Цели:
- Учить находить в слове все части, уметь правильно подбирать однокоренные слова, учить видеть в словах «опасные» места, учить подбирать слова по заданным схемам.
- Развивать умение анализировать и сравнивать, развивать логическое мышление, память
- Воспитывать чувство коллективизма, аккуратности при письме, внимательность, воображение.
1. Организационный момент.
Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Обратите внимание на соблюдение орфографического режима.
2. Словарная работа.
-Вставьте пропущенные буквы в слова: работа в тетрадях. Один ученик работает у доски: к…рандаш, учит…ль, …зык, р…бота, м…роз, д…рога, т…атр, р…бята, ов…щи.
-Какие это слова? По какому признаку вы определили принадлежность этих слов к словарным? (ответы детей)
-Можно ли эти слова разделить на группы? По какому признаку?(ответы детей)
3. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы будем учиться находить в слове все его части, изученные нами, то есть разбирать слово по составу.
4. Разбор слов по составу.
-Вспомните, из каких частей состоит слово? Какое значение имеет каждая часть? Как правильно определить в слове корень ? Какие слова называются однокоренными?(ответы детей)
-Подберите однокоренные слова к корню –сад (упражнение выполняется под контролем учителя; все работают в тетрадях, один ученик у доски)
САД, САДИК, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ПОСАДКИ
-Выделим сначала главную часть – корень. Вспомните, как мы это делаем?
-В каких из этих слов есть безударная гласная в корне? Как её можно проверить?
-Далее определим остальные части слова, если они есть. В какой последовательности мы их будем находить?(ответы детей)
-Есть ли приставка, суффикс?
-Есть ли безударная гласная в суффиксе? Обозначим её.
-Есть ли безударная гласная в приставке? Обозначим её.
5. Работа с учебником.
Рассмотрим рисунок на странице 82 вашего учебника. Найдите и назовите слова состоящие из одного корня, из корня и суффикса. Запишите эти слова в тетрадь и сделайте их разбор.
6. Самостоятельная работа по раздаточным карточкам.
-Запишите самостоятельно по три слова к каждой схеме:
-Выделите в первой группе слов корень, а во второй группе корень и суффикс.
-Какие суффиксы вы выделили? Что необходимо запомнить в их правописании?(ответы детей). Можно использовать взаимопроверку задания в парах.
7. Картинный диктант.
На доске вывешены изображения следующих предметов: моряк, дворник, кормушка, горка, игрушка, утята, подружка.
-Запишите слова, обозначающие названия предметов, изображённых на картинках.
-Разберите слова по составу.
-Выпишите из этих слов слова с проверяемой безударной гласной, подберите письменно к ним проверочные слова.
-Как доказать, что проверочное слово является однокоренным с проверяемым? Выделите корень.
8. Работа с учебником.
Упражнение 4, страница 90. Работа по заданию учебника, а затем коллективная проверка правильности выполнения.
9. Подведение итога урока.
-Над чем мы сегодня работали на уроке?
-Из каких частей состоят слова?
-Что мы вспомнили про безударную гласную?
Учитель даёт положительную оценку работе класса, оценивает с комментированием работу учеников у доски.
10. Домашнее задание.
Дидактический материал (карточки-задания), страница 46-47.