Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «На свидание к лотосу».

Цели урока:

  • познакомить с новыми произведениями, обучить умению читать, анализировать, работать с текстом;
  • познакомить с Красной книгой Краснодарского края, растениями, занесенными в Красную книгу.
  • развивать навыки анализа поэтического и прозаического текстов; развивать речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе, бережно относиться к природе, преумножать ее богатства.

Оборудование: мультимедийный проектор, тексты произведений, презентация (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слайд №2 (Приложение 1)

II. Сообщение темы и цели

1. Разгадывание ребуса

Слайд №3

2. Объявление темы урока.

– Мы сейчас отправимся с вами в удивительное путешествие.

Слайд № 4

3. Работа с «Толковым словарем».

– Ребята, откройте свои словарики и найдите слово «лотос» и прочитайте его значение.

Слайд №5.

– Кто, ребята, из вас слышал о лотосе и может поделиться своими знаниями?

(Дети делятся своими знаниями).

Сообщение 1.

Лотос – это древнейшее растение. У народов Египта, Китая, Индии, Японии оно являлось объектом поклонения. Цветки лотоса удивительно красивы. Высокие ( до 10-15 см) – поднимаются на тонких ножках выше листьев. Цветы возвышаются над крупными большими, достигающими 0,8 м в диаметре, листьями. Темно-зеленые листья покрыты налетом, который придает им своеобразный сизый оттенок и обладает влагоотталкивающим свойством.

(Слайд № 6)

Сообщение 2.

Лотос размножается корневищами и плодами. Цветок лотоса раскрывается в августе. Цветет лотос до тех пор, пока не переродится в симпатичную черную ( или коричневую) корзинку и не осыплется семенами в воду для новых поколений. Эти семена могут пробудиться даже через несколько сотен лет.

(Слайд № 7)

Сообщение 3.

Лотос орехоносный занесен в Красную книгу России и Краснодарского края. Его численность еще относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в далеком будущем может поставить их под угрозу исчезновения.

Слайд № 8

– Сегодня мы познакомимся с творчеством И. Аникина, который побывал во многих уголках нашего края и свои наблюдения описал в своих произведениях. И сейчас мы отправимся на свидание к лотосу.

Слайд № 9.

– Но для начала выясним значение некоторых слов, которые вам встретятся в произведении, чтобы вы могли без труда осмыслить прочитанное.

III. Словарная работа

– Я вам назову слова, вы подумайте, может вам это слово знакомо. Если нет, то я вам помогу.

Слайд № 10.

IV. Чтение произведения учителем.

На свидание к лотосу

И. Аникин.
К полудню собрались тучи и пошел мелки теплый дождь. Но откладывать экспедицию не будем. Когда еще представится возможность увидеть лотосы? Ведь не зря называют их чудом природы… примыкающие к Азовскому морю лиманы, неглубоки. Они поросли водорослями, осокой, камышом. Пробираться на моторке по таким зарослям трудно.
Наконец лодка подплывает к обширному плёсу и останавливается. У камышей беспокойно гогочут гуси. Часа три петляем по причудливым закоулкам лимана, а лотоса всё нет.
Впервые на Кубань древний цветок был завезен из Астраханского заповедника и высажен в лимане неподалёку от станицы Гривенской. В 1961 году несколько плодов-орехов лотоса было посажено недалеко от хутора Садки. Через три года здесь появился первый бутон древнего растения.
Лотос сразу же признали «своим». Цветущую плантацию посещают молодожены, молодые родители с новорожденными. А про туристов и говорить нечего! Каждый стремится побывать, сфотографировать громадные экзотические цветы.
… Лодка вынырнула из камыша. Перед нами предстала картина, которую без преувеличения можно назвать сказочной. На тихой воде лежало множество огромных темно-зеленых листьев. А над нами на прочных стеблях покоились цветы-великаны. В лучах летнего солнца лепестки лотоса горели розово-пурпурным или красным огнем. На листьях-зонтах, на разноцветных бутонах алмазами переливались капельки дождя.
Мы долго любовались цветами лотоса. Но пришло время собираться домой… лодка набирает скорость. До свидания, лотосы!

V. Беседа по содержанию

Слайд № 11.

VI. Составление «книжкиного паспорта»

– Запишите автора произведения, его название, определите жанр произведения и тему его.
(Дети выполняют самостоятельно. Жанр произведения – рассказ (обозначаем квадратиком), тема – о природе (раскрашиваем квадратик зеленым цветом).

Слайд № 12.

VII. Чтение произведения по частям учащимися и составление плана (коллективно)

– Как вы думаете, на сколько частей можно разделить этот рассказ?
– Мы сейчас прочитаем произведение по частям и составим план.

Слайд № 13.

VIII. Физкультминутка

Слайд № 14.

IX. Работа над поэтическим произведением

1) Вводное слово учителя.
– На этом наше свидание с лотосами не закончилось. Оно продолжается вместе с замечательной кубанской поэтессой Л.Мирошниковой.

Слайд № 15.

2) Чтение стихотворения «Кубанская сказка» учителем.

Кубанская сказка

Л. Мирошникова

В неприметной заводи Кубани,
Где темней вода и гуще ряска,
Где нырки снуют в туманной рани,
Каждым летом оживает сказка.
Будто в час зари фламинго стая
На хрусталь воды с небес слетает,
Опереньем розовым блистая, –
Это всюду лотос зацветает.
В капельке росы на самом донце
Их огромной бархатной листвы
Вам смеется радостное солнце, –
И ему в ответ смеетесь вы.

X. Беседа

– Вам понравилось стихотворение?
– Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?

XI. Словарная работа

– Какие незнакомые слова вам встретились в произведении.

Слайд №16.

XII. Составление «книжкиного паспорта»

– Запишите автора произведения, его название, определите жанр произведения и тему его.

(Дети выполняют самостоятельно. Жанр произведения – стихотворение (обозначаем треугольником), тема – о природе (раскрашиваем треугольник зеленым цветом).
Слайд № 17.

XIII. Составление партитуры произведения

(Слова учителя сопровождаются показом слайда)

– Сейчас мы проанализируем это стихотворение по четверостишиям.
– Прочитайте первое четверостишие.
– О чем идет речь в этом отрывке?
– Как можно его озаглавить?
– Какие секреты писателя использовала Л. Мирошникова? (Оживление, красочные слова – эпитеты)
– Читаем второе четверостишие.
– О чем говорится в этом отрывочке? (О поре цветения лотоса)
– Какая картина предстала перед нами?
– С кем автор сравнивает лотосы?
– Какие секреты писателя здесь использованы? (Сравнение, красочные слова-эпитеты).
– Прочитайте последний отрывок.
– О чем он?
– Какие секреты писателя помогли автору донести до нас это чудо?

Слайд №18

XIV. Релаксация

– Слушаем музыку и любуемся чудесной сказкой.

Слайд № 19

XV. Беседа.

Слайд №20

XVI. Игра «Дружные слова»

– Ребята, кто больше подберет синонимов к слову «радостно»?

Слайд № 21

XVII. Работа с выставкой книг

– Ребята, много нового можно узнать о лотосах их различных книг. Эти книги вы можете увидеть на нашей выставке.
– Скажите, пожалуйста, почему на полке есть Красная книга Краснодарского края? Кто догадался?
– Правильно. Дело в том что лотос занесен в Красную Книгу нашего края. Мы должны беречь это растение, чтобы его красотой могли любоваться ваши дети и внуки.

XVIII. Создание пруда с лотосами

– Ребята, я предлагаю вам создать свою заводь с лотосами, которые вы «сделали» на уроке трудового обучения.
(Дети под музыку подходят к нарисованному водоему и прикрепляют лотосы).
Слайд № 22.

XIX. Итог

Слайд № 23.

– С чем познакомились на уроке?
– Что нового узнали?
– Почему лотосы занесены в Красную книгу?
– Что человек должен сделать для того, чтобы сохранить лотосы?

Слайды № 24, № 25

XX. Домашнее задание

Слайд № 26.

Нарисовать то, что больше всего запомнилось и понравилось?
Создайте свои правила охраны лотоса

– Спасибо ребята за работу на уроке!

Слайд № 27.