Технология социального проектирования в формировании активной гражданской позиции подрастающего поколения

Разделы: Классное руководство


В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей и молодежи, их переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности.

Антон Семенович Макаренко – один из отечественных педагогов считал, что «труд без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным».

Перед образовательными учреждениями стоит цель: формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем. Одним из интенсивных методов участия молодого поколения российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование.

Социальное проектирование – это такой вид деятельности, который решает определенную социальную проблему, связанную с местным сообществом людей.

Мы живем в краю причудливых гор, дремучей тайги, откуда берут начало красивейшие реки Сибири, широких курганных степей, хранящих многовековые тайны истории Хакасии – одного из древнейших регионов человеческой цивилизации.

Через социальное проектирование в старших классах создаем условия для формирования потребности изучать литературу и историю родного края.

Главная цель: формирование развитой, социально – активной личности, приобщение к общечеловеческим ценностям с чувством ответственности за судьбу родного края.

В связи с этим осуществляем проект «Мой край родной – частица Родины большой». Этим проектом продолжается работа по формированию краеведческих знаний у учащихся. В ходе его реализации хотим показать, что знание истории родного края является неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания молодого поколения.

В ходе создания проекта встали определенные задачи:

  • Формировать у учащихся целостное понимание культуры родного края;
  • Воспитывать любовь к малой родине;
  • Развивать чувства гражданственности и патриотизма при изучении местного материала:
  • Повысить интерес к творчеству местных писателей;

Проект реализуется через использование выводов социологических исследований, различные методы и формы массовой работы, издание печатной продукции : информационных буклетов, закладок, листовок, памяток, плакатов; проведение рекламных мероприятий, координирование работы со всеми заинтересованными организациями и учреждениями, фонды библиотек, использование информационно коммуникативных технологий.

Используя различные формы и методы работы: вечера, часы поэзии, историко-краеведческие калейдоскопы, творческие лаборатории, экскурсии - заостряется внимание учащихся на знание истории родного края, любви к малой родине. В реализации проекта принимают участие организации и учреждения, заинтересованные в его осуществлении: МО «Боградскиий сельсовет», районный краеведческий музей, центральная библиотека им. С.А. Пестунова, родительский комитет, управление культуры, молодежи и спорта.

Проект реализуется через проведение мероприятий:

  1. Анкетирование школьников «Знаешь ли ты историю своего края?»;
  2. Книжное ралли по пестуновским местам Боградского района «С книгой в пути»;
  3. Поэтическая гостиная «Он наш поэт, он наша гордость» к дню памяти С.А. Пестунова – писателя и поэта, нашего земляка;
  4. Встреча в русской провинции с местными писателями «По велению души»;
  5. День новой книги «Еще не остывшие строки…»;
  6. Пестуновские чтения «В моем березовом краю»;
  7. Праздник « Цвети, моя Хакасия»;
  8. Конкурсы рисунков, сочинений «Край, в котором я живу», к 245-летию села Боград «Родной Боград, живи и славься! Тебе ведь 245!»;
  9. Фотосессия « А я люблю свои места родные!»;
  10. Историко – краеведческий калейдоскоп « Любовь к малой родине сквозь таинство страниц» (по страницам произведений местных писателей);
  11. Экскурсия в краеведческий музей, посвященная 130-летию со дня рождения Я.Е. Бограда «Время не властно над именем твоим»;
  12. Час мужества «Наши земляки – защитники Родины»;
  13. Создание альбома «Герои Советского Союза – наши земляки».

В дальнейшем планируется создание «информационной россыпи»:

  • «Экскурс в историю родного края» (страницы истории села Боград);
  • « Поэты земли Боградской»;
  • «Моя Родина в стихах» (стихи учащихся, выпускников школы, учителей);
  • «А я люблю свои места родные» (фотоальбом);
  • «Мое село вчера, сегодня, завтра» (фотоальбом).

Организация волонтерского движения по распространению малой формы библиографии: буклеты, листовки, закладки (все это связано с историей родного края).

По залам воображаемого музея «Познай прошлое родной земли».

Экскурсии в грот «Двуглазка», Бородинскую пещеру, боярскую писаницу, Демидовское провалище, гора «Сладкие коренья».

Семейный туризм по жемчужинам родного края - организация туристических экскурсий краеведческим музеем.

Творческая лаборатория «Каким ты видишь герб Боградского района?»

Создание учебных проектов: « Диалекты Боградского района».

Издание сборника «Красу Бограда я воспеть стараюсь», куда войдут лучшие творческие работы учащихся.

Ожидаемые результаты при реализации проекта:

  • повышение знаний учащимися истории родного края;
  • умение применить полученные знания в жизни;
  • повышение интереса к истории родного края;
  • успешное использование инновационных методов и технологий;
  • укрепление связей со всеми заинтересованными учреждениями и организациями;
  • распространение опыта работы среди других школ района.

Работа над социальным проектом дает возможность учащимся формировать в себе важные для современного человека компетентности: делиться мнением и полученной информацией; презентовать и понимать информацию; демонстрировать культуру и поддерживать сотруднические отношения; работать в группе; следовать демократическому стилю общения и взаимодействия; проявлять ответственность и усердие в выполнении задания; демонстрировать активную гражданскую позицию; проявлять инициативность; адекватно себя оценивать.

Список использованной литературы:

  1. Н.В.Белобородов «Социальные творческие проекты в школе»; М.: Аркти, 2006.
  2. И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся»; М.: Аркти, 2006.
  3. Т.В.Осипов .Рабочая книга по социологии; М.: Просвещение, 2000.
  4. А.С.Прутченков, Л.Ю.Иванова «Социальное проектирование в воспитательной работе школы»; Практикум; М.: Новая цивилизация, 1999.