Введение
Изменения в политической, социально-экономической ситуации, как в России, так и в нашем городе, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В городе имеет место быть нищета, беспризорность, правовая незащищенность подростков. Несовершеннолетние дети вынуждены адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду имеют следующие показатели: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество, кражи.
Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно стали превышать рост преступности в старших возрастных группах. Многолетняя борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дает положительных результатов и еще более обостряет обстановку. Появилась острая необходимость принципиально менять подходы к организации профилактической деятельности с социально дезадаптированными подростками. Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально- профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Решить эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, психологов, социальных педагогов, родителей, работников правоохранительных органов и представителей других структур, призванных работать с этой категорией детей.
Важное влияние в воспитании и профилактике правонарушений играет досуговая занятость детей и в этом огромная роль отводится учреждениям дополнительного образования, способным решать проблемы социальной адаптации подростков, организации здорового образа жизни, развивать их позитивную активность.
Но, как показывают многолетние наблюдения, «трудные» подростки не посещают эти заведения в силу многих причин, как экономических, так и психологических. Поиск путей разрешения данного противоречия составил проблему данного исследования. В процессе поиска путей выхода из создавшейся ситуации назрела необходимость создания в школе условий для организации досуговой или внеучебной занятости «трудных» подростков с набором мероприятий, охватывающих весь спектр профилактической работы с учетом их психофизических особенностей.
Одним из выбранных приоритетных направлений работы является создание ресурсного центра социальной практики в форме клуба «Подросток».
Цель деятельности: создание условий для социализации трудного подростка.
Задачи:
- создать позитивные правила педагогических действий на основе микроисследований индивидуальных данных подростков;
- реализовать организационно-педагогические условия создания ресурсного центра социальной практики в форме клуба;
- организовать коллективную деятельность направленную на толерантные отношения между детьми;
- проводить правовое просвещение с использованием игровых форм деятельности;
- приучать подростков к эстетике самообслуживания.
Глава I. Социальная практика в научно-педагогической литературе: понятия и реализация в работе с «трудными» подростками
1. 1. Социальная практика: основные понятия, задачи
Понятие – «социальная практика» в отечественной педагогической литературе используется не часто, но определений существует несколько. Родоначальниками наиболее используемого определения являются В.В. Давыдов – член Российской академии и Ю.В. Громыко – президент Московской академии развития образования, доктор психологических наук.
Социальная практика – это вид деятельности, в ходе которой возникают ситуации, способствующие приобретению подростком социального опыта.
Ситуации возникают в результате:
- формального (делового) общения и совместной деятельности подростков с представителями различных профессий, возможно и на рабочих местах;
- самостоятельного поиска в школе или во внешнем мире.
Социальная практика может принимать различные виды и формы деятельности, охватывающие разнообразные направления:
- работа в трудовых отрядах по благоустройству дворов, улиц города;
- ремонт нежилых помещений;
- озеленение и обустройство парков;
- выполнение реальных заказов в школьных мастерских;
- помощь и забота о тех, кто нуждается в ней (дети – в Детских домах, пожилые люди – в Домах престарелых, малообеспеченные люди, животные и т.д.).
Социальная практика может помочь подростку:
- найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезным);
- изучать современный социум и найти свое место в нем;
- узнать об интересующей профессии, попробовать себя на рабочем месте;
- получить ремесленные навыки;
- научиться нести ответственность за выбранное дело и доводить задуманное до реализации;
- учиться вступать в деловые отношения с частными лицами;
- научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям
– вот неполный перечень социальных компетентностей (достижения личности в развитии отношений с другими людьми, позволяющие эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации принятыми в социуме нормами и ценностями)[14] приобретаемых подростками в процессе занятий социальной практикой.
Особо значима социальная практика будет для подростка, который относится к категории «трудный».
«Трудный» подросток (по Шишковец Т.А) – ребенок, который в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства является психически и соматически ослабленным, социально запущенным, с наличием школьной и социальной дезадаптации.
Воспитание «трудных подростков» через социальные практики в России имеют
глубокие исторические корни, связанные с традициями милосердия и благотворительности, социальной помощи и взаимопомощи. [7, С. 12]
На определенном этапе развития каждого конкретного общества возникали моменты, когда воспитание отдельной категории подрастающего поколения приобретало такую степень сложности, что привлекались различные методы и формы специальной деятельности по подготовке его к жизни в социуме.
И в основе их лежало практическое действие, направленное на разрешение проблем, действие предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения. [7,С.13] В.В. Давыдов и Ю.В. Громыко определили задачи, которые могут решить социальные практики:
- формирование социальной компетенции на основе привлечения учащихся к общественно-значимой деятельности;
- приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
- знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, происходящих в обществе приобретение навыков формирования индивидуальных позитивных моделей поведения, адекватных ситуации, преодоление проблем, сопровождающих деятельность подростков;
- умения применять теоретические знания в конкретной ситуации. [7, С. 13]
1.2. Реализация социальных практик в работе с «трудными» подростками в практике российских педагогов
Использование социальных практик с целью профилактики правонарушений и преступлений в воспитательной деятельности российских педагогов в литературе освещено слабо. Но в разделе «Общепедагогические технологии» понятие социальные практики используют как одно из направлений в учебной деятельности, способствующее социализации ребенка в образовательных учреждениях.
В новых условиях образования имеет значение не «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество» [10, С. 12], а отношение человека к миру, осознание своей собственной роли в этом мире, нахождение своего места в нем, способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к анализу собственной деятельности, что является созвучно с задачами, которые решают социальные практики.
Федеральный стандарт образования предусматривает социализацию личности через учебный процесс и педагоги в разных уголках России реализуют социальные практики в учебной деятельности, используя методику В.В. Давыдова и Ю.В. Громыко, принимая за аксиому деятельностный подход в достижении целей и задач [12, C. 13].
Анализируя подходы к реализации задач социальной практики, убеждаешься в целесообразности использования их в работе с «трудными» подростками, так как цели и задачи по воспитанию подрастающего поколения едины, разница лишь в уровне социализации подростка, а зависит он, т.е. уровень, от многих причин:
- от статуса семьи (полная, неполная, многодетная или опекаемая и т. д.);
- от материального обеспечения семьи;
- от уровня образования родителей в семье;
- от традиций в семье;
- от образа жизни родителей и т. д.
Но ребенок из любой семьи, в любой жизненной ситуации есть – ребенок, даже если он «трудный» и задача педагогов – помочь найти ему свой позитивный путь в этом мире.
Конечно, при работе с этой категорией ребят необходима специальная программа с учетом их возрастных и психологических особенностей и возможностей, необходимо предусмотреть индивидуальный подход к каждой личности. Учитывая теоретические исследования ученых по позитивному влиянию социальной практики на сознание и поведение подростка, на базе МОУ СОШ № 15 была предпринята попытка ее реализации в форме клуба, и объектами деятельности являются «трудные» подростки данного учебного заведения.
Целиком текст исследовательской работы приведен в Приложении.