Тема урока: «На свидание к лотосу».
Цели урока:
- познакомить с новыми произведениями, обучить умению читать, анализировать, работать с текстом;
- познакомить с Красной книгой Краснодарского края, растениями, занесенными в Красную книгу.
- развивать навыки анализа поэтического и прозаического текстов; развивать речь;
- воспитывать умение работать в коллективе, бережно относиться к природе, преумножать ее богатства.
Оборудование: мультимедийный проектор, тексты произведений, презентация (Приложение 1)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слайд №2 (Приложение 1)
II. Сообщение темы и цели
1. Разгадывание ребуса
Слайд №3
2. Объявление темы урока.
– Мы сейчас отправимся с вами в удивительное путешествие.
Слайд № 4
3. Работа с «Толковым словарем».
– Ребята, откройте свои словарики и найдите слово «лотос» и прочитайте его значение.
Слайд №5.
– Кто, ребята, из вас слышал о лотосе и может поделиться своими знаниями?
(Дети делятся своими знаниями).
Сообщение 1.
Лотос – это древнейшее растение. У народов Египта, Китая, Индии, Японии оно являлось объектом поклонения. Цветки лотоса удивительно красивы. Высокие ( до 10-15 см) – поднимаются на тонких ножках выше листьев. Цветы возвышаются над крупными большими, достигающими 0,8 м в диаметре, листьями. Темно-зеленые листья покрыты налетом, который придает им своеобразный сизый оттенок и обладает влагоотталкивающим свойством.
(Слайд № 6)
Сообщение 2.
Лотос размножается корневищами и плодами. Цветок лотоса раскрывается в августе. Цветет лотос до тех пор, пока не переродится в симпатичную черную ( или коричневую) корзинку и не осыплется семенами в воду для новых поколений. Эти семена могут пробудиться даже через несколько сотен лет.
(Слайд № 7)
Сообщение 3.
Лотос орехоносный занесен в Красную книгу России и Краснодарского края. Его численность еще относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в далеком будущем может поставить их под угрозу исчезновения.
Слайд № 8
– Сегодня мы познакомимся с творчеством И. Аникина, который побывал во многих уголках нашего края и свои наблюдения описал в своих произведениях. И сейчас мы отправимся на свидание к лотосу.
Слайд № 9.
– Но для начала выясним значение некоторых слов, которые вам встретятся в произведении, чтобы вы могли без труда осмыслить прочитанное.
III. Словарная работа
– Я вам назову слова, вы подумайте, может вам это слово знакомо. Если нет, то я вам помогу.
Слайд № 10.
IV. Чтение произведения учителем.
На свидание к лотосу
И. Аникин.
К полудню собрались тучи и пошел мелки теплый
дождь. Но откладывать экспедицию не будем. Когда
еще представится возможность увидеть лотосы?
Ведь не зря называют их чудом природы…
примыкающие к Азовскому морю лиманы, неглубоки.
Они поросли водорослями, осокой, камышом.
Пробираться на моторке по таким зарослям трудно.
Наконец лодка подплывает к обширному плёсу и
останавливается. У камышей беспокойно гогочут
гуси. Часа три петляем по причудливым закоулкам
лимана, а лотоса всё нет.
Впервые на Кубань древний цветок был завезен из
Астраханского заповедника и высажен в лимане
неподалёку от станицы Гривенской. В 1961 году
несколько плодов-орехов лотоса было посажено
недалеко от хутора Садки. Через три года здесь
появился первый бутон древнего растения.
Лотос сразу же признали «своим». Цветущую
плантацию посещают молодожены, молодые родители
с новорожденными. А про туристов и говорить
нечего! Каждый стремится побывать,
сфотографировать громадные экзотические цветы.
… Лодка вынырнула из камыша. Перед нами
предстала картина, которую без преувеличения
можно назвать сказочной. На тихой воде лежало
множество огромных темно-зеленых листьев. А над
нами на прочных стеблях покоились
цветы-великаны. В лучах летнего солнца лепестки
лотоса горели розово-пурпурным или красным
огнем. На листьях-зонтах, на разноцветных бутонах
алмазами переливались капельки дождя.
Мы долго любовались цветами лотоса. Но пришло
время собираться домой… лодка набирает
скорость. До свидания, лотосы!
V. Беседа по содержанию
Слайд № 11.
VI. Составление «книжкиного паспорта»
– Запишите автора произведения, его название,
определите жанр произведения и тему его.
(Дети выполняют самостоятельно. Жанр
произведения – рассказ (обозначаем квадратиком),
тема – о природе (раскрашиваем квадратик зеленым
цветом).
Слайд № 12.
VII. Чтение произведения по частям учащимися и составление плана (коллективно)
– Как вы думаете, на сколько частей можно
разделить этот рассказ?
– Мы сейчас прочитаем произведение по частям и
составим план.
Слайд № 13.
VIII. Физкультминутка
Слайд № 14.
IX. Работа над поэтическим произведением
1) Вводное слово учителя.
– На этом наше свидание с лотосами не
закончилось. Оно продолжается вместе с
замечательной кубанской поэтессой
Л.Мирошниковой.
Слайд № 15.
2) Чтение стихотворения «Кубанская сказка» учителем.
Кубанская сказка
Л. Мирошникова
В неприметной заводи Кубани,
Где темней вода и гуще ряска,
Где нырки снуют в туманной рани,
Каждым летом оживает сказка.
Будто в час зари фламинго стая
На хрусталь воды с небес слетает,
Опереньем розовым блистая, –
Это всюду лотос зацветает.
В капельке росы на самом донце
Их огромной бархатной листвы
Вам смеется радостное солнце, –
И ему в ответ смеетесь вы.
X. Беседа
– Вам понравилось стихотворение?
– Какие чувства вы испытывали, когда слушали это
произведение?
XI. Словарная работа
– Какие незнакомые слова вам встретились в произведении.
Слайд №16.
XII. Составление «книжкиного паспорта»
– Запишите автора произведения, его название, определите жанр произведения и тему его.
(Дети выполняют самостоятельно. Жанр
произведения – стихотворение (обозначаем
треугольником), тема – о природе (раскрашиваем
треугольник зеленым цветом).
Слайд № 17.
XIII. Составление партитуры произведения
(Слова учителя сопровождаются показом слайда)
– Сейчас мы проанализируем это стихотворение
по четверостишиям.
– Прочитайте первое четверостишие.
– О чем идет речь в этом отрывке?
– Как можно его озаглавить?
– Какие секреты писателя использовала Л.
Мирошникова? (Оживление, красочные слова –
эпитеты)
– Читаем второе четверостишие.
– О чем говорится в этом отрывочке? (О поре
цветения лотоса)
– Какая картина предстала перед нами?
– С кем автор сравнивает лотосы?
– Какие секреты писателя здесь использованы?
(Сравнение, красочные слова-эпитеты).
– Прочитайте последний отрывок.
– О чем он?
– Какие секреты писателя помогли автору донести
до нас это чудо?
Слайд №18
XIV. Релаксация
– Слушаем музыку и любуемся чудесной сказкой.
Слайд № 19
XV. Беседа.
Слайд №20
XVI. Игра «Дружные слова»
– Ребята, кто больше подберет синонимов к слову «радостно»?
Слайд № 21
XVII. Работа с выставкой книг
– Ребята, много нового можно узнать о лотосах
их различных книг. Эти книги вы можете увидеть на
нашей выставке.
– Скажите, пожалуйста, почему на полке есть
Красная книга Краснодарского края? Кто
догадался?
– Правильно. Дело в том что лотос занесен в
Красную Книгу нашего края. Мы должны беречь это
растение, чтобы его красотой могли любоваться
ваши дети и внуки.
XVIII. Создание пруда с лотосами
– Ребята, я предлагаю вам создать свою заводь с
лотосами, которые вы «сделали» на уроке
трудового обучения.
(Дети под музыку подходят к нарисованному
водоему и прикрепляют лотосы).
Слайд № 22.
XIX. Итог
Слайд № 23.
– С чем познакомились на уроке?
– Что нового узнали?
– Почему лотосы занесены в Красную книгу?
– Что человек должен сделать для того, чтобы
сохранить лотосы?
Слайды № 24, № 25
XX. Домашнее задание
Слайд № 26.
Нарисовать то, что больше всего запомнилось и
понравилось?
Создайте свои правила охраны лотоса
– Спасибо ребята за работу на уроке!
Слайд № 27.