16 % старшеклассников, занимаются около 4 - 6 часов в неделю 14,1 %. Не применяют закаливающих процедур 80,1 % учащихся. Курят 12,2 % школьников, достаточно часто пьют пиво 19,8 %. Молочные продукты и фрукты ежедневно употребляют 57,5 % школьников. Используют в пищу местные дикоросы, овощи и ягоды 55,6 % старшеклассников. Животные продукты, полученные на севере, не употребляет ни один из опрошенных. Не удовлетворены состоянием своего здоровья, имеют те или иные жалобы 56,6 % учащихся. Отмечают в последнее время снижение работоспособности и быструю утомляемость 53,7 % школьников.
Ключевыми проблемами в этом отношении являются:
1) формирование культуры здоровья;
2) повышение престижности здоровья и ответственности за сохранение собственного здоровья.
Актуальность
Результат образовательного процесса – не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях.
1. Построение образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей.
2. Практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Основополагающий вопрос:«Компетенция – это когда все знаешь?»
Проблемные вопросы:
1. Компетенции или компетентность?
2. Компетенции – это ЗУН?
3. Формирование компетенций возможно без понятия педагогическая технология?
4. Сбережение здоровья учащихся - ключевая компетенция?
Для того чтобы ответить на проблемные вопросы, которые были поставлены, сначала надо поставить основной вопрос «Компетенция – это когда все знаешь?»
Понятие «компетенция педагога»
Для успешной работы над проблемой познакомимся с определениями «компетенция педагога» ученых и педагогов. Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенцияприобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что».
Н.И. Алмазова определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность – это качественное использование компетенций. Другое определение компетентности дал Н.Н. Нечаев: «Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей». Н.Ф.Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский, В.Д. Шадриков, Р.К. Шакуров, В.М. Шепель и др. отмечают, что понятия «знания», «умения», «навыки» неточно характеризуют понятие «компетентность», так как, по их мнению, «компетентность» предполагает владение знаниями, умениями, навыками и жизненным опытом.
К.В. Шапошников понимает категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность педагога принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром». «Профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике».
(В.Н. Введенский). Для себя вывели, что компетенция: это и эффективное применение знаний и умений, осведомленность в круге вопросов и уровень профессионализма.
Педагогические технологии
Означает ли, что «компетенции – это ЗУН?» ЗУН - это основа учебного процесса, а компетенция – основа практической деятельности. После того, как учащиеся последовательно овладели учебным материалом, ребенок приобретает компетенцию. Он достигает определенного уровня продуктивной деятельности. Раз ученик достиг определенного уровня, значит, ЗУН помогли ему быть успешным, достичь определенных результатов. Возможно ли овладение знаниями, умениями, навыками, формированием компетенции без понятия «педагогическая технология?»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Технология (толковый словарь) – это совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерство, искусство. Познакомимся с определениями «педагогическая технология»:
1. «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей». (М.В. Кларин)
2. «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В.М. Монахов)
3. «Это научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним». (Н. Е. Щуркова)
4. «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». (ЮНЕСКО)
5. «Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» (В.П. Беспалько)
Академик Б.Т. Лихачев сказал: «Педагогическая технология - это инструментарий педагогического процесса».
Таким образом, «педагогическая технология» функционирует и в качестве науки, которая исследует наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Здоровьесберегающие технологии – способы управления учебно-воспитательной средой
Из ряда педагогических технологий ключевыми выделим здоровьесберегающие технологии. Они наиболее значимы по степени влияния на здоровье учеников. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами школы своей солидарной ответственности за сохранение здоровья детей и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении. Подразделяются на три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учеников, по мотивации их к ведению здорового образа жизни, по предупреждению вредных привычек. Предусматривается проведение организационно-воспитательной работы с учащимися после уроков, просвещение их родителей.
Здоровьесберегающие технологии включают: обеспечение психологического комфорта учеников, поддержка в учебных затруднениях, чередование стресса и релаксации, учет индивидуальных нужд в обучении. Здоровьесберегающие технологии как раз и интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учеников. Здоровьесберегающие технологии - способы управления поддерживающей учебно-воспитательной средой, исключающей стрессоры, предупреждающей снижение мотивации учения, сохраняющей психоматическое здоровье учащихся. Объектом педагогической деятельности (в том числе и в условиях здоровьесберегающей технологии) является не только сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика (его активности, самостоятельности, инициативы, интересов) для формирования его субъектной позиции и организации способствующей этому образовательной среды
Этапы |
Участники, содержание работы |
Сроки |
Форма результата |
1. Подготовительный: - определение цели и задач для себя лично; |
Классный руководитель, родительский комитет, актив класса, учащиеся 7-го, 11-го класса (выпускники прошлых лет). |
Неделя |
Графики, тесты, материальная поддержка. |
2. Формирование групп |
2 класс «А», 7, 11 классы |
1 день |
4 группы |
3. Организация работы |
1-я группа (11-й кл., уч-ся 2-го класса). Проект «Как создать оптимальные условия для здоровья человека»? |
Месяц |
Презентация. Конференция для 8 – 9-го кл. школы. |
2-я группа Презентация на кл. часе «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья», буклет «Рациональное питание» |
Месяц |
Презентация. Кл. час, родительское собрание. |
|
3 группа Листовка «Курение вредит здоровью», акция против курения. |
2 недели |
Листовки, акция в городе. |
|
4 группа Исследование «Как меняется концентрация углекислого газа во время занятий?» |
Месяц |
Проект. Конференция для 5 – 6-го кл. |
|
4. Подведение итогов |
Учащиеся 2-го класса, родители, учащиеся 11-го класса. |
|
Классный час. |
5. Реализация проекта |
«Привычка – это капитал, приобретенный в ходе упражнений». |
Март |
Конференция. |
Конкурс плакатов «Наш класс - самый спортивный класс школы». |
Март |
Выставка. |
|
Неделя здоровья. 1–7-й кл, родители. |
Апрель |
Спортивные соревнования. |
|
Методическая неделя, выступление по теме «Сбережение здоровья учащихся как ключевая компетенция учителя». |
Май |
Мастер-класс для учителей школы. |
Индикаторы проекта
1. Участие в классных мероприятиях – 100 %.
2. Занятие в кружках – 100 %.
3. Участие в конкурсах районной и школьной библиотек – 100 %.
4. Участие в спортивных состязаниях – 100 %.
5. Участие в общешкольных мероприятиях – 100 %.
6. Болезненность детей – 10 %.
7. «Самый спортивный класс».
Заключение
Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе необходимо применять здоровьесберегающие образовательные технологии. Учить детей охранять свое здоровье, заботиться о нем. Проводить интересные праздники, утренники, походы в парк, в «Рощу детства», все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически применять полученные знания на занятиях.
На уроках, применяя инновационные педагогические технологии, воспитывать культуру здоровья своих учеников, создавать «ситуацию успеха», применять активные методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся. Конечная цель данного проекта: создание эффективной модели сбережения здоровья учащихся в условиях школы.
Литература
1. Н.Г. Ежкова «Влияние обучения и воспитания на здоровье младших школьников».
2. А.В. Корягин «Реализация модели школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения».
3. С.В. Кулева «проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения».
4. М.М. Безруких «Здоровье детей и школа».
5. И. И. Брехман «Проблемы обучения человека здоровью».
6. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».