Разработка урока по литературному чтению во 2-м классе. Д. Кедрин "Осенняя песня" (система общего развития Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить со стихотворением Кедрина, развивать эмоционально-чувственное отношение к действительности, личностное видение окружающего мира, учить выразительному чтению, формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы, родного края.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 кл. I часть В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова, портрет Д. Кедрина, картины осенней природы художников – старооскольцев, грамзапись П.И. Чайковского «Осенняя песня», рисунки детей.

ХОД УРОКА:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА

«Мои глаза хорошо видят,
Мои уши хорошо слышат,
Я все запоминаю».

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Дети читают наизусть стихотворение И. Пивоваровой «Картина».

Учитель и учащиеся совместно анализируют и оценивают чтение.

Анализ рисунков детей к стихотворению.

Учитель: Что заметили?

Ученик: С помощью слова можно нарисовать не только красочную, но и звучащую картину природы.

IV. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Изучение лирического стихотворения.

Учитель: Рассмотрите картины художника нашего края И. Толмачева, побродите по аллеям, в парке, у реки, в лесу. Какие звуки вы услышите там, что заметите?

1. Ученик: Обратив внимание на картину «Осеннее утро» И. Толмачева мне захотелось прочитать стихотворение К. Трофимова нашего земляка.

ОСЕННИЕ ТУМАНЫ
Сизые осенние туманы
Кисеею стынут над землей,
Перелетных уток караваны
Прочертили небеса стрелой
Уронили пестрый плащ рябины,
Под ногами желтая листва
Осени волшебные картины,
Как твои запомнились слова.
Я иду, взволнованный, долиной,
Вьется над стернею струйкой дым
Где ты есть? На оклик журавлиный
Отзовись мне словом хоть одним.

2. Ученик: Посмотрев на картину И. Толмачева «Лесная поляна», я прочитаю стихотворение К. Трофимова «Сентябрь».

СЕНТЯБРЬ
Сентябрь возвратил мне
Угасшее лето,
Порадовал солнцем
И буйной травой,
Как будто свернула
В пространстве планета
С обычной дороги своей
Столбовой
Взметнулась за речкою
Гребнями пашня
К рябиновым зорям
Осеннего дня
И вновь зацвели
Белым цветом ромашки,
Волнуя,
Последнею вспышкой меня.

3. Ученик: А я прочитаю стихотворение Г. Островского тоже нашего земляка.

Мы в озерцо букеты бросили
Остались запахи в горстях…
Давай порадуемся осени,
О пыльном лете не грустя.
Ты посмотри как удивительно
Мерцает даль и высота,
Как бескорыстно и невидимо
Живет на свете красота!
Хвостом ударит рыба в озере –
И камыши зашелестят.
Давай порадуемся осени,
О бесконечном не грустя.

Учитель: Что общего у всех этих стихотворений?

Дети: Все они посвящены осени.

Учитель: А какие звуки вы услышали?

Дети: Тихие, спокойные.

V. ЗНАКОМСТВО СО СТИХОТВОРЕНИЕМ

Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение Д. Кедрина «Осенняя песня». Мы расследуем, какие приемы использует поэт в своем стихотворении, послушаем звуки, понаблюдаем за красками осени.

Учитель: Понравилось ли вам стихотворение?

Дети: Да.

Учитель: Какие картины осени рисует нам автор? Перечитайте два первых четверостишия. Что вы сможете сказать о глаголах, которыми пользуется поэт? Какое настроение создают глаголы «улетают», «миновало»?

Дети: Это значит: расставание, прощание, конца чего-то.

Учитель: А какие состояния выражены в глаголах «лежат», «спряталось», «улегся»?

Дети: Это состояния неподвижности, покоя, движения замирают, становятся незаметными.

Учитель: Дети, как вы думаете, почему поэт сравнивает осеннее небо с ситцевой занавеской, почему не с шелковой?

Дети: Имеется в виду неяркое, словно выцветшее небо, ситец – скромная ткань, а шелк – часто блестящая ткань.

Учитель: Из каких строчек (в двух первых четверостишиях) видно что осенью природа увядает, засыпает?

Дети: На холодном сером мраморе листья желтые лежат.

Учитель: А какие строчки подчеркивают, что природа все – таки жива, что она просто засыпает.

Дети: Черно – бурою лисицею под горой улегся лес.

Учитель: Прочти следующие два четверостишия.

– Ты увидишь, что у осени свой набор персонажей, каких?

– Кто такие эти духи осени?

Дети: Это ветры и дожди.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Прочтите два последних четверостишия

–Что имеет ввиду поэт, говоря о том, что сад покрыт ржавой влагой.

Дети: Это мокрые рыжие листья на земле.

Учитель: А с помощью какого выражения поэт дает нам понять, что цветы для него живые существа?

Дети: «Наголо облетевшие цветы» (наголо стригут головы людей, туловища животных).

Учитель: Из чего видно, что и рябины одушевленные, для поэта, что даже дождик живой?

– Как вы понимаете, что дождик склюет ягодки рябины?

Дети: Стучит по ягодкам капельками, как клювом.

Учитель: Мои следователи, какие же приемы автор использует в своем стихотворении?

Дети: Сравнение и олицетворение.

Учитель: Прочитайте стихотворение про себя и обратите внимание на то, какие краски возьмем, чтобы нарисовать осень? (на фоне чтения звучит музыка П.И. Чайковского «Осенняя песня).

Дети: Желтые, оранжевые, красные, коричневые.

Учитель: Почему в названии стихотворения есть слово «песня»? Можно ли подобрать к нему музыку? Какая это будет музыка нежная, мелодичная, ритмичная, грустная, веселая, громкая, тихая?

Дети: Да можно. Это будет плавная, грустная, тихая музыка.

Учитель: А я знаю, что на уроке музыки вы учили песню «Скворушка». Эти слова написала Малых Татьяна, ученица 4 класса.

Осень непогодушка,
Затянуло солнышко
Листья желтые летят
Опустел наш школьный сад
До свиданья скворушка
Золотое горлышко
Пусть дорога дальняя
Песенка – прощальная
Прилетай к нам, скворушка
Шелковое перышко.
Возвращайся в край родной
С песней звонкою весной.

Учитель: Понравилось стихотворение? На эти слова наш земляк - композитор Евгений Алексеевич Рыбкин написал музыку. Давайте споем эту песенку.

VI. КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЧИНЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Учитель: Ребята Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами «Рождается одна строка, за ней встает другая»…» Сейчас мы попробуем сочинить стихи. Закройте глаза, представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка «Рыжая Осень бродит по свету»… (звучит музыка П.И. Чайковского «Осенняя песня». Дети вместе с учителем подбирают рифму. И вот что из этого получилось).

Рыжая осень бродит по свету
Дождиком гонит прошедшее лето.
В золото красит траву и листья
Будто художник проходит кистью.

Учитель: Какие приемы использовали мы в своем стихотворении?

Дети: Сравнение, олицетворение.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель: С произведением какого поэта вы познакомились? Понравилось ли вам стихотворение? Почему? Что больше всего понравилось на уроке?

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выразительно читать стихотворение Д. Кедрина «Осенняя песня», рисунок к стихотворению.