Цели:
- Сформировать знания основных физических и химических свойств воды; развивать навыки экспериментального исследования свойств веществ; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.
- Объяснить свойства воды. Доказать это на опытах.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать бережное отношение к воде, ее экономное расходование, необходимость заботится о чистой воде.
Оборудование: учебник, печатная тетрадь, карточки с условными знаками для минутки календаря, сигнальные карточки для игры в светофор, оборудование для проведения опыта
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Минутка календаря
– Ребята, давайте мы с вами заполним дневники наблюдений. На доске вывешены знаки, надо оставить только те, которые соответствуют сегодняшней погоде. А я посмотрю, справитесь ли вы с заданием.
III. Проверка домашнего задания
– Ребята, на доске висят игрушки, которые вы можете купить, но продаются они не за деньги, а за знания. Кто хочет первым купить игрушку.
Вопросы к аукциону:
- Назови свойства воздуха.
- Что происходит с нагреванием воздуха.
- Что происходит при охлаждение с воздухом.
- из чего состоит воздух.
- Хорошо ли воздух проводит тепло.
- Для чего нужен воздух.
- Расскажи, как бороться с загрязнением воздухом.
- Что делают растения.
- Какой газ воздуха необходим для дыхания.
- Что надо делать для охраны чистоты воздуха.
IV. Объяснение нового материала:
Послушайте стихотворение.
Спросил на днях
Малыш – сосед.
У струйки,
Льющейся из крана.
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? –
Спросил росу.
– Поверь – и я из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
– Знай, малыш,
И я пришла из океана!
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана.
– Откуда ты?
Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
– Ребята, вы послушали стихотворение.
Скажите, а где вы встречались с водой?
– Верно, человек каждый день всегда и везде
встречается с водой. Вода – это наше богатство,
без которого мы не можем жить так же, как и без
воздуха. Там, где вода, есть жизнь, а если нет воды,
то нет и жизни без воды, не может жить человек и
животный мир, без воды не могут расти растения.
Словом, без воды, как и без воздуха все погибло
бы..
1. Вода – природное богатство
Первое из природных богатств, с которым
встречается в своей жизни человек, – это вода.
Вода становится неразлучным спутником
человека на все жизнь, с момента его появления на
свет до последнего дня. »Воде, – сказал великий
Леонардо да Винчи, – была дана волшебная власть
стать соком жизни на Земле.»
Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов,
изобретет новые двигатели, но без он не сможет
жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет не
одного народа. У которого вода не считалась бы
матерью всего живого, целебной и очистительной
силой, источником плодородия. Известный
французский писатель, летчик Антуан де Сент
Экзюпери. Самолет, которого потерпел аварию
в пустыне Сахара, писал так: «Вода! У тебя
нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что такое!
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты
сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь
нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам
силы, с которыми мы уже простились. По твоей
милости в нас вновь начинает бурлить высокие
родники нашего сердца. Ты самое большое
богатство на свете.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с
замечательным веществом – это вода, узнаем,
чем важна вода. Какими свойствами обладает.
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
2. Чем важна вода?
1) Работа в печатной тетради (задание 66).
2) Работа с учебником (стр. 77).
Большая часть поверхности Земли покрыта
океанами, морями, реками, озерами. Вода
содержится и в почве, и в воздухе в виде облаков.
Пара, туманов. Покрывает снегом и льдом высокие
горы. Входит в состав всех живых организмов.
Потеря воды – это смерть. Потеряло растение
половину своей воды – погибло, а животному
того меньше надо потерять, чтобы погибнуть.
Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы,
тритоны – всасывают воду через кожу.
Есть на земле и такие интересные животные, у
которых вода образуется из жира. Нигогда не пьют
воду жуки – долгоносики, гусеницы платяной моли.
Где еще можно найти воду на Земле? Конечно же , в
растениях. Действительно, в листьях, стеблях,
плодах растений тоже содержится вода. В помидоре
– 95%, в огурце – 98; воды.
Все растения. Обитающие на суше, имеют
приспособления к добыванию и сохранению влаги.
Корни
Пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят в глубь
земли до 2метров, у деревьев – на 10 – 12метров,
а у жителей пустыни – верблюжьей колючки – до
20 м. Мхи и лишайники, лишенные корней, научились
улавливать водяной пар из воздуха.
Для многих живых организмов вода – дом родной.
Они приспособились жить в воде и не могут жить
вне ее.
Бобр, строит себе дом посреди водоема с
подводным входом – защита от хищников.
Кит на воздухе был бы раздавлен собственной
массой. Только в воде может он найти столько пищи.
Лягушки рождаются в воде и живут возле нее и в
ней.
3. Для чего нужна вода человеку
Как и у всех живых организмов, тело человека
состоит из клеток, наполненных водой. Ежедневно
из организма человека выводится до 2 литров воды.
Вот это количество потерянной воды и должен
восполнить человек с пищей.
Большое количество воды человек расходует на
поддержание в чистоте рук, тела, зубов. Еще больше
воды уходит на приготовление еды, мытье посуды,
стирки белья.
3) работа с текстом учебника (с.77 – 78).
– У каких водоемов селились наши предки? Как
они использовали воду?
– Как образовались слова «водопровод, водовоз»?.
– Предположите, как сельские жители определяют
место, где следуют копать колодец. (С опорой на
рисунок, с.79).
– Почему надо экономить воду?
Предлагаю вам решить экономические задачи.
1. В квартире неисправен кран, из которого за один час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки?
2. При утечке из крана воды за сутки набирают 1 ведро. Сколько ведер наберется за неделю? За месяц?
Нам нужна для жизни только чистая пресная вода.
А где мы ее можем встретить?
Но часто в жизни бывает так, что люди забывают о
цене воды. Послушайте старинную легенду.
В отвесной скале одной из гор Армении каменотес
просверлил отверстие, из которого текла тонкая
струйка живительной влаги. На скале он высек
слова о том, что – эта скала священная и что
отверстие в ней нельзя расширять. И все же
спустя века нашелся человек, который
из-за сиюминутной , выгоды, расширил
отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее.
Человека объявили героем. Но слава была его не
долгой. В скорее родник высох, а за ним
«высохла» и деревня.
– Как вы понимаете слова «деревня высохла»?
Таким образом, природные источники воды нельзя
считать неисчерпаемыми.
Прочитайте пословицы, придуманные разными
народами. Они жили далеко друг от друга, но все
ценили воду. Объясните смысл пословиц.
«Вода – мать полей, а без матери не проживешь»
(китайская пословица).
«Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет
колодец» (английская пословица).
«капля за каплей – образуется озеро, а
перестанет капать – образуется пустыня»
(узбекская пословица).
Физминутка
V. Практическая работа «Какими свойствами обладает вода»
Опыт 1.
Возьмите стакан с водой и опустите туда ложку. Скажите видна ли она? Как вы думаете, о каком свойстве воды это говорит?
Вывод: чистая вода прозрачна. Прозрачность воды важна подводным растениям, нуждающимся в солнечном свете, а также живущим в воде животным.
Опыт 2.
– Ребята, у вас у каждого на парте лежат цветные полоски . Поднесите полоски по очереди к стакану с водой. Скажите, имеет ли вода цвет?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт 3.
Возьмите стакан с водой и понюхайте. Имеет ли вода запах?
Вывод: чистая вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт 4.
– А теперь насыпьте в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же глины. Аккуратно размешайте. Скажите , что вы заметили?
Вывод: в воде растворяются вещества, но не все. Вода растворитель.
Опыт 5.
– Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с
водой при охлаждении и при нагревании. Я беру
колбу с трубкой, заполняю подкрашенной водой и
опускаю в горячую воду. Что вы заметили?
Эту же колбу поставлю в тарелку со льдом. Что
происходит?
Вывод: вода расширяется, при нагревание и сжимается , при охлаждении.
– А сейчас, откройте «ключ» к практической работе и прочитайте ответы. Верные ли выводы сделали мы.( Опыты по печатной тетради, задание 70).
VI . Закрепление
– Сейчас проведем игру «Светофор». Напоминаю вам правила, я читаю вопросы и три ответа, если вы считаете, что правильный ответ первый, то поднимаете красный кружок, второй – желтый кружок, третий – зеленый кружок. Если же вы думаете, что правильные два ответа, то поднимаете два кружка соответственно порядку.
1. При нагревание вода 2. Если опустить предмет в воду:
а)
сжимается;
а) его не видно;
б)
расширяется;
б) он хорошо виден;
в) ничего не
происходит; в)
еле заметен;
3. Если пропустить мутную воду через фильтр: 4. Вода имеет:
а)
очищается; а)
цвет;
б)
загрязняется;
б)
запах;
в) остается
прежней; в)
ничего не имеет;
5. Если в воде размешать соль:
а) растворится;
б) растворится не до конца;
в) с ней ничего не произойдет.
Несколько человек выполняют эту работу на компьютере.
– Кто прочитает еще раз свойства воды?
– Почему вода – одно из самых главных богатств
Земли.
Домашнее задание: учебник ( с. 77-80), печатная тетрадь ( задание 68, 69).
VII. Рефлексия деятельности
Как ты оцениваешь себя на уроке.
Каждый ученик раскрасит свою рыбку и пустит ее в аквариум:
- золотую, если доволен собой на уроке;
- синюю, если допустил неточность в работе;
- красную – «еще надо постараться, и придет успех».
На доске дети заполняют рыбками аквариум своими успехами.
– Молодцы, вы хорошо работали, за активную работу на уроке я ставлю оценки.