Урок русского языка по теме "Глагол. Обобщение знаний"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать умение задавать вопросы к глаголу;
  • совершенствовать навык распознавания глагола в тексте;
  • обобщить знания по теме;
  • способствовать формированию навыков учебного труда – планирование работы, предупреждение ошибок, использование материала учебника;
  • развивать речь, мышление; воспитывать мотивацию обучения, создавать ситуации доверия и успеха.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Внимание на экран (Приложение 1)

Слайд 1:

Начинается новый трудовой  день.
Твой главный труд – учёба.
Помни: никакие трудности не страшны, если научишься хорошо трудиться.
– Желаю успехов в учении.

II. Работа над темой урока

– Открываем тетради. Садимся удобно. В путь, друзья!

Слайд 2:     

что делать?             что будет делать?
что делает?
что сделает?           что делал?
что делают?           что сделать?

– Что видите на экране? Это часть вопросов, которые помогают распознать глагол среди слов и в предложении. Тема. «Глагол»

Что без меня предметы?
Лишь названья
А я приду –
Всё в действие придёт.

Слайд 3.

– Такое множество вопросов, давайте распределим на группы по порядку изучения темы и наметим этапы урока.

1 группа вопросов: (Учебник – наш друг и помощник. Сведения с. 23)

что делает?
что делают?

(Глаголы, отвечающие на эти вопросы, обозначают действия одного или нескольких предметов)

2 группа вопросов (Слова помощники: вчера, сегодня, завтра)

– Если действие  уже было, то зададим вопрос: Что делал?
– Если действие происходит сейчас, то зададим вопрос: Что делает?
– Если действие произойдёт потом, завтра, задаём вопрос: Что сделает?

(Вопросы глаголов разных временных форм)

3 группа: оставшиеся вопросы. (Сведения с.19).

Что делать?     Что сделать?

– Мы наметили план работы. Смелее за работу. Прошу взять карточки (ед. ч. и мн. ч.) и встать. (Вот и пришло всё в действие). Карточкой показываем действие одного или нескольких предметов я называю.

Белеет (Образуем мн. ч.), стрекочут (Образуем ед.ч.), льёт (? мн.ч.), блестит (? мн. ч.), лежу (? мн. ч.), жужжат (? ед. ч.).

– Спасибо. Садитесь.

Слайд 4:   Родители __________, а ребёнок _______________ .

– Что заметили? (В предложении пропущены слова). Какое действие выполняет ребёнок?  А о действиях родителей какое слово можно подобрать? Какой части речи слова надо вставить?

Дети предлагают свои предложения. Записать предложения самостоятельно. (Помощь нуждающимся) Обмен тетрадями. Взаимопроверка.

– В предложении глагол является … (сказуемым). Как подчёркиваем сказуемое? Подчеркните глаголы.

– Успешно справились с этим этапом, переходим к следующему.

Упражнение 258, с. 24. Отрывок из стихотворения.

– Читаем задание. Обдумываем. Объясняем.

Стихотворная форма – в тетради запишем 4 строки.
2 сложных предложения запишем по частям.
1 стока – запись после объяснения орфограмм.
2 трока – комментирование записи.
3 строка – самостоятельное списывание.
4 строка – письмо по памяти. (Кому трудно – можно смотреть в учебник).

Проверка написанного отрывка.

– Какое название четверостишию дадите? Сам А.Плещеев какое название дал стихотворению? Желающие могут взять в библиотеку стихотворение, узнать его название и прочитать. Может кто-то выучит его наизусть.

– Хорошо потрудились. Отдохнем.

Физминутка

– Переходим к следующему этапу.

Слайд 5:    Что делать?                  Что сделать?

– Чем интересны и особенны вопросы и глаголы, к которым эти вопросы задаём? (В вопросах есть ТЬ, в глаголах тоже должно быть ТЬ или ТИ).

Слайд 6 Л(а, о)мать гол...ву.                                              вмешиваться

         С(о, а)вать нос.                                               думать

 – Что записано в левом столбике?  Как понимаете? Объясним написание слов в предложении.
– Почему именно эти глаголы предложены в правом столбике?

Слайд 7. Ломать голову –                       вмешиваться

          Совать нос –                          думать

– Существуют словари таких выражений. (Показ словаря.) Как он называется? Рекомендую почитать.
– За какое действие можно похвалить? За какое действие никто не похвалит?

Составление предложений. Запись предложения с выражением. (Кто сомневается в написании слова, поднимите руку).
Звукобуквенный анализ слова-глагола по выбору
(ломать, совать, думать) – … зв., … б.,  ... слог.,  … глас., … согл.

III. Домашнее задание
.
Слайд 8: По выбору, стр.53, упражнение № 266 или 3-4 предложения 

IV. Итог урока

– Какой вид работы понравился? Что было трудным?
– Что запомнили о глаголе?

Оценки.

– Спасибо за работу. Успехов вам, ребята.