Цели урока:
Обучающая:
- Формирование представлений об общих признаках и разнообразии рыб.
Развивающие:
- Формирование умения описывать природный объект по готовому плану.
- Продолжить освоение деятельности моделирования.
- Развивать умение полно и точно выражать свои мысли.
Воспитательная:
- Развивать умение общаться в паре и группе.
Оборудование:
- У учителя: телевизор, DVD, диск с записью о рыбах, таблица с изображением рыбы, надписи строения рыбы, надписи: морская рыба и речная рыба, картинки-герои: Мудрая Черепаха, Муравей, план описания рыбы.
- У учащихся: карточки с планом описания рыбы, клей, картон, фломастер, учебник, картинки-открытки с изображением рыб.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Готовность к уроку:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
– Проверим, всё ли готово к уроку.
– Что ещё может пригодиться на уроке? Какие качества нужны? (аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум).
– Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы умные и сообразительные дети и у вас всё получится.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа.
– Рано утром Муравей встретил спешащую куда-то Мудрую Черепаху.
– Куда ты торопишься?
– Я спешу к воде, а кого я там увижу, догадайся, отгадав загадку:
В воде они живут,
Нет клюва, а они клюют. (Рыбы)
Показ видео-ролика "Вступление".
– Какая тема урока?
– А наш Муравей живёт в лесу. И он не знает, кто такие рыбы. Поможем ему? (Да).
– Каких рыб вы знаете?
– Рассмотрите картинки на доске. (На доске: сом, карась, сельдь, камбала)
– По какому признаку можно разделить этих рыб на две группы? Почему?
III. Разрыв между знанием и незнанием.
– Деление на группы вызвало затруднение? (Да).
– Значит, мы с вами не всё знаем о рыбах.
IV. Постановка учебной проблемы.
– Поэтому нам надо понять: кто же такие рыбы?
– А для этого, что необходимо найти? (Признаки)
– Правильно.
– Что нужно поставить? (Ставим знак "?")
– Для чего нам нужно знать признаки рыбы? (По этим признакам мы сможем отличить рыбу от других животных).
– Чему должны научиться? (Отличать рыбу от других животных).
V. Открытие нового.
1. Работа в парах.
– У вас на столах картинки с изображением рыб. Рассмотрите их.
– Что заметили? Что общего у них? (на доске прикрепляется рыба и названия частей рыбы).
Рисунок 1
– Для чего им нужны плавники и хвост? (Чтобы плавать).
– Жабры? (Чтобы дышать).
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Чешуя)
– А для чего нужна чешуя? (Для защиты).
– Чтобы защита была прочная, как располагаются чешуйки? (Наслаиваются друг на друга).
– Давайте сейчас попробуем правильно "смоделировать" рыбу.
2. Практическая работа (моделирование).
– Вам необходимо в паре "собрать" рыбу, а для этого определите кто будет составлять, кто клеить части рыбы и вместе дорисовать то, чего не хватает.
Рисунок 2
– Какая пара первой будет готова, та и соберёт рыбу на доске. А остальные пары контролируют.
– Все работы хороши, поэтому после урока мы устроим выставку.
Вывод: Итак, по какому признаку узнаём рыб? (По строению)
3. – Как вы думаете, где могут жить рыбы? (В реке, озере и море)
Показ видео-ролика "Разнообразие рыб".
– Значит, как можно назвать рыб, которые живут в реке? (Речными)
– А в море? (Морскими) (На доске прикрепляются названия групп: морские рыбы и речные рыбы)
– Вы, каких речных рыб знаете? А морских?
– Давайте проверим по учебнику.
4. Работа по учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас". 1 класс.
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике с. 22-23.
– Мы были правы или нет?
– Теперь мы запомним, какие рыбы морские, а какие речные.
Вывод: Так по какому ещё признаку определяем, что это рыба? (По месту обитания)
– Итак, кто же такие рыбы?
Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Они могут быть морскими, речными.
Физкультминутка.
Игра "Море волнуется".
VI. Первичное закрепление.
1. Отгадывание загадок и сообщение о рыбах.
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом). Видео-картинка.
– Какая эта рыба? (Речная).
–У сома, в отличие от большинства рыб тело без чешуи. Его защищает толстая кожа. Это самая крупная рыба: длина тела достигает 2,5 м, а вес – до 150 кг.
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна. (Щука). Видео-картинка.
– Какая эта рыба? (Речная).
Щука – одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскированная, благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она неподвижно ждёт в засаде, пока поблизости не покажется добыча.
Её называют грозой морей.
Она большая и быстро плавает.
Зубы у неё в шесть рядов
и острые как бритва. (Акула). Видео-картинка.
– Какая эта рыба? (Морская).
Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. Самая маленькая акула достигает длины 1 метра, гигантская – до 12 метров и весит 3500-4000 кг.
– А какую рыбу мы собрали? Найдите в учебнике. (Карась)
– Какая эта рыба? (Речная)
– Что нужно использовать для того, чтобы рассказать о рыбе? (План)
– Что необходимо указать в плане?
(План озвучивается и прикрепляется по пунктам на доске).
2. Работа в группе.
– Вам дан рисунок рыбы и план, по которому вы должны будете описать рыбу. Также можно использовать иллюстрации в учебнике.
– Читает план тот ребёнок, который умеет читать, а остальные, соблюдая все пункты, составляют описание рыбы по картинке.
План описания рыбы.
- Название рыбы.
- Речная или морская рыба.
- Размеры (большая, средняя, маленькая).
- Форма тела.
- Окраска туловища, плавников.
- Особенности частей тела (рот, плавники, глаза).
Выступление детей с описанием рыбы. (Оценивание).
– Так на какие две группы необходимо было разделить всех рыб? (На морских и речных)
VII. Рефлексия. Оценка.
– Итак, подведём итоги.
– Вспомните, чему мы хотели научиться? (Отличать рыбу от других животных по их признакам)
– Узнали признаки рыб?
– Знак"?" можем снять и какой знак поставить? ("!").
– Тогда, давайте расскажем нашему Муравьишке, как отличить рыб от других животных?
– Поднимите руку, кто узнал для себя много нового и интересного?
– Все работали хорошо! Молодцы!
– Урок окончен.