Цели:
- систематизировать знания по теме: "Объемы геометрических тел";
- на основе повторения теории совершенствовать практические навыки учащихся в решении задач;
- развитие познавательного интереса;
- развитие логического мышления и внимания;
- показать практическое применение математических знаний в хозяйственной деятельности человека, а также коренных народов Севера (ханты и манси);
- развивать пространственное воображение, интерес к предмету;
- формирование потребности в приобретении знаний;
- воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения.
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знанийОборудование: мультимедийное оборудование (проектор и интерактивная доска);
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Для тренировки смекалки представьте себе такую жизненную ситуацию:
Двое заспорили о содержимом бочки, что воды более, чем на половину, а другой утверждал, что менее. Как убедиться, кто прав, не употребляя ни палки, ни веревки, ни вообще какого-либо приспособления для измерения?
Учащиеся: выявляют возможности решения этих проблем. Приходят к выводу, что необходимо помнить некоторые свойства фигур и формулы объемов.
Слайд № 1
II. Актуализация знаний.
1) Для проверки теоретических знаний проводится математический диктант.
Два ученика работают за закрытыми досками, остальные в тетрадях.
Учитель показывает фигуру, ученики определяют ее вид и записывают соответствующую ей формулу объема.
2) Решение задач по готовым чертежам.
Работа в тетрадях. Выполняется только решение задач, используя данные по готовым чертежам.
Слайд № 2
Задача 1.
Дана прямая призма. Найти высоту.
Слайд № 3
Задача 2.
Найти объем пирамиды.
Слайд № 4
Задача 3.
SO - высота пирамиды.
Слайд № 5
Задача 4.
Найти объем цилиндра.
III. Отработка навыков решения задач.
Многогранники и тела вращения имеют широкое распространение в окружающем нас мире. Большое значение они имеют в практической деятельности человека.
Слайд № 6
Задача 1.
Сколько сена (в кг) вмещает сеновал размерами 6*3*4 м, если тюк сена имеет размеры 0,8*0,4*0,5м и массу 20 кг.
Слайд № 7
Решение:
Дано: параллелепипеды
а=6м, b=3м, с=4м
а1=0,8м, b2=0,4м, с2=0,5м
m=20кг
Найти: mсена
Решение: Vc= 634=72 м3
Vc= 0,80,40,5=0,16 м3
n=72:0,16=450(тюков)
m=45020=9000 кг=9т
Ответ: m=9т
Слайд № 8
Задача 2.
Яма в форме правильной усеченной четырехугольной пирамиды имеет объем 133 м3. Найдите ее глубину, если сторона верхнего основания 9 м, а нижнего - 4м.
Решение:
Дано:
ABCDA1B1C1D1 - усеченная четырехугольная пирамида
V = 133 м3. АВ = 9м, А1В1 = 4м.
Найти: h.
Решение:
S = 92 = 81 м2
s = 42 = 16 м2
h = = 3 м.
Ответ: h = 3 м.
Слайд № 9
Задача 3.
Куча щебня по краям шоссейной дороги представляет собой конус. Окружность основания конической кучи щебня 12,1 м. Длина образующей 4,6 м. Каков объем кучи?
Задача для самостоятельного решения.
Слайд № 10
Какое количество кирпича сможет перевезти машина, имеющая размеры кузова 3,6м*2,3м*1м? Размеры кирпича 25см*12см*8см.
IV. Домашнее задание.
Творческое задание: составить и решить задачу на практическое применение математических знаний в хозяйственной деятельности коренных народов Севера(вычисление объемов тел: короба для сбора ягод в форме цилиндра, жилище в форме конуса, помещение для хранения корма для оленей в форме полуцилиндра и т.д.).
V. Итог урока.
Подчеркнуть значимость математических знаний для ведения сельского хозяйства.