Цели урока:
- формировать умение задавать вопросы к глаголу;
- совершенствовать навык распознавания глагола в тексте;
- обобщить знания по теме;
- способствовать формированию навыков учебного труда – планирование работы, предупреждение ошибок, использование материала учебника;
- развивать речь, мышление; воспитывать мотивацию обучения, создавать ситуации доверия и успеха.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Внимание на экран (Приложение 1)
Слайд 1:
Начинается новый трудовой день.
Твой главный труд – учёба.
Помни: никакие трудности не страшны, если
научишься хорошо трудиться.
– Желаю успехов в учении.
II. Работа над темой урока
– Открываем тетради. Садимся удобно. В путь, друзья!
Слайд 2:
что делать? что будет делать?
что делает?
что сделает? что делал?
что делают? что сделать?
– Что видите на экране? Это часть вопросов, которые помогают распознать глагол среди слов и в предложении. Тема. «Глагол»
Что без меня предметы?
Лишь названья
А я приду –
Всё в действие придёт.
Слайд 3.
– Такое множество вопросов, давайте распределим на группы по порядку изучения темы и наметим этапы урока.
1 группа вопросов: (Учебник – наш друг и помощник. Сведения с. 23)
что делает?
что делают?
(Глаголы, отвечающие на эти вопросы, обозначают действия одного или нескольких предметов)
2 группа вопросов (Слова помощники: вчера, сегодня, завтра)
– Если действие уже было, то зададим вопрос:
Что делал?
– Если действие происходит сейчас, то зададим
вопрос: Что делает?
– Если действие произойдёт потом, завтра, задаём
вопрос: Что сделает?
(Вопросы глаголов разных временных форм)
3 группа: оставшиеся вопросы. (Сведения с.19).
Что делать? Что сделать?
– Мы наметили план работы. Смелее за работу. Прошу взять карточки (ед. ч. и мн. ч.) и встать. (Вот и пришло всё в действие). Карточкой показываем действие одного или нескольких предметов я называю.
Белеет (Образуем мн. ч.), стрекочут (Образуем ед.ч.), льёт (? мн.ч.), блестит (? мн. ч.), лежу (? мн. ч.), жужжат (? ед. ч.).
– Спасибо. Садитесь.
Слайд 4: Родители __________, а ребёнок _______________ .
– Что заметили? (В предложении пропущены слова). Какое действие выполняет ребёнок? А о действиях родителей какое слово можно подобрать? Какой части речи слова надо вставить?
Дети предлагают свои предложения. Записать предложения самостоятельно. (Помощь нуждающимся) Обмен тетрадями. Взаимопроверка.
– В предложении глагол является … (сказуемым). Как подчёркиваем сказуемое? Подчеркните глаголы.
– Успешно справились с этим этапом, переходим к следующему.
Упражнение 258, с. 24. Отрывок из стихотворения.
– Читаем задание. Обдумываем. Объясняем.
Стихотворная форма – в тетради запишем 4
строки.
2 сложных предложения запишем по частям.
1 стока – запись после объяснения орфограмм.
2 трока – комментирование записи.
3 строка – самостоятельное списывание.
4 строка – письмо по памяти. (Кому трудно – можно
смотреть в учебник).
Проверка написанного отрывка.
– Какое название четверостишию дадите? Сам А.Плещеев какое название дал стихотворению? Желающие могут взять в библиотеку стихотворение, узнать его название и прочитать. Может кто-то выучит его наизусть.
– Хорошо потрудились. Отдохнем.
Физминутка
– Переходим к следующему этапу.
Слайд 5: Что делать? Что сделать?
– Чем интересны и особенны вопросы и глаголы, к которым эти вопросы задаём? (В вопросах есть ТЬ, в глаголах тоже должно быть ТЬ или ТИ).
Слайд 6 Л(а, о)мать гол...ву. вмешиваться
С(о, а)вать нос. думать
– Что записано в левом столбике? Как
понимаете? Объясним написание слов в
предложении.
– Почему именно эти глаголы предложены в правом
столбике?
Слайд 7. Ломать голову – вмешиваться
Совать нос – думать
– Существуют словари таких выражений. (Показ
словаря.) Как он называется? Рекомендую почитать.
– За какое действие можно похвалить? За какое
действие никто не похвалит?
Составление предложений. Запись предложения с
выражением. (Кто сомневается в написании слова,
поднимите руку).
Звукобуквенный анализ слова-глагола по выбору
(ломать, совать, думать) – … зв., … б., ...
слог., … глас., … согл.
III. Домашнее задание
.
Слайд 8: По выбору, стр.53, упражнение № 266 или 3-4
предложения
IV. Итог урока
– Какой вид работы понравился? Что было
трудным?
– Что запомнили о глаголе?
Оценки.
– Спасибо за работу. Успехов вам, ребята.