Урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Разбор слова по составу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить находить в слове все части, уметь правильно подбирать однокоренные слова, учить видеть в словах «опасные» места, учить подбирать слова по заданным схемам.
  • Развивать умение анализировать и сравнивать, развивать логическое мышление, память
  • Воспитывать чувство коллективизма, аккуратности при письме, внимательность, воображение.

1. Организационный момент.

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Обратите внимание на соблюдение орфографического режима.

2. Словарная работа.

-Вставьте пропущенные буквы в слова: работа в тетрадях. Один ученик работает у доски: к…рандаш, учит…ль, …зык, р…бота, м…роз, д…рога, т…атр, р…бята, ов…щи.

-Какие это слова? По какому признаку вы определили принадлежность этих слов к словарным? (ответы детей)

-Можно ли эти слова разделить на группы? По какому признаку?(ответы детей)

3. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы будем учиться находить в слове все его части, изученные нами, то есть разбирать слово по составу.

4. Разбор слов по составу.

-Вспомните, из каких частей состоит слово? Какое значение имеет каждая часть? Как правильно определить в слове корень ? Какие слова называются однокоренными?(ответы детей)

-Подберите однокоренные слова к корню –сад (упражнение выполняется под контролем учителя; все работают в тетрадях, один ученик у доски)

САД, САДИК, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ПОСАДКИ

-Выделим сначала главную часть – корень. Вспомните, как мы это делаем?

-В каких из этих слов есть безударная гласная в корне? Как её можно проверить?

-Далее определим остальные части слова, если они есть. В какой последовательности мы их будем находить?(ответы детей)

-Есть ли приставка, суффикс?

-Есть ли безударная гласная в суффиксе? Обозначим её.

-Есть ли безударная гласная в приставке? Обозначим её.

5. Работа с учебником.

Рассмотрим рисунок на странице 82 вашего учебника. Найдите и назовите слова состоящие из одного корня, из корня и суффикса. Запишите эти слова в тетрадь и сделайте их разбор.

6. Самостоятельная работа по раздаточным карточкам.

-Запишите самостоятельно по три слова к каждой схеме:

-Выделите в первой группе слов корень, а во второй группе корень и суффикс.

-Какие суффиксы вы выделили? Что необходимо запомнить в их правописании?(ответы детей). Можно использовать взаимопроверку задания в парах.

7. Картинный диктант.

На доске вывешены изображения следующих предметов: моряк, дворник, кормушка, горка, игрушка, утята, подружка.

-Запишите слова, обозначающие названия предметов, изображённых на картинках.

-Разберите слова по составу.

-Выпишите из этих слов слова с проверяемой безударной гласной, подберите письменно к ним проверочные слова.

-Как доказать, что проверочное слово является однокоренным с проверяемым? Выделите корень.

8. Работа с учебником.

Упражнение 4, страница 90. Работа по заданию учебника, а затем коллективная проверка правильности выполнения.

9. Подведение итога урока.

-Над чем мы сегодня работали на уроке?

-Из каких частей состоят слова?

-Что мы вспомнили про безударную гласную?

Учитель даёт положительную оценку работе класса, оценивает с комментированием работу учеников у доски.

10. Домашнее задание.

Дидактический материал (карточки-задания), страница 46-47.