Цели занятия:
- Научить решать уравнения с использованием следующих понятий и свойств:
а) при a = b = 0,
б) выделения полного квадрата,
в) области значений выражений: и . - Научить решать неравенства с использованием области определения функций у = tgx, y = ctgx
Ход занятия
I. Актуализация ключевых компетенций учащихся по данной теме.
На доске:
Ключевые компетенции:
1) при a = b = 0.
2) D(tgx): x≠, D(ctgx): x≠
3) Области значений выражений:
0≤ ≤ 1, -1≤ -≤ 0, 0≤ ≤ 1, -1≤ -≤ 0, и ≥ 0.
4) -разность квадратов.
- квадрат суммы (разности).
5) Решение квадратных неравенств методом интервалов.
1. Найдите область определения функции (можно при этом пользоваться опорным конспектом по данному элективному курсу)
а) у = tg x.
Запись в тетради: Решив уравнение, найдем значения х, не входящие в область определения данной функции
x = , │∙3, х =.
D(y): x ≠.
б) y = ctg 5x.
5x =, │∙, x = .
D(y): x ≠.
в) у = tg x,
x = , │∙
х = 2 + .
D(y): x ≠ 2 + , (т. е. x ≠…-2; -1;.0, 1; 2; …)
г) у = сtg x,
x = , │∙
х = 2·.
D(y): x ≠ 2·. (т. е. x ≠…-4; -2; 0, 2; 4; …).
2. Решите неравенство
а) 5х+3>0.
Учитывая, что х≥ 0 при всех x(), получим, что 5х+3>0 при всех x().
б) 1+ tg x > 0
Решениями неравенства являются все значения х, при которых определен tg x.
Ответ: x ≠ 2 + .
в) 1 + сtg x > 0
Решениями неравенства являются все значения х, при которых определен сtg x .
Ответ: x ≠ 2·.
3. Решите уравнение (- 4) = -(х + 2) .
Запись в тетради:
Используя свойство при a = b = 0, получим х = -2.
Ответ: -2.
4. Какова область значений функции
а) у = ?
Учитывая, что Е (cost) = и свойство , получим Е() =
б) у = ?
Учитывая, что Е (sint) = и свойство -, получим Е() =
Ответ: а) , б) .
II. Решение заданий из ЕГЭ (у всех учащихся распечатки заданий В и В)
Устная работа:
Выделить полный квадрат из квадратного трехчлена:
а) х-2 х – 1, б) х-6 х + 11, в) 4х- 4 х +1, г) 9х- 12 х +7.
1) Решить уравнение х- 2 х = (1- sin)(1+ sin) – 2.
Учитель с помощью учащихся решает и оформляет задание на доске.
Это комбинированное уравнение.
О.Д.З. x()
х- 2x = 1 - 2, х- 2x +1 = , (x - 1) = ,
Используя свойство при a = b = 0, получим
x =1.
Первое уравнение системы имеет единственный корень x =1, следовательно, если система имеет решение, то решением системы может быть только x =1, мы проверяем это, подставив х = 1 во второе уравнение системы.
Ответ: 1
2) Решить уравнение 9х- 12 х +7 = ()().
Решение этого уравнения оформляет ученик на доске.
О.Д.З. xR
9х- 12 х + 7 = 3 - , 9х- 12 х + 4 = - , (3x - 2) = -,
. Ответ: .
3).
Решение оформляет учитель.
Это комбинированное уравнение.
Учитывая, что Е() = , а E() = , получим, что данное уравнение равносильно системе
Корни первого уравнения: х = 2 и х = 3. Если система имеет решения, то ее решениями могут быть только числа 2 или 3, подставив эти числа во второе уравнение системы, получим
(верно), (верно), следовательно 2 и 3 решения системы.
Ответ: 2 и 3.
4) Сколько целочисленных решений имеет неравенство ?
Решение оформляет учитель.
Найдем область определения сtg x.
x = , │∙
х = 3·.
О.Д.З. x ≠ 3·. (т. е. x ≠…-6; -3; 0, 3; 6; …).
Заметим, что при всех х из О.Д.З., знаменатель дроби принимает положительные значения, поэтому неравенство равносильно системе
-х+ 4х -3 ≥ 0, │∙(-1)
х- 4х + 3 ≤ 0, ( х- 4х + 3 =0 при х = 1 или х =3)
(х - 1)(х – 3) ≤ 0,
Методом интервалов, определим, что x, с учетом, что x ≠ 3·, решениями системы являются x, в данный интервал входит всего два целых числа – это 1 и 2.
Ответ: 2
III. Проверочная самостоятельная работа
1 вариант | 2 вариант |
1. Найти область определения функции а) у = tg 2x; б) у = ctg . 2. Решите неравенство а); б) 4+ ctg >0 3. Решить уравнение: 4. Сколько целочисленных решений имеет неравенство . 5. Решить уравнение: |
1. Найти область определения функции а) у = ctg ; б) у = tg. 2. Решите неравенство а)1+; б) 4+ tg >0. 3. Решить уравнение: 4. Сколько целочисленных решений имеет неравенство . 5. Решить уравнение: |
IV. На дом предлагается решить задания из В и В на выбор, но не менее чем по 2 задания из В и из В.
ЕГЭ 2009 г. Задание В
- Найдите количество целочисленных решений неравенства х+7 х – 8 ≤ 0, удовлетворяющих условию ctg+ > 0.
- Найдите количество целочисленных решений неравенства 16 - х≥ 0, удовлетворяющих условию 3tg+ > 0.
- Найдите количество целочисленных решений неравенства х+4 х – 21< 0, удовлетворяющих условию ctg+ 13 >0.
- Найдите количество целочисленных решений неравенства 8 – 7x - х≥ 0, удовлетворяющих условию ctg + t g > 0.
- Сколько целочисленных решений неравенства 15 – 2x - х≥ 0, удовлетворяющих условию + 1 > 0.
- Сколько целочисленных решений имеет неравенство ?
- Сколько целочисленных решений имеет неравенство ?
- Сколько целочисленных решений неравенства x - х + 6 > 0, удовлетворяющих условию ?
- Сколько целочисленных решений имеет неравенство ?
- Сколько целочисленных решений имеет неравенство ?
ЕГЭ -2009 г. Задание В
- Решите уравнение х- 4 х = (2 - соs)(2 + соs) – 8.
- Решите уравнение 3 - ( - sin)( + sin) = 1 - 3х
- Решите уравнение -25х+ 40 х -23 = (соs)(соs)..
- Решите уравнение 16х- 24x + 12 = ( - sin)( + sin).
- Решите уравнение х+2x = (1- sin)(1+ sin) – 2.
- Решите уравнение 25х+ 60 х + 39 = ( - соs)( + соs).
- Решите уравнение 25х- 40 х +21 = ()().
- Решите уравнение 25х+ 80 х +69 = ()().
- Решите уравнение Если корень не единственный, то укажите сумму корней.
- Решите уравнение