Методическая разработка "Интеграция курсов "Игровая экология" и "Информатика для младших школьников": сборник сценариев"

Разделы: Информатика, Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Сценарии мероприятий

Занимательная эстафета

Цель: Повторение и закрепление знаний учащих, полученных ими по курсам «Информатика» и «Игровая экология», привитие навыков быстрого мышления, воспитание ответственности за коллективное решение, формирование коммуникативных способностей, развитие творческой активности.

Форма проведения: учебно-игровой урок.

Ход урока

Вступительная часть:

Обучаемая группа разбивается на команды по 3-4 человека. В каждой команде выбирается капитан, отвечающий за организацию и распределение работ среди ребят своей команды. Весь урок разбивается на два этапа: практический и теоретический. Практические задания выполняются с помощью компьютера, теоретические – за столом. Каждое задание ориентировано на проверку знаний учащихся по определенным темам. Задания на компьютере выполняются индивидуально в виде эстафеты (один участник – одно задание). В это время остальные ребята выполняют задания теоретического тура. В процессе работы заполняются специальные итоговые таблицы.

Практический тур (эстафета):

На этом этапе ученики работают на компьютерах. Все задания практического тура выполняются в графическом редакторе Paint. Задания хранятся в специальной папке «Эстафета» на рабочем столе ПК. Для решения очередного задания приглашается один ученик из каждой команды. Участник эстафеты должен открыть папку, выбрать нужное задание и выполнить его. Результат показать педагогу, который оценивает выполнение задания. После этого к ПК приглашается другой ученик для выполнения следующего задания. Каждый ученик выполняет хотя бы одно задание на ПК.

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Теоретический тур

Задание 1. Числовые ряды

Восстанови ряд (по 2 числа вправо и влево)

... … 5 7 9 … …
… … 5 6 9 10 … …
… … 21 17 13 … …

Задание 2. Пищевая цепочка. Какая пищевая цепочка составлена правильно?

А) мышь – змея – ястреб;
Б) корень дуба – личинка майского жука – крот;
В) трава – еж – сова.

Задание 3. Числовая цепочка

Задание 4. Кроссворд

Задание 5. Ребусы

«Таинственные острова»

Форма проведения: Интегрированный урок-игра.

Цель: Способствовать развитию логического мышления, коммуникативных и творческих способностей детей. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Ход урока

Урок проводится в виде эстафеты. Из учащихся формируются команды по 4-6 человек. В начале игры каждая команда получает маршрутный лист движения по «островам» (этапы эстафеты). Острова расположены в отдельных кабинетах. На каждом «острове» команды должны выполнить предложенные задания по определенной теме. При успешном решении задания команда получает часть ключа, необходимого для выполнения задания на последнем этапе. После прохождения всех «островов» команды должны найти на компьютере картинку по адресу, который получился из собранного ключа.

«Остров занимательный»

Решить логическую задачу:

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:

  • Вода и молоко не в бутылке.
  • Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом.
  • В банке не лимонад и не вода
  • Стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.

В каком сосуде находится каждая из жидкостей?

«Остров натуралистов»

Вписать слова, относящиеся к природе.

«Остров лесная аптека»

Выполнить задание на компьютере:

Открыть графический редактор Paint. Открыть файл D:\рабочая\задания\лесная аптека.bmp (файл у автора). Привести в соответствие названия и рисунки лекарственных растений.

«Остров шпионов»

Задание 1

Расшифровать послание (вариант 1)

Расшифровать послание (вариант 2)

Задание 2

В этих анаграммах прочитайте названия птиц. Какое слово лишнее?

  • волига
  • ницаси
  • гайпопу
  • рокасо
  • вейлосо
  • рецкво
  • занас
  • усстра
  • линфи
  • бейрово

(иволга, синица, попугай, сорока, соловей, скворец, сазан, страус, филин, воробей)

«Остров алгоритмов»

Написать алгоритм:

Однажды Карлсон нашел кошелек и открыл его. А что случилось дальше? Здесь возможны варианты.

Вариант 1. Кошелек оказался пустым, поэтому Карлсону не удалось купить плюшку. Очень жаль.

Вариант 2. В кошельке всего одна денежка, так что Карлсон смог купить только одну плюшку.

Вариант 3. В кошельке целая куча денег, поэтому Карлсон купил гору плюшек и наелся до отвала.

Заполнить блок-схему алгоритма «Карлсон нашел кошелек» и дорисовать стрелки

Некоторые команды алгоритма: Открой кошелек. Купи себе одну плюшку. Очень жаль, но ничего не поделаешь

Заполнить блок-схему алгоритма «Карлсон нашел кошелек» и дорисовать стрелки учитывая Вариант 4.

Вариант 4 В кошельке целая куча денег, поэтому Карлсон купил гору плюшек, наелся, но не объелся

Некоторые команды алгоритма: Открой кошелек. Купи себе одну плюшку. Очень жаль, но ничего не поделаешь. Карлсон уже наелся? Больше есть не могу, а то сейчас лопну.

Итоговое мероприятие «Телепанорама» 

Данное мероприятие проводится по окончании второго года обучения, для демонстрации и оценки знаний учащихся по курсам «Игровая экология» и «Информатика для младших школьников».

Педагогами разработана мультимедийная презентация для оформления мероприятия <Приложение 1>

Сценарий мероприятия:

Ведущий: (слайд 1) Сегодняшнее наше занятие мы назвали Телепанорама. Используя популярные телепередачи, мы покажем, чему научились ребята и подведем итоги этого учебного года.

Итак, посмотрим на экран (слайд 2).

В эфире всем известная программа «Поле чудес». В этой телевизионной игре участники разгадывают слова. И мы с вами тоже будем разгадывать небольшой кроссворд, по теме: «Инструменты графического редактора» (слайд 3). Разгадав все инструменты, у нас получится слово, связанное с телевидением.

  1. Этим инструментом можно нарисовать круг (эллипс)
  2. Стирает часть рисунка при нажатии левой кнопки мыши или, заменяет основной цвет на фоновый, при нажатии правой кнопки (ластик)
  3. Позволяет нарисовать плавные, выгнутые линии (кривая)
  4. Увеличивает/уменьшает фрагмент рисунка (масштаб)
  5. Позволяет набрать текст, который сохраняется как рисунок (надпись). Получилось слово «экран».

Ведущий: Давайте переключимся на другую программу (слайд 4).

Это программа «Необъяснимо, но факт» обо всем загадочном и неизведанном. Ведь подобные явления всегда интересовали и будут интересовать людей. Жизнь природы полна загадочных явлений и событий, которые мы пытаемся понять на уроках экологии.

Дети в роли корреспондентов:

1 ребенок: Как устроена планета Земля (слайд 5).

На этом уроке мы познакомились с внутренним строением планеты Земля. Вылепили модель Земли из пластилина. В технике «цветовая растяжка» выполнили рисунок, на котором показали, откуда «питаются» вулканы. Чтобы запомнить строение Земли, мы построили модель Земли из самих себя. Игра «Внутреннее строение Земли» (слайд 6).

2 ребенок: Земля гудит, дрожит и брызгается…(слайд 7)

Мы узнали, что наша земная кора не цельная, а состоит из литосферных плит, которые все время движутся. На границах литосферных плит часто бывают землетрясения и извержения вулканов. На рисунке, в техниках «по-сырому» и «набрызг», изображено жерло действующего вулкана.

3 ребенок: Малахитовая шкатулка ч. 1 (слайд 8).

Название этих занятий взято из сказки замечательного уральского сказочника П.Бажова. Мы говорили о минералах и горных породах, о том, как они образовались в недрах Земли, об их свойствах и многообразии. В технике «мятая бумага», мы нарисовали портрет Хозяйки Медной горы и украсили ее кокошник драгоценными камнями и уральскими самоцветами.

4 ребенок: Малахитовая шкатулка ч. 2 (слайд 9).

Также мы изготовили книжку-раскладушку, в которой изображены этапы образования горной породы – мрамор. Раковины морских обитателей на дне океана сдавливаются и со временем превращаются в известняк, а потом, попадая в глубину, под действием давления и высоких температур, пласт известняка превращается в мрамор. Такие породы называются метоморфическими.

5 ребенок: Лицо Земли (слайд 10).

Лицо Земли или рельеф Земли. На этом рисунке в технике «контражур» изображена одна из форм рельефа – горы. Также мы познакомились с работой сил выветривания. Игра «Процесс выветривания».

6 ребенок: Земля и Время (слайд 11).

Мы вернулись на 3 миллиарда лет назад, когда на нашей планете возникла и начала развиваться жизнь. Стихотворение Э. Успенского «Когда – то Земля была огненным шаром». На рисунке, в технике «по – сырому» изображена мезозойская эра, юрский период – расцвет динозавров на Земле.

Ведущий: Спасибо нашим корреспондентам, а мы возвращаемся к нашей телепрограмме (слайд 12).

«Зов джунглей» – детская развлекательная передача. В ходе программы две команды "Хищники" и "Травоядные" соревнуются между собой в различных конкурсах и заданиях.

(выбираются две команды по 10 человек, «Хищники» и «травоядные». Напротив команд два стула с табличками «истина» и «ложь». Ведущий читает высказывание. Игроки должны занять первыми стул с нужной табличкой.

Предлагаемые высказывания: (слайд 13-22).

  • В ноябре 31 день ложь (30)
  • В слове «клавиатура» 11 букв ложь (10)
  • Река Тигр носит имя домашнего животного. ложь (дикого)
  • Чтобы закрасить прямоугольник нужно использовать инструмент «заливка» истина
  • В наборе инструментов Paint есть геометрические фигуры? истина
  • Москва не столица России ложь
  • Собаки не всегда спят истина
  • 5+6-2=9 истина
  • Число 12 делится на 3 и на 2 истина
  • Число 6 делится на 3 или на 5 истина

Ведущий: Следующая программа на нашем экране (слайд 23).

«В мире животных» – передача о привычках, образе жизни животных, о взаимоотношениях людей и дикой природы. Гостями студии этой бывают ведущие ученые России, а также любители животных и их питомцы. А сегодня гостями студии стали мы с вами.

Дети выступают в роли корреспондентов:

7 ребенок: Вода мира (слайд 24).

«Вода у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: – ты сама жизнь!» так говорил о воде знаменитый писатель Антуан де Сент Экзюпери. Мы изобразили красоту водоема в технике «цветовая растяжка» и «симметричное отпечатывание».

8 ребенок: Жизнь в воде (слайд 25).

На рисунке в технике «монотипия» изображен биоценоз тропического моря. На занятии мы знакомились с обитателями разных водоемов нашей планеты, узнали, какие приспособления есть у них для жизни в воде, а еще познакомились с классификацией водных обитателей по способу передвижения. Игра «Планктон, нектон, бентос».

9 ребенок: Место обитания – родной дом (слайд 26).

Несколько наших уроков были посвящены птицам. На примере перелетных птиц, мы познакомились с процессом миграции. Работа «Перелет птиц» состоит из нескольких фрагментов, показывающих, как труден и опасен путь птиц во время миграции. И все же, каждую осень они улетают к местам зимовок, а весной возвращаются на гнездование, в родной дом.

10 ребенок: Экологическая ниша (слайд 27).

Оказывается, на одном дереве рядом, могут жить сова и дятел и быть добрыми соседями. У них разная еда и разный способ ее добывания, они активны в разное время суток. Другими словами, в природе они занимают разные экологические ниши.

11 ребенок: Паутина пауков (слайд 28).

Пауки относятся к классу паукообразные. У них 8 ног и 2 части тела. Пауков на Земле насчитывается 27 тысяч видов: и больших, и маленьких, и ядовитых, и совсем безобидных. Удивительна способность пауков плести паутину, для них это ловчая сеть, а для нас необычайно красивое творение природы.

12 ребенок: Сеть пищевых отношений (слайд 29).

Все живые существа в природе связаны между собой пищевыми отношениями. И жук-короед, который прокладывает ходы под корой дерева, тоже одно из звеньев пищевой сети леса. Рисунок выполнен в технике «мятая бумага».

Ведущий: Спасибо нашим ребята, посмотрим, что же у нас дальше (слайд 30).

«Детские шалости» - это игровое шоу, участниками которого являются дети и взрослые. Задача первого раунда «объяснялок» заключается в том, чтобы первым угадать слово, которое на экране объясняет ребенок. У нас на экране будут появляться объяснения слов. Постарайтесь угадать его с первого раза.

(Ведущий дает поочередно три подсказки для ответа, если ответ дан после первой подсказки, то команда получает 3 очка, после второй – 2 очка, после третьей – 1 очко).

Вопрос 1 (слайд 31)

  • В персональном компьютере ее много. Она есть внутри и снаружи.
  • О ней говорят, что в молодости она хорошая, а в старости пропадает. Ее можно тренировать.
  • В ней хранится информация.

Ответ: память.

Вопрос 2 (слайд 32)

  • Она может быть у вас дома и у компьютера.
  • Появление ее дома – редкое явление, а у компьютера – обычное дело.
  • А в компьютерной графике без нее как без рук!

Ответ: мышь.

Вопрос 3 (слайд 33)

  • часть компьютера, которая делает информацию видимой
  • устройство компьютера, которое может оказывать вредное воздействие на человека?
  • бывает жидкокристаллическим

Ответ: монитор

Вопрос 6: (слайд 34)

  • Устройство хранения информации
  • На него записывают информацию для переноса на другие компьютеры
  • Он круглый и блестящий

Ответ: диск

Вопрос 7: (слайд 35)

  • Универсальное электронное устройство для обработки информации. Не компьютер.
  • Существовали до появления компьютеров
  • Вы его используете, чтобы вычислить примеры

Ответ: калькулятор

Ведущий: (слайд 36) «Субботник» – это добрая утренняя передача, в которой ведущие помогают наводить порядок в доме героев телепередачи. А мы с вами наведем порядок у себя в классе и немного поиграем.

Выбираются две команды по 5 человек. Для игры необходимы 2 веника, воздушные шары, корзины. Нужно загнать шарик в корзину, используя только веник.

Ведущий: А у нас на экране следующая телепередача (слайд 37) «Очевидное – невероятное» – старейшая научно-популярная программа, которая знакомит с последними научными новостями, освещает актуальные проблемы науки и цивилизации. Об очевидных и невероятных фактах, изученных на уроках экологии, нам расскажут ребята.

Дети в роли корреспондентов:

13 ребенок: Дерево рождается, живет и умирает… ч. 1 (слайд 38).

На рисунке в технике «цветной мазок» изображена старость дерева. Удивительные существа деревья. Они рекордсмены среди живых существ нашей планеты по долголетию. На Земле есть деревья, возраст которых – пять тысяч лет. Стихотворение о дереве.

14 ребенок: Дерево рождается, живет и умирает… ч. 2 (слайд 39).

А для чего дереву нужны листья? В листьях растений протекает очень важный процесс – фотосинтез. Для этого процесса растению необходимы: солнечный свет, влага, углекислый газ, зеленый пигмент – хлорофилл. В результате, дерево производит себе еду, а в атмосферу выделяется кислород, необходимый для всего живого на Земле. В технике «мятая бумага» изображена красота дерева в разное время года.

15 ребенок: Вот так почва! (слайд 40)

Почва это переходное звено между живой и неживой природой. Откуда на нашей планете появилась почва? Какие бывают почвы, и кто в них живет? Этот почвенный разрез мы выполнили, используя техники «монотипия» и «мятая бумага».

16 ребенок: Великий круговорот жизни (слайд 41).

Природные процессы, которые повторяются через определенный промежуток времени, называются цикличными. Круговорот воды в природе, смена времен года, развитие насекомого и жизненный цикл цветка подчинены этому закону. На рисунке изображена красота Земли с высоты птичьего полета.

Ведущий: А сейчас включаем хорошо известную детскую программу (слайд 42) «Спокойной ночи малыши», в которой рассказываются и показываются сказки на ночь для детей. Мы с ребятами тоже приготовили небольшие сказки, истории, и проиллюстрировали их своими рисунками. Посмотрим, как это у нас получилось.

Демонстрируются рисунки, выполненные детьми в графическом редакторе Paint (слайд 43) (переход на презентацию с рисунками детей).

Ведущий: Мы продолжаем нашу телепрограмму (слайд 44). Передача «Умники и умницы» – интеллектуальная гуманитарная телевикторина. В ней побеждает умнейший.

В нашем классе тоже есть свои умники и умницы, которые на протяжении всего года показывали лучшие результаты по информатике и экологии (слайд 45).

Учащиеся, получившие максимальное количество баллов в тестировании по информатике и экологии, награждаются медалями и памятными призами.

Ведущий: Наша телепрограмма приближается к завершению и, напоследок, в эфире (слайд 46) «Минута славы» – передача, где каждый может показать свои таланты. Но побеждает сильнейший. И мы сегодня будем поздравлять победителей, которые проявили свои таланты (слайд 47).

Победители конкурсов рисунков и тетрадей награждаются грамотами и памятными призами (слайд 48).

Приложение 2, Приложение 3.